logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 01.03.2019 г. N 844/6/99-99-13-02-03-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), рассмотрела обращение относительно налогообложения пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого Фондом социального страхования в пользу физического лица - предпринимателя плательщика единого налога и начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) на суммы такой помощи и в пределах компетенции сообщает.

Согласно части третьей ст. 19 Закона Украины от 23 сентября 1999 года N 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (в редакции Закона Украины от 28 декабря 2014 года N 77-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда") (далее - Закон N 1105) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (занимающиеся, в частности предпринимательской деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности), имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с Законом N 1105 при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Украины (далее - Фонд) в соответствии с законом.

Налогообложение доходов физических лиц - предпринимателей - плательщиков единого налога определено главой 1 раздела XIV Кодекса согласно пп. 4 п. 292.11 ст. 292 которой в состав дохода физического лица - предпринимателя - плательщика единого налога, определенного ст. 292 Кодекса, не включаются, в частности, суммы средств целевого назначения, поступившие от фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Таким образом, доход в виде материального обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности), выплачиваемого Фондом не включается в доход физического лица - предпринимателя однако облагается налогом по общим правилам, установленным Кодексом для плательщиков налога - физических лиц.

Порядок налогообложения доходов физических лиц регулируется разделом IV Кодекса, согласно пп. 162.1.1 п. 162.1 ст. 162 которого предусмотрено, что плательщиком налога является физическое лицо - резидент, получающий доходы из источника их происхождения в Украине.

Пунктом 163.1 ст. 163 Кодекса определено, что объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В соответствии с пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются, в частности, вознаграждения и страховые выплаты, которые получает плательщик налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи инвалидам из Фонда социальной защиты инвалидов согласно закону кроме выплат связанных с временной утратой трудоспособности.

При этом освобождаются от обложения военным сбором доходы, которые согласно разделу IV Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 Кодекса (пп. 1.7 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

В то же время в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются другие доходы, кроме указанных в ст. 165 Кодекса (пп. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164 Кодекса).

Также указанные доходы являются объектом обложения военным сбором (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Порядок начисления, удержания и уплаты (перечисления) налога на доходы физических лиц и военного сбора в бюджет определен ст. 168 Кодекса.

Так, согласно пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога 18 проц., определенную ст. 167 Кодекса, и ставку военного сбора 1,5 проц., установленную пп. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности начисленное (выплаченное) Фондом физическому лицу - предпринимателю - плательщику единого налога, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором, а Фонд является налоговым агентом относительно такого дохода.

При этом следует отметить, что согласно п. 179.2 ст. 179 Кодекса обязанность плательщика налога относительно представления налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее - Декларация) считается выполненной и Декларация не подается, если такой плательщик налога получал доходы, в частности, исключительно от налоговых агентов независимо от вида и размера начисленного (выплаченного, предоставленного) дохода, кроме случаев, прямо предусмотренных разделом IV Кодекса.

Порядок начисления и уплаты единого взноса регулируется исключительно Законом Украины от 08 июля 2010 года N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон N 2464).

Согласно п. 4 части первой ст. 4 Закона N 2464 плательщиками единого взноса являются физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения.

Начисление единого взноса физическими лицами - предприниматели, избравшими упрощенную систему налогообложения, осуществляется на суммы, определяемые такими плательщиками самостоятельно для себя, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом N 2464. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса (абзац первый п. 3 части первой ст. 7 Закона N 2464).

Согласно части пятой ст. 8 Закона N 2464 единый взнос для плательщиков, указанных в ст. 4 Закона N 2464, устанавливается в размере 22 проц. к определенной ст. 7 Закона N 2464 базе начисления единого взноса.

Следовательно, сумма пособия по временной нетрудоспособности, полученная физическим лицом - предпринимателем плательщиком единого налога, не является базой начисления единого взноса.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31