logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 06.03.2019 г. N 913/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно правомерности составления документации общества в электронном виде, в том числе для ведения налогового учета, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает следующее.

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 ст. 44 Кодекса.

Для расчета объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности относительно доходов, расходов и финансового результата до налогообложения (п. 44.2 ст. 44 Кодекса).

В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон N 996) основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и ​​электронном документообороте.

При этом п. 6 ст. 9 Закона N 996 предусмотрено, что в случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета с использованием электронных средств обработки информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

Статьей 7 Закона Украины от 22 мая 2003 года N 851-IV "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" установлено, что оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр документа с обязательными реквизитами, в том числе с электронной подписью автора или подписью, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительных услугах".

При направлении электронного документа нескольким адресатам или его хранении на нескольких электронных носителях информации каждый из электронных экземпляров считается оригиналом электронного документа.

Если автором создается идентичный по документарной информации и реквизитам электронный документ и документ на бумаге, каждый из документов является оригиналом и имеет одинаковую юридическую силу.

Оригинал электронного документа должен давать возможность доказать его целостность и подлинность в порядке, определенном законодательством; в определенных законодательством случаях может быть предъявлен в визуальной форме отображения, в том числе в бумажной копии.

Подпунктом 42.4 ст. 42 Кодекса предусмотрена возможность осуществления плательщиками налога, подающими отчетность в электронной форме и/или прошедшими электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, переписки с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" и "Об электронной цифровой подписи".

Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, указанными в абзаце первом этого пункта, осуществляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи путем направления документа в электронный кабинет с одновременным направлением налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его направления в электронный кабинет.

Таким образом, при соблюдении требований Законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" и "Об электронной цифровой подписи", а также норм Кодекса относительно представления отчетности в электронной форме, ГФС не видит оснований для запрета формирования и сохранения документов налогоплательщиками в электронном виде.

В то же время отмечаем, что согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31