logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.11.2018 г. N 4691/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письма относительно отдельных вопросов, связанных с применением положений Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) и, руководствуясь ст. 52 Кодекса, сообщает.

Относительно корректировки финансового результата до налогообложения на сумму курсовых разниц от пересчета сформированных страховых резервов по активам в иностранной валюте.

В соответствии с пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибывшую или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.

Положениями Кодекса не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на курсовые разницы от пересчета сформированных страховых резервов по активам в иностранной валюте.

Такие операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата.

Полномочия относительно установления обязательных для банковской системы стандартов и правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующие требованиям законов Украины и международным стандартам финансовой отчетности согласно ст. 41 Закона Украины от 20 мая 1999 года N 679-XIV "О Национальном банке Украины", предоставлено Национальному банку Украины.

Поэтому Национальным банком Украины как главным регулятором по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности для банковской системы по вопросу, касающемуся влияния валютных курсов по финансовым инструментам, выраженным в иностранной валюте, в том числе резерву, признанному в связи с обесцениванием (уменьшением полезности) финансового актива высказана позиция, доведенная письмом ГФС от 12.07.2018 г. N 21198/7/99-99-15-02-02-17.

Учитывая позицию Национального банка Украины невозможно осуществлять переоценку выборочно, только части балансовой стоимости финансового актива (без учета резерва), поскольку это приведет к несоблюдению принципа осмотрительности. Так, в случае снижения официального курса гривны к иностранным валютам переоценка только части балансовой стоимости обесцененных финансовых активов (без учета резервов) приведет к неоправданному увеличению их стоимости и признанию доходов в виде курсовых разниц от части стоимости актива, которая уже признана обесцененной. Учитывая указанное в этом случае необходимо признавать дополнительные расходы в виде убытков от обесценивания финансового актива.

Замечаем то, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность банков основываются на требованиях МСФУ, согласно которым монетарные статьи в иностранной валюте переоцениваются на каждую отчетную дату, в том числе в составе балансовой стоимости финансовых активов, переоценивается сумма резерва, определяющая убытки от обесценивания. Расчетные величины, используемые в целях налогообложения и определяемые на основании норм налогового законодательства, не влияют на бухгалтерский учет и финансовую отчетность банков, в том числе на сумму прибыли или убытка от переоценки монетарных статей в иностранной валюте.

Таким образом, в финансовой отчетности признаются курсовые разницы от переоценки резерва (обесценивания актива) как составляющей балансовой стоимости монетарного финансового актива в иностранной валюте.

Относительно корректировки финансового результата до налогообложения при исчислении налога на прибыль в случае ликвидации части отдельного объекта основных средств.

В соответствии с пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Кодекса основные средства - материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 гривен, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, стоимость которых превышает 6000 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он более года).

Порядок корректировки финансового результата на разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, определен нормами ст. 138 Кодекса.

Согласно п. 138.1 ст. 138 Кодекса финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенную в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, в случае ликвидации или продажи такого объекта и в соответствии с п. 138.2 ст. 138 Кодекса уменьшается на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенную с учетом положений ст.138 Кодекса, в случае ликвидации или продажи такого объекта.

Согласно пп. 138.3.1 п. 138.3 ст. 138 Кодекса с целью определения объекта налогообложения расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 раздела I Кодекса, пп. 138.3.2 - 138.3.4 п. 138.3 ст. 138 Кодекса. При таком расчете применяются методы начисления амортизации, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, кроме "производственного" метода.

Исходя из изложенного, в случае ликвидации части отдельного объекта основных средств финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму остаточной стоимости такой части отдельного объекта основных средств, определенной в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и уменьшается на сумму ее остаточной стоимости, определенной с учетом положений ст. 138 Кодекса.

Относительно начисления амортизации в налоговом учете на основные средства, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, на период вывода их из эксплуатации в связи с консервацией, капитальным ремонтом, модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией и другим улучшением основных средств, если в бухгалтерском учете не прекращается начисление амортизации на этот период, сообщаем, что по этому вопросу направлен запрос в Министерство финансов Украины.

Относительно корректировки финансового результата до налогообложения на сумму средств, перечисленных в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, как обязательного регулярного сбора.

Законом Украины от 23.02.2012 г. N 4452-VI "О системе гарантирования вкладов физических лиц" (далее - Закон) установлены принципы функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц Украины, целью которой является защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системы Украины, стимулирование привлечения средств в банковскую систему Украины, а также определены полномочия Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд).

В соответствии со ст. 17 Закона участниками Фонда являются банки, участие которых в Фонде является обязательным.

К тому же банки обязаны, в частности, уплачивать в Фонд специальные, начальные и регулярные сборы с участников Фонда, которые являются одними из источников формирования средств Фонда (ст. ст. 21 - 23 Закона). За неуплату и несвоевременную уплату в Фонд банками указанных сборов установлена ​​финансовая и административная ответственность (ст. 24 Закона).

В период действия Кодекса до 01.01.2015 г. в соответствии с пп. "а" пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Кодекса в состав прочих расходов включаются другие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в частности, суммы средств или стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, добровольно перечисленных (переданных) в течение отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, неприбыльным организациям, определенным в ст. 157 этого раздела в размере, не превышающем четырех процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Согласно действующей редакции пп. 140.5.9 п. 140.5 ст. 140 Кодекса определено, что одной из разниц, возникающих при осуществлении финансовых операций, является разница, увеличивающая финансовый результат до налогообложения на сумму средств или стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, являющейся объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием осуществления деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.13 этого пункта), в размере, превышающем 4 процента налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Разъяснения по вопросу перечисления банками обязательных сборов в Фонд гарантирования вкладов физических лиц изложены в письме Министерства финансов Украины от 06.04.2018 г. N 11210-09-10/9619.

Учитывая позицию Министерства финансов Украины и то, что перечисление средств в Фонд в размерах и порядке, установленном Законом, имеет обязательный характер для участников такого Фонда, ограничение, определенное пп. 140.5.9 п. 140.5 ст. 140 Кодекса, не может отождествляться с бесплатным перечислением банками средств в виде сборов, определенных Законом, в Фонд в период пребывания последнего в Реестре неприбыльных учреждений и организаций.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3