logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 07.05.2018 г. N 2037/6/99-99-14-06-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение на получение налоговой консультации относительно применения положений статьи 4 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, сообщает.

Законом Украины от 23 сентября 1994 года N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (далее - Закон) установлены сроки расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов, а также ответственность (в виде пени) за нарушение резидентами этих сроков.

Так, согласно статье 4 Закона нарушение резидентами, кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции на период ее проведения, сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 этого Закона или установленных Национальным банком Украины в соответствии со статьями 1 и 2 этого Закона, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

Законом Украины от 02 сентября 2014 года N 1669 "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции" (далее - Закон N 1669) определены, в частности, временные меры для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции, и лиц, проживающих в зоне проведения антитеррористической операции.

Статьей 11 "Заключительные и переходные положения" установлено, что этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования, и утрачивает силу через шесть месяцев со дня завершения антитеррористической операции, кроме пункта 4 статьи 11 "Заключительные и переходные положения" этого Закона.

Действие этого Закона распространяется на период проведения антитеррористической операции и на шесть месяцев после дня ее завершения.

Статьей 1 Закона N 1669 установлено, что период проведения антитеррористической операции - время между датой вступления в силу Указа Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины" от 14 апреля 2014 года N 405/2014 и датой вступления в силу Указа Президента Украины о завершении проведения антитеррористической операции или военных действий на территории Украины.

Территория проведения антитеррористической операции - территория Украины, на которой расположены населенные пункты, определенные в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины" от 14 апреля 2014 года N 405/2014.

Во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 11 "Заключительные и переходные положения" Закона N 1669 распоряжением Кабинета Министров Украины от 02.12.2015 г. N 1275-р утвержден перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция.

При этом, поскольку согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 1669, законы и другие нормативно-правовые акты Украины действуют в части, не противоречащей этому Закону, то нормы Закона N 1669 будут приоритетными над нормами Закона N 185.

Так, пунктом 4 статьи 11 Закона N 1669 внесены изменения в Закон N 185, а именно часть первая статьи 4 изложена в новой редакции:

"Нарушение резидентами, кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции на период ее проведения, сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 этого Закона или установленных Национальным банком Украины в соответствии со статьями 1 и 2 этого Закона, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара)".

Однако, нормами статьи 10 Закона N 1669 предусмотрено, что в течение срока действия этого Закона единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имевших место на территории проведения антитеррористической операции, как основания для освобождения от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

Согласно статье 6 Закона N 185, если превышение сроков, указанных в статьях 1 и 2 этого Закона, обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение указанных сроков останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем ​​окончания действия таких обстоятельств.

Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора.

В соответствии со статьей 141 Закона Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ей региональные торгово-промышленные палаты свидетельствуют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости. Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) для субъектов малого предпринимательства выдается бесплатно.

Форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам, а именно: угроза войны, вооруженного конфликта или серьезная угроза такого конфликта, включая но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, общая воинская мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общего врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратство, беспорядки, вторжение, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и т.д., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, ураган, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и оползень, другие стихийные бедствия и т.п.

Учитывая изложенное, считаем, что невозможность соблюдения субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность на территории проведения антитеррористической операции на период ее проведения, сроков, установленных статьями 1 и 2 Закона N 185, должна быть подтверждена сертификатом Торгово-промышленной палаты Украины или уполномоченными ею региональными торгово-промышленными палатами в соответствии с их компетенцией.

Вместе с тем, в постановлении Высшего административного суда Украины от 16.03.2016 г. N К/800/40301/15 указано, что для вынесения правильного решения (применения или неприменения штрафных санкций) выяснению подлежат обстоятельства относительно возможности или невозможности совершить резидентом действия, в том числе по зачислению средств от контрагентов-нерезидентов (как: ведение претензионной деятельности; открытие счетов в банковских учреждениях за пределами проведения АТО и т.п.).

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 2246-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3