logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 25.09.2018 г. N 4147/6/99-99-14-02-02-15/ІПК

О предоставлении индивидуальной налоговой консультации

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно предоставления индивидуальной налоговой консультации о достаточной "осмотрительности" и "разумности" и предоставлении контролирующим органом на запрос налогоплательщика информации о третьих лицах сообщает следующее.

В Налоговом кодексе Украины (далее - Кодекс) отсутствует определение понятий "осмотрительность" и "разумность".

Согласно части первой статьи 42 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ) предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Одними из принципов предпринимательской деятельности, определенных в части первой статьи 44 ХКУ, является самостоятельный выбор поставщиков и собственный коммерческий риск.

Согласно части второй статьи 527 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) каждая из сторон в обязательстве имеет право требовать доказательств того, что обязанность выполняется надлежащим должником, и несет риск последствий непредъявления такого требования.

Согласно части первой статьи 656 ГКУ предметом договора купли-продажи может быть товар, который есть у продавца на момент заключения договора или будет создан (приобретен, получен) продавцом в будущем. В соответствии со статьей 264 ГКУ материально-техническое снабжение и сбыт продукции осуществляется путем поставки продукции, приобретенной у других субъектов хозяйствования или собственного производства. Согласно части первой статьи 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.

Исходя из положений ст. 22 Кодекса, хозяйственные операции между плательщиками (операции по поставке) являются одним из видов объекта налогообложения.

Так, нормы Кодекса, регулирующие вопросы обложения налогом на добавленную стоимость во взаимоотношениях плательщиков налога при осуществлении поставки-приобретения товаров/услуг (проведения за них безналичных расчетов), четко определяют следующие обязательные условия для:

составления и регистрации поставщиком налоговой накладной в ЕРНН - это осуществление продавцом (поставщиком) - контрагентом покупателя операции по поставке последнему товаров/услуг (наличие события по отгрузке товаров/факта поставки услуг) или зачисление на банковский счет продавца предоплаты (аванса) на оплату покупателем товаров/услуг (подпункт "а"/"б" пункта 185.1 статьи 185; подпункт "а"/"б" пункта 187.1 статьи 187; абзацы первые пунктов 201.1, 201.7 и 201.10 статьи 201 Кодекса);

начисления покупателем сумм налога, относящихся к налоговому кредиту на основании зарегистрированной поставщиком налоговой накладной в ЕРНН - это осуществление покупателем - контрагентом продавца (поставщика) операции по приобретению (получению) от последнего товаров/услуг или перечисленик ему с банковского счета средств на оплату товаров/услуг (подпункт "а" пункта 198.1, абзацы первый - третий пункта 198.2, абзацы первый - второй пункта 198.3 и абзац третий пункта 198.6 статьи 198; абзацы второй - третий пункта 201.10 статьи 201 Кодекса).

Вышеуказанные нормы Кодекса свидетельствуют, что налоговая накладная будет основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту, при условии если:

имела место хозяйственная операция по поставке товаров/услуг (операция должна быть реальной);

налоговая накладная составлена ​​именно тем лицом, которое осуществило поставку товаров/услуг.

Согласно абзацев первого - второго пункта 44.1 статьи 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством; налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных указанными документами.

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определяет Закон Украины от 16.07.1999 г. N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон), исходя из норм которого:

операции учитываются в соответствии с их сущностью (абзац восьмой статьи 4 Закона), что безусловно предполагает наличие факта совершения хозяйственной операции, правильное определение ее содержания и объема и соответствующего дебитора или кредитора, а следовательно исключает возможность отображения в первичных документах и ​​регистрах бухгалтерского учета нереальных операций с псевдоконтрагентами;

операция по поставке-приобретению (получению) товаров/услуг, будучи действием (событием) во взаимоотношениях между предприятием и его соответствующим контрагентом, вызывает изменения в структуре активов и обязательств обеих сторон, участвовавших в ее осуществлении, является хозяйственной операцией, а основанием для ее отражения в учетных регистрах является первичный документ (например, расходная накладная, акт или друго документ, содержащий сведения о действиях по передаче-приемке товара/услуги, платежное поручение) (абзацы пятый и одиннадцатый статьи 1 и часть первая статьи 9 Закона);

первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, в частности содержание и объем хозяйственной операции, а также должности, личные подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, принимавших участие в осуществлении хозяйственной операции и отвечающих за ее осуществление, правильность оформления и достоверность (части вторая и восьмая статьи 9 Закона). То есть, первичный документ при осуществлении поставки-приобретения товаров/услуг (проведения за них безналичных расчетов) должен объективно определять основные данные относительно взаимосвязанных двусторонних (односторонних - при списании средств с банковского счета) действий предприятия и его контрагента и лиц, ответственных за их совершение (то есть, иметь достоверные данные);

хозяйственная операция в том отчетном периоде, в котором она была фактически осуществлена, подлежит отражению (на основании первичного документа) в учетных регистрах, ответственность за достоверность данных которых несет лицо, их составившее и подписавшее (часть пятая статьи 9 Закона).

Следовательно, при наличии у контролирующего органа совокупности надлежащих и достаточных доказательств нереальности задекларированной хозяйственной операции по поставке-приобретению (получению) товаров/услуг (в частности, невозможности осуществления поставки идентифицированного товара в связи с отсутствием факта его приобретения и/или производства поставщиком) или перечисления средств как якобы аванса за товары/услуги (при отсутствии каких-либо объективных обстоятельств их реальной поставки в будущем), и учитывая приведенные выше нормы Кодекса и Закона, является основанием для фиксации в материалах контрольных мероприятий фактов нарушения норм:

частей первой и второй статьи 9 (с учетом абзацев пятого и одиннадцатого статьи 1) Закона - при составлении первичного документа (расходной накладной, акта или другого документа, содержащего недостоверные сведения о действиях по передаче-приему товара/услуги, платежного поручения, содержащего недостоверные данные о назначении платежа);

части пятой статьи 9 Закона и соответствующих положений (стандартов) бухгалтерского учета - при переносе информации с неправомерно составленного первичного документа в учетные регистры;

подпунктов "а"/"б" пункта 185.1 статьи 185; подпунктов "а"/"б" пункта 187.1 статьи 187; пунктов 201.1, 201.7 и 201.10 статьи 201 Кодекса - при составлении и регистрации "поставщиком" налоговой накладной в ЕРНН;

подпункта "а" пункта 198.1, абзацев первого - третьего пункта 198.2, абзацев первого - второго пункта 198.3 и абзаца третьего пункта 198.6 статьи 198; абзацев второго - третьего пункта 201.10 статьи 201 Кодекса при начислении "покупателем" сумм НДС с их отнесением к налоговому кредиту на основании неправомерно составленной и зарегистрированной "поставщиком" налоговой накладной в ЕРНН.

Налоговым законодательством не предусмотрено право налогоплательщика на обращение в контролирующие органы с целью подтверждения "добросовестности" других налогоплательщиков. В то же время подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Кодекса определено право налогоплательщика на неразглашение контролирующим органом сведений о таком плательщике без его письменного согласия.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4