logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 30.10.2018 г. N 4644/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

О налоге на добавленную стоимость

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка обложения НДС операций по продаже проездных документов на проезд в городском пассажирском транспорте с применением автоматизированной системы учета оплаты проезда (далее - АСУП) и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), сообщает.

Как указано в обращении, распоряжением исполнительного органа Киевского городского совета плательщик налога определен лицом, уполномоченным осуществлять взимание платы за транспортные услуги, предоставляемые и оплачиваемые с использованием АСУП (оператором АСУП). Такая плата поступает плательщику налога от пассажиров через агентов (агентства) и уполномоченные финансовые учреждения и перечисляется плательщиком налога перевозчикам (либо поступает от пассажиров через агентов (агентства) уполномоченным финансовым учреждениям, осуществляющим перечисление платы за транспортные услуги непосредственно перевозчикам и комиссионного вознаграждения плательщику налога).

Согласно статье 28 Закона Украины от 21 мая 1997 года N 280/97 "О местном самоуправлении в Украине" к собственным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные, транспортные и другие услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Украины 29 июня 2004 года N 1914-IV "О городском электрическом транспорте" (далее - Закон N 1914) и статьей 1 главы 1 раздела I Закона Украины от 05 апреля 2001 года N 2344-III "Об автомобильном транспорте "(далее - Закон N 2344) АСУП - программно технический комплекс, предназначенный для осуществления учета предоставленных транспортных услуг с помощью электронного билета.

Электронный билет - проездной документ установленной формы, который после регистрации в АСУП дает право пассажиру на получение транспортных услуг.

Заказчики транспортных услуг (заказчики) - местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и/или уполномоченные ими юридические лица, заказывающие транспортные услуги; юридическое или физическое лицо, заказывающее транспортные услуги по перевозке пассажиров и/или грузов.

Статьей 35 Закона N 2344 определено, что перевозку пассажиров автобусами в режиме регулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах общего пользования на договорных условиях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Автомобильный перевозчик - физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за свой счет перевозку пассажиров или (и) грузов транспортными средствами (статья 1 главы 1 раздела I Закона N 2344).

Пунктом 1 статьи 1 Закона N 1914 определено, что городской электрический транспорт - составная часть единой транспортной системы, предназначенная для перевозки граждан трамваями, троллейбусами, поездами метрополитена на маршрутах (линиях) согласно требованиям жизнеобеспечения населенных пунктов.

Перевозчик - юридическое лицо, которое в установленном законодательством порядке предоставляет транспортные услуги, осуществляя эксплуатацию и содержание объектов городского электрического транспорта.

Согласно подпункту "б" пункта 185.1 статьи 185 НКУ объектом обложения налогом на добавленную стоимость является, в частности, операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 НКУ.

В соответствии с пунктом 188.1 статьи 188 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 НКУ, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями - субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов, кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров).

Согласно подпункту 197.1.8 пункта 197.1 статьи 197 НКУ освобождаются от обложения НДС операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке.

Принимая во внимание то, что услуга по перевозке предоставляется пассажиру самим перевозчиком, следует учитывать, что проездной документ (билет, в том числе электронный) является договором на перевозку, заключаемым между пассажиром и соответствующим перевозчиком, а потому не может быть объектом договора между другими участниками процесса продажи проездных документов, и не может быть основанием ни для определения налоговых обязательств, ни для формирования налогового кредита у лица, которое только предоставляет услуги, связанные с продажей таких проездных документов и перечислением платы за них перевозчику (агентству или агенту, финансовому учреждению, оператору АСУП).

Таким образом, налоговые обязательства по НДС со стоимости услуг по перевозке определяются субъектом хозяйствования, являющимся перевозчиком (предоставляющим услуги перевозки). При этом если таким перевозчиком предоставляются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые утверждены уполномоченным органом, операции по поставке таких услуг освобождаются от обложения НДС.

Субъекты хозяйствования, не являющиеся перевозчиками (не предоставляющие услуги перевозки) и являющиеся только участниками процесса оформления электронных перевозочных документов (в частности, осуществляющие прием средств за билеты и их дальнейшее перечисление), определяют свои налоговые обязательства по НДС только со стоимости предоставленных ими услуг, связанных с продажей таких проездных документов, без учета стоимости перевозки, перечисляемой ими перевозчику. Дата возникновения налоговых обязательств по операциям по предоставлению таких услуг определяется по правилам, установленным пунктом 187.1 статьи 187 НКУ.

Следовательно, в описанной в обращении ситуации (схема N 1):

- уполномоченное финансовое учреждение определяет налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости оказанных услуг по переводу средств (без учета стоимости перевозки, плата за которую им перечисляется). В случае, если такие услуги по переводу финансовым учреждением средств соответствуют требованиям, определенным подпунктом 196.1.5 пункта 196.1 статьи 196 НКУ, то операции по их поставке не являются объектом обложения НДС;

- оператор АСУП определяет налоговые обязательства по НДС по ставке 20 процентов исходя из стоимости предоставленных услуг (комиссионного вознаграждения) без учета стоимости перевозки, перечисляемой перевозчику. Датой возникновения налоговых обязательств по операциям по поставке таких услуг оператором АСУП является дата события, которое произошло ранее:

либо дата оплаты стоимости предоставленных услуг (уплаты комиссионного вознаграждения),

либо дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки таких услуг.

На дату возникновения налоговых обязательств оператор АСУП обязан составить налоговую накладную по операции по поставке услуг, связанных с продажей электронных проездных документов, на лицо (субъекта хозяйствования), уплачивающее ему вознаграждение за предоставление таких услуг (комиссионное вознаграждение), исходя из стоимости такого вознаграждения.

Вместе с тем следует заметить, что схема N 2, приведенная в обращении, по своей сути не согласуется с положениями пункта 2 Распоряжения исполнительного органа Киевского городского совета от 27.04.2018 г. N 706 "О создании автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте города Киева независимо от форм собственности".

В соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2