logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 02.11.2018 г. N 4684/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

О налогообложении операций по ликвидации основных средств и оформлении документов

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка обложения НДС операций по ликвидации основных средств (торговые павильоны) и, руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), сообщает.

Как указано в обращении, Общество приобрело у плательщика единого налога 3-й группы объект недвижимого имущества - торговые павильоны. Общество, в связи с созданием новых парковочных мест и благоустройством прилегающей территории, планирует ликвидировать торговые павильоны, которые учитываются как основные средства. Общество планирует осуществить оформление соответствующих документов о ликвидации и разборке, в т. ч. экспертизы и заключения соответствующих служб.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами НКУ (пункт 1.1 статьи 1 раздела I НКУ).

Согласно нормам действующего законодательства плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять сущность и соответствие осуществляемых ими операций тем, которые перечислены НКУ.

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX НКУ.

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 185.1 статьи 185 раздела V НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со статьей 186 раздела V НКУ находится на таможенной территории Украины.

Под поставкой товаров понимается любая передача права на распоряжение товарами как собственнику, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда (подпункт 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).

При этом не являются поставкой товаров случаи, когда основные производственные средства или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, а также в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения необоротных активов, или когда плательщик налога предоставляет контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании необоротных активов другим способом, вследствие чего необоротный актив не может использоваться по первоначальному назначению.

Согласно пункту 189.9 статьи 189 раздела V НКУ в случае если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению плательщика налога, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка таких основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Норма этого пункта не распространяется на случаи, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается в соответствии с законодательством или когда плательщик налога подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.

Учитывая изложенное, самостоятельное решение Общества по ликвидации основных средств - торговых павильонов приравнивается к операциям по поставке товаров, являющихся объектом обложения НДС, и соответственно облагаемых налогом в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов. При этом база обложения НДС по таким операциям определяется в соответствии с пунктом 189.9 статьи 189 раздела V НКУ, а именно по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

В случае ликвидации основных средств в связи с их разборкой или преобразованием другим способом, вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению, плательщик налога не начисляет налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость (в том числе в соответствии с нормами пункта 198.5 статьи 198 раздела V НКУ) в случае подачи контролирующему органу надлежащим образом оформленного акта на списание основных средств по форме, установленной приказом Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.1995 г. N 352, или в произвольной форме, при условии, что такой документ будет содержать всю необходимую информацию, позволяющую идентифицировать операцию, и будет надлежащие реквизиты первичного документа. Независимо от формы составления документа на списание основных средств такой документ должен подтверждать факт уничтожения, разборки или преобразования основных средств другим способом, в результате чего основное средство не может использоваться по первоначальному назначению.

Относительно документов, подтверждающих уничтожение, разрушение, разборку, хищение или преобразование основных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению для целей применения плательщиком налога пункта 189.9 статьи 189 раздела V НКУ при списании необоротных активов (основных средств) в результате их ликвидации (уничтожения, разрушения, разборки, хищения или преобразования), то их перечень зависит от самой причины ликвидации.

Такими документами могут быть, в частности, но не исключительно, соответствующие справки из Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, заявление об уголовном правонарушении, зарегистрированное в едином реестре досудебных расследований, в случае хищения основных средств и др.

Перечень возможных подтверждающих документов определен в Обобщающей налоговой консультации по некоторым вопросам обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина Украины от 03.08.2018 г. N 673.

В соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2