logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 28.11.2018 г. N 4995/З/99-99-14-05-01-14/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела запрос физического лица - предпринимателя относительно предоставления налоговой консультации и в порядке статьи 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Относительно оформления документов на оприходование наличности (вопрос 1 и 2).

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс).

При заполнении налоговой декларации плательщика единого налога - физического лица - предпринимателя используются данные книги учета доходов или книги учета доходов и расходов, поэтому их показатели в соответствии с нормами п. 44.1 ст. 44 Кодекса должны быть подтверждены первичными документами, которые имеют право изучать и проверять контролирующие органы при проведении проверок в соответствии с пп. 20.1.6 п. 20.1 ст. 20 Кодекса.

Одновременно п. 44.3 ст. 44 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных пунктом 44.1 этой статьи, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение не менее 1095 дней (2555 дней - для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со статьей 39 этого Кодекса) со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления - с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

Если документы, указанные в пункте 44.1 этой статьи, связаны с предметом проверки, проведением процедуры административного обжалования принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее сроков, предусмотренных пунктом 44.3 этой статьи (п. 44.4 ст. 44 Кодекса).

Следовательно, ст. 44 Кодекса установлены минимальные сроки хранения документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов - 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, 2555 дней - для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием, с увеличением этого срока при проведении процедуры обжалования в случае определения сумм обязательств контролирующими органами.

Вместе с этим сообщаем, что положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 г. N 148, разработанное в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины" (далее - Положение N 148) определяет порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины юридическими лицами (кроме банков) и их обособленными подразделениями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, органами государственной власти и органами местного самоуправления во время осуществления ими деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, физическими лицами.

Согласно п. 11 раздела I Положения N 148, наличность, поступающая в кассы, приходуется в день получения наличных средств в полной сумме.

Оприходованием наличности в кассах физических лиц - предпринимателей, проводящих наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением книги учета доходов и расходов (или книги учета доходов), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов) на основании товарных чеков (квитанций).

Порядок ведения книги учета доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей группы, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, и формы книги учета доходов и книги учета доходов и расходов утвержден приказом Министерства финансов Украины от 15.06.2015 г. N 579 "Об утверждении формы книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения" (далее - Порядок N 579).

В соответствии с пп. 296.1.1 п. 296.1 ст. 296 главы 1 раздела XIV Кодекса и согласно пп. 1 и 5 Порядка N 579 физические лица - предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога первой и второй групп, а также плательщики единого налога третьей группы, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - плательщик налога), ведут книгу учета доходов (далее - Книга), в которой ежедневно по итогам рабочего дня отражают полученные доходы.

Записи в Книге выполняются по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход, в частности о средствах, поступивших на текущий счет плательщика налога и/или полученных наличными средствами, стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг).

Также сообщаем, что в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона Украины от 06 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операций по приему наличных средств для последующего их перевода обязаны предоставлять покупателю товаров (услуг) по его в требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца покупателю с целью выполнения требований Закона Украины "О защите прав потребителей".

Право покупателя согласно п. 15 ст. 3 Закона N 265 требовать выдать ему чек, накладную или другой письменный документ не отменяет необходимости физическому лицу - предпринимателю - плательщику единого налога выписывать такой документ на каждый продаваемый товар, независимо от того, требует ли покупатель такой документ или нет.

Ответственность за невыдачу расчетного документа (вопрос 3).

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расчеты за наличные средства, является Закон N 265, который является специальным законом. Установление требований относительно проведения расчетных операций за наличные средства другими законами кроме Кодекса запрещено.

Статьей 2 Закона N 265 определено, что расчетный документ - это документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных этим Законом, и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.

Статьей 3 Закона N 265 предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны: проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек; выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 265, за нарушение требований этого Закона к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов доходов и сборов применяются финансовые санкции в следующих размерах: в случае установления в течение календарного года в ходе проверки факта нераспечатки соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования: совершенное впервые - 1 гривна;

за каждое следующее совершенное нарушение - 100 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными этим подпунктом, товаров (услуг).

Согласно пункту 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6