logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 02.03.2018 г. N 854/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно документов, подтверждающих расходы представительства и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Согласно пп. 133.2.2 п. 133.2 ст. 133 Кодекса постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, являются плательщиками налога на прибыль предприятий.

Подпунктом 141.4.7 п. 141.7 ст. 147 Кодекса определено, суммы доходов нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается в целях налогообложения к плательщику налога, осуществляющему свою деятельность независимо от такого нерезидента.

Порядок формирования объекта налогообложения определен в ст. 134 Кодекса.

В соответствии с пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.

Корректировка на суммы налоговых разниц в обязательном порядке осуществляется теми плательщиками, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета, за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает 20 миллионов гривен.

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта.

Пунктом 44.2 ст. 44 Кодекса предусмотрено, что для расчета объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности относительно доходов, расходов и финансового результата до налогообложения.

Согласно ст. 1 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. N 996-XIV (далее - Закон N 996) первичный документ - это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции.

Статьей 9 Закона N 996 определены основные реквизиты, которые должны иметь первичные и сводные учетные документы, а именно: название документа (формы); дату составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закон N 996 представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

Таким образом, по вопросу порядка отражения денежных средств в бухгалтерском учете и определения дохода целесообразно обратиться в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере бухгалтерского учета, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Одновременно сообщаем, что правовая норма пп. 141.4.7 п. 141.7 ст. 147 Кодекса является имплементацией в национальное законодательство принципа отдельной налоговой правосубъектности постоянного представительства нерезидента, рекомендованного Модельными конвенциями ООН и ОЭСР по налогу на доходы и капитал, и закрепленный в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения между Украиной и иностранными государствами.

Так, п. 2 ст. 7 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений, которая вступила в силу 11.03.1994 г. (далее - Конвенция) предусматривает, что с учетом положений п. 3 ст. 7 Конвенции, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях и действовало в полной независимости в отношении предприятия, постоянным представительством которого оно является.

Законом Украины от 07.12.2017 г. N 2254-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году" (далее - Закон N 2254) внесен ряд изменений в Кодекс, в частности относительно распространения контроля за трансфертным ценообразованием на постоянные представительства нерезидентов.

Согласно пп. "ґ" пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством, и которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика.

С учетом абзаца четвертого пп. 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый отчетный год.

В то же время, пп. 39.2.1.4 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса определено, что хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования являются все виды операций, соглашений или договоренностей подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль налогоплательщика, в т.ч. операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

Изменения в Кодекс направлены на совершенствование принципа отдельной налоговой правосубъектности постоянного представительства нерезидента в национальном налоговом законодательстве.

Указанный принцип, согласно комментариев и рекомендаций ООН и ОЭСР предусматривает, что в целях налогообложения постоянного представительства окончательное значение имеет не столько юридический характер взаимоотношений нерезидента и представительства (который соответствует взаимоотношениям предприятия и его филиала), сколько характер взаимоотношений, который бы имел место, если бы представительство было обособленным юридическим лицом.

Определение характера таких взаимоотношений основывается на изучении фактических обстоятельств дела, и может иметь форму, в частности, но не исключительно:

взаимоотношений в которых представительство выполняет функции, которые при аналогичных обстоятельствах мог бы выполнять независимый поставщик услуг (например, маркетинговых или рекламных), вступающий во взаимоотношения с материнской компанией как заказчиком,

взаимоотношений, в которых представительство выполняет функцию, которую при аналогичных обстоятельствах мог бы выполнять генподрядчик или субподрядчик по строительному контракту, вступающий во взаимоотношения с третьим лицом или материнской компанией как с субподрядчиком, наблюдательной организацией или генподрядчиком,

взаимоотношений, в которых представительство выполняет функцию, которую при аналогичных обстоятельствах мог бы выполнять независимый дистрибьютор товара, комиссионер или другой посредник.

Следовательно, при определении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства нерезидента в соответствии с правилами, предусмотренными пп. 141.4.7 п. 141.4 ст. 141 Кодекса, требования, установленные ст. 39 Кодекса, предусматривают определение фактических обстоятельств дела на основании функций, выполняемых представительством нерезидента, рисков, которые такое представительство несет, и активов, которые такое представительство использует, а также применение методов трансфертного ценообразования, определенных пп. 39.3.1 п. 39.3 ст. 39 Кодекса.

Кроме того, пп. 39.2.1.9 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса предусматривает, что объем хозяйственных операций налогоплательщика для целей абзацев третьего и четвертого пп. 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса исчисляется по ценам, соответствующим принципу "вытянутой руки".

Следовательно, хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, объем которых, определенный по правилам бухгалтерского учета (включая суммы денежных средств перечисленных от нерезидента на счета его представительства в Украине) превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый отчетный год признаются контролируемыми.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2