logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 03.12.2018 г. N 5081/6/99-99-14-06-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение Общества о предоставлении индивидуальной налоговой консультации по следующим вопросам:

- Свидетельствует ли факт пересечения товаром таможенной границы об осуществлении поставки товара в понимании статьи 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте"?

- Что является датой импорта в случае ввоза продукции на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению?

- Применяются ли штрафные санкции, предусмотренные ст. 4 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", в случае пересечения товаром таможенной границы, который заверяется оттиском штампа "под таможенным контролем", но не оформленной ГТД?

ГФС Украины рассмотрела письмо относительно указанных в обращении вопросов, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины, сообщает.

Правовые основы относительно порядка, сроках расчетов, ответственности за их нарушение и осуществления уполномоченными банками контроля за экспортно-импортными операциями на предмет соблюдения резидентами установленных сроков (в том числе, в части постановки на контроль и снятия с контроля экспортно-импортных операций) регулируются Законом Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (далее - Закон), Инструкцией о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.1999 г. N 136 (далее - Инструкция).

Согласно части первой статьи 2 Закона и пункта 3.1 Инструкции импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает установленный законодательством Украины срок с момента осуществления авансового платежа, выставления векселя в пользу поставщика импортируемого товара или при применении расчетов в форме документарного аккредитива с момента осуществления банком платежа в пользу нерезидента, требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

Отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня осуществления операций, указанных в пункте 3.1 этой Инструкции (пункт 3.2 Инструкции).

Нарушение резидентами законодательно установленных сроков согласно статье 4 Закона влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. При этом общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

Статьей 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" определено, что импорт (импорт товаров) - это покупка (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами. Моментом осуществления экспорта (импорта) является момент пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный товар, который экспортируется или импортируется, от продавца покупателю.

При этом согласно части 1 статьи 74 Таможенного кодекса Украины (далее - Кодекс) импорт (выпуск для свободного обращения) - это таможенный режим, согласно которому иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины.

Подпунктом "б" пункта 61 статьи 4 Кодекса определено, что украинские товары - это товары, ввезенные на таможенную территорию Украины и выпущенные для свободного обращения на этой территории.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Кодекса товары, не являющиеся украинскими в соответствии с пунктом 61 этой статьи, а также товары, утратившие таможенный статус украинских товаров в соответствии с этим Кодексом, являются иностранными товарами.

Согласно статье 76 Кодекса товары, помещенные под таможенный режим импорта, приобретают статус украинских товаров. Подтверждением украинского статуса товаров, указанных в части первой этой статьи, является таможенная декларация, по которой эти товары выпущены в свободное обращение.

В соответствии с пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4 Кодекса выпуск товаров - это предоставление таможенным органом права на пользование и/или распоряжение товарами, в отношении которых осуществляется таможенное оформление, в соответствии с заявленной целью; свободное обращение - оборот товаров, осуществляемый без ограничений со стороны таможенных органов Украины.

Пунктом 4 части 4 статьи 54 Таможенного кодекса Украины предусмотрено, что таможенный орган при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости товаров обязан выпускать в свободное обращение декларируемые товары: в случае признания таможенным органом заявленной таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей по заявленной таможенной стоимости; в случае согласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенной стоимостью, определенной таможенным органом; в случае несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей в соответствии с заявленной таможенной стоимостью товаров и предоставления гарантий в соответствии с разделом X этого Кодекса в размере, определенном таможенным органом в соответствии с частью седьмой статьи 55 этого Кодекса.

В соответствии со статьей 255 Таможенного кодекса Украины таможенное оформление завершается в течение четырех рабочих часов с момента предъявления таможенному органу товаров, транспортных средств коммерческого назначения, подлежащих таможенному оформлению (если согласно этому Кодексу товары, транспортные средства коммерческого назначения подлежат предъявлению), подачи таможенной декларации или документа, который в соответствии с законодательством ее заменяет, и всех необходимых документов и сведений, предусмотренных статьями 257 и 335 этого Кодекса. Таможенное оформление считается завершенным после выполнения всех таможенных формальностей, определенных этим Кодексом в соответствии с заявленным таможенным режимом, что удостоверяется таможенным органом путем проставления соответствующих таможенных обеспечений (в том числе с помощью информационных технологий), других отметок на таможенной декларации или документе, который в соответствии с законодательством ее заменяет, а также на товаросопроводительных и товарно-транспортных документах в случае их представления на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 16 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. N 450, таможенная декларация на бумажном носителе считается оформленной при наличии на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление.

Согласно пункту 3.3 Инструкции банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению, на основании информации об этой операции в реестре таможенных деклараций (далее - ТД) (типа ІМ-40 "Импорт", ІМ-41 "Реимпорт", ІМ-72 "Магазин беспошлинной торговли", ІМ-75 "Отказ в пользу государства", ІМ-76 "Уничтожение или разрушение"), а в других случаях - после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Учитывая изложенное, датой импорта в случае ввоза продукции на территорию Украины является дата поступления товара, фактического пересечения им таможенной границы, что подтверждается проставлением соответствующих таможенных обеспечений на товаросопроводительных и товарно-транспортных документах.

При этом для целей валютного контроля, свидетельством завершения операции при импорте продукции, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению, и как следствие снятия такой импортной операции с валютного контроля, является наличие одного из типов ТД, указанной в пункте 3.3 Инструкции.

В случае отсутствия информации об импортной операции в реестре таможенных деклараций банк, в соответствии с разделом 5 Инструкции, предоставляет налоговым органам информацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений относительно непоступления в законодательно установленные сроки (или сроки, определенные в заключениях) выручки, товаров.

Указанная информация является основанием для организации мероприятий, предусмотренных подпунктом 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), в частности относительно направления запроса о предоставлении объяснений и документального подтверждения такой информации.

При этом наличие на момент проведения документальной проверки только товаросопроводительных и товарно-транспортных документов с оттиском штампа "под таможенным контролем", без оформленной таможенной декларации (одного из типов ТД, указанной в пункте 3.3 Инструкции), которая является подтверждением завершения импортной операции и снятия банком такой операции с валютного контроля, может быть основанием для применения санкций, предусмотренных статьей 4 Закона.

В то же время отмечаем, что каждый конкретный случай расчетов между резидентами и нерезидентами по внешнеэкономическим договорам следует рассматривать с учетом всех документов, касающихся этого дела.

Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация (пункт 52.2 статьи 52 Кодекса).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6