ИНК ГФСУ N 1927/6/99-99-12-02-03-15/ІПК от 02.05.2019 г. «О туристическом сборе»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 02.05.2019 г. N 1927/6/99-99-12-02-03-15/ІПК

О туристическом сборе

Государственная фискальная служба Украины на обращение Общества, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Общество проинформировало, что является налоговым агентом по взиманию туристического сбора (далее - Сбор) и просит предоставить налоговую консультацию по вопросам взимания туристического сбора.

1. Какой документ и в какой форме должен получить налоговый агент от лица, размещающегося в гостинице, для определения вида туризма (внутренний/въездной).

В соответствии с пп. 14.1.277 п. 14.1 ст. 14 Кодекса внутренний туризм для целей раздела XII Кодекса - перемещение в пределах территории Украины граждан Украины и/или лиц, постоянно проживающих на территории Украины, в познавательных, профессионально-деловых или иных целях.

Въездной туризм для целей раздела XII Кодекса - прибытие на территорию Украины и/или перемещение в пределах территории Украины лиц, постоянно не проживающих на территории Украины, в познавательных, профессионально-деловых или иных целях.

Вместе с тем, ст. 4 Закона Украины от 15 сентября 1995 года N 325/95-ВР "О туризме" также определено, что внутренним туризмом являются путешествия в пределах территории Украины граждан Украины и лиц, постоянно проживающих на ее территории.

Таким образом, на основании соответствующих документов, подтверждающих гражданство Украины и/или постоянное проживание на территории Украины можно определить принадлежность физического лица - плательщика Сбора, к категории туризма.

Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт гражданина и/или документы, предусмотренные п. 1 ст. 13 Закона Украины от 20 ноября 2012 года N 5492-VI "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус".

2. Должен ли налоговый агент изготавливать и хранить копии документов, подтверждающих лиц, размещаемых в гостинице, как действовать в случае возражения лиц изготавливать копии паспортов.

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения ведение учета доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, должно осуществляться на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Запрещается формирование показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных определенными выше документами.

У налогового агента как субъекта ведения бухгалтерского учета и начисления налоговых обязательств должен быть подтверждающий первичный документ, содержиащих сведения о хозяйственной операции относительно уплаты этому налоговому агенту определенной суммы средств плательщиком Сбора.

Порядок предоставления налоговым агентом плательщику Сбора документов подтверждающих уплату им Сбора Кодексом не регулируется.

Данный вопрос регулируется, в частности, Законом Украины от 6 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", Законом Украины от 05 апреля 2001 года N 2346-III "О платежных системах и переводе средств в Украине", приказом Министерства финансов Украины от 21.01.2016 г. N 13 "Об утверждении Положения о форме и содержании расчетных документов, Порядка представления отчетности, связанной с использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), формы N ЗВР-1, Отчета об использовании книг учета расчетных операций (расчетных книжек)", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11 февраля 2016 года за N 220/28350.

Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы; первичные документы, составленные в электронной форме, применяемые в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и ​​электронном документообороте; в случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета с использованием электронных средств обработки информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами (пп. 1, 2, 6 ст. 9 Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине").

3, 5, 6. Какой документ должен иметь налоговый агент для подтверждения правомерности предоставления льготы категориям лиц, не являющимся плательщиками Сбора, в частности в случаях, указанных в пп. 268.2.2. п. 268.2 ст. 268 Кодекса.

С целью определения лиц, не являющихся плательщиками Сбора в соответствии с пп. 268.2.2. п. 268.2 ст. 268 Кодекса необходимо получить от лица подтверждающие документы об отнесении его к определенной категории в виде удостоверения приказа о командировке, путевки (курсовки) на лечение, оздоровление, реабилитацию, другие документы в зависимости от категории.

4. Каким образом и на основании какого документа лицо должно подтвердить то, что оно постоянно проживает в городе, в том числе на условиях договора найма.

Местом жительства физического лица является жилье, в котором он проживает постоянно или временно (п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса Украины).

В соответствии со ст. 3 Закона Украины от 11.12.2003 г. N 1382-IV "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" (далее - Закон N 1382) документы, в которые вносятся сведения о месте жительства - паспорт гражданина Украины, временное удостоверение гражданина Украины, вид постоянное на жительство, вид временное на жительство, удостоверение беженца, удостоверение личности, нуждающейся в дополнительной защите, удостоверение личности, которой предоставлена ​​временная защита.

Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны в течение тридцати дней после прибытия на новое место жительства зарегистрировать место проживания (ст. 6 Закона N 1382).

Законные основания пребывания на территории Украины для иностранцев и лиц без гражданства основания, установлены Законом Украины от 22.09.2311 г. N 3773-IV "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства)).

7, 8. Правомерна ли оплата юридическим лицом (туроператором) путем безналичного перечисления на счет гостиницы суммы Сбора за физическое лицо, которое будет размещаться в гостинице, на основании заключенного физическим лицом с таким юридическим лицом (туроператором) договора.

Согласно пп. 268.6.1 п. 268.6 ст. 268 Налогового кодекса плательщики Сбора уплачивают сумму Сбора авансовым взносом перед временным размещением в местах проживания (ночевки) налоговым агентам, взимающим Сбор по ставкам, в местах взимания Сбора и с соблюдением других требований, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, созданной в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин (далее - Советы). В свою очередь, размещение плательщика Сбора в местах проживания (ночевки) осуществляется при наличии у плательщика Сбора документа, подтверждающего уплату им Сбора, и решения соответствующего Совета (пп. 268.6.2 п. 268.6 ст. 268 Кодекса).

Следовательно, уплата плательщиком Сбора осуществляется непосредственно перед размещением в местах проживания (ночевки).

У налогового агента как субъекта ведения бухгалтерского учета и начисления налоговых обязательств по Сбору, учитывая норму п. 44.1 ст. 44 Кодекса, должен быть подтверждающий первичный документ, содержиащий сведения о хозяйственной операции относительно уплаты этому налоговому агенту определенной суммы средств плательщиком Сбора.

Форма оплаты Сбора Кодексом не регулируется.

В соответствии с пп. 268.2.1 п. 268.2 ст. 268 Кодекса плательщиками Сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение Совета, об установлении Сбора, и временно размещающиеся в местах проживания (ночевки), определенных пп. 268.5.1 п. 268.5 ст. 268 Кодекса.

Уплата Сбора налоговому агенту туристом (плательщиком Сбора) осуществляется в пределах взаимоотношений, регулируемых Гражданским кодексом Украины.

Право юридических лиц (туроператоров) уплачивать Сбор вместо туристов (плательщиков Сбора) Кодексом не ограничивается, но на момент размещения туриста в месте проживания (ночевки) должна быть осуществлена ​​оплата Сбора и иметься документ, подтверждающий такую ​​уплату от имени туриста как плательщика Сбора.

9, 10. Что считается сутками для целей взимания Сбора.

Базой взимания Сбора в соответствии с пп. 268.4.1 п. 268.4 ст. 268 Кодекса является общее количество суток временного размещения в местах проживания (ночевки), определенных пп. 268.5.1 п. 268.5 ст. 268 Кодекса.

Кодексом не предусмотрен другой, чем сутки проживания для определения базы обложения Сбором.

Правила пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Государственной туристической администрации Украины от 16.03.2004 г. N 19, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 02 апреля 2004 года за N 413/9012 (далее - Правила N 19), регламентируют основные требования относительно использования гостиниц и аналогичных средств размещения всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Украины в сфере предоставления услуг размещения потребителям, и регулируют отношения между потребителями (физическими лицами, проживающими в гостиницах или намеренными воспользоваться гостиничными услугами), и гостиницами, исполнителями этих услуг.

Так, п. 1.3 главы 1 Правил N 19 определено, что расчетный час - час, установленный в гостинице и при наступлении которого потребитель должен освободить номер в день выезда и после которого осуществляется заселение в гостиницу.

Согласно п. 3.8. главы 3 Правил N 19 плата за предоставление гостиничных услуг взимается в соответствии с единым расчетным часом - 12 часов. 00 мин. текущих суток по местному времени. Гостиница с учетом местных особенностей вправе изменить единый расчетный час. Как правило, расчетный час отмечается во внутренних правилах гостиницы.

Пунктом 3.7 главы 3 Правил N 19 установлено, что договор о предоставлении гостиничных услуг может быть заключен на определенный или неопределенный срок. При заключении договора на неопределенный срок согласованным считается наиболее короткий срок, как правило одни сутки; действие договора в таком случае завершается в 12 час. 00 мин. дня, следующего за днем ​​прибытия потребителя.

Учитывая вышеизложенное, отсчет суток проживания начинается с 12 часов. 00 мин. дня прибытия (заезда) и продолжается 24 часа до расчетного часа, установленного гостиницей.

Кодексом не установлена ​​зависимость продолжительности суток от фактического срока проживания в месте размещения (ночевки).

В случае раннего заезда в место проживания (до 12 ч. 00 мин. дня прибытия) и позднего выезда (после 12 ч. 00 мин. дня выезда) для целей обложения Сбором к количеству дней проживания добавляется двое суток (по одним суткам за превышение расчетного часа при заезде и выезде с места жительства).

11. Каков порядок возврата излишне уплаченных сумм Сбора в случае досрочного оставления гостиницы физическим лицом, какие документы должен выдать налоговый агент для подтверждения избыточной уплаты туристического сбора и досрочного оставления гостиницы таким лицом.

В соответствии с пп. 268.6.3 п. 268.6 ст. 286 Кодекса в случае досрочного оставления лицом, оплатившим Сбор территории административно-территориальной единицы, на которой установлен Сбор, сумма излишне уплаченного Сбора подлежит возврату такому лицу в установленном Кодексом порядке.

Уплата Сбора осуществляется потребителем услуг по временному проживанию (плательщиком Сбора) предоставителю этих услуг (налоговому агенту) в рамках отношений, регулируемых Гражданским кодексом Украины.

Особенность взимания Сбора заключается в том, что обязанность относительно начисления налогового обязательства по Сбору и уплаты его в соответствующий местный бюджет в установленные Кодексом сроки имеет налоговый агент, а плательщик Сбора уплачивает его налоговому агенту.

Согласно п. 43.3 ст. 43 Кодекса обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является представление налогоплательщиком заявления о таком возврате в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Если уплата Сбора и необходимость в возврате ошибочно и/или излишне уплаченной суммы Сбора возникла в пределах одного отчетного квартала (налоговым агентом не произведено начисление Сбора за этот отчетный квартал и уплата сборов в местные бюджеты), то возврат налоговым агентом плательщику Сбора излишне уплаченной им суммы происходит в пределах взаимоотношений, регулируемых Гражданским кодексом Украины.

12. Какова ставка Сбора в период с 01.01.2019 г. до момента принятия Советом решения об установлении Сбора.

Обязанность по принятию решений об установлении местных налогов и сборов в соответствии с п. 12.3. ст. 12 Кодекса возложена на Советы.

В письме Министерства финансов Украины от 26.03.2018 г. N 11230-17-10/8220 изложена позиция, согласно которой учитывая что в большинстве местных налогов и сборов Кодексом определен только верхний предел ставки, минимальная ставка для таких налогов (сборов) равна "0".

При принятии решений об установлении местных налогов и сборов обязательно определяются все элементы налога или сбора, предусмотренные ст. 7 Кодекса, с соблюдением критериев, установленных разделом XII Кодекса для соответствующего местного налога или сбора (пп. 12.3.2 п. 12.3 ст. 12 Кодекса).

Среди предусмотренных ст. 7 Кодекса элементов Сбора, которые обязательно в соответствии с пп. 12.4.3 п. 12.4 ст. 12 Кодекса определяются Советами при установлении налогов, в ст. 268 Кодекса, частично или полностью изменены для Сбора определение базы налогообложения, ставки, плательщики, налоговые агенты, порядок исчисления и уплаты налоговых обязательств.

Таким образом, для обеспечения условий взимания Сбора в 2019 году установленными Кодексом необходимыми условиями, которые должны быть реализованы в решениях Советов, является не только утверждение ставок Сбора, но и введение (или не введение) авансовых взносов, определение и обнародование перечня налоговых агентов.

Кодексом предусмотрено, что в случае если Совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, обязательных согласно нормам Кодекса, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм Кодекса с применением их минимальных ставок (пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 Кодекса).

Согласно п. 10.2 ст. 10 Кодекса Сбор не содержится в перечне налогов, которые обязательно устанавливаются Советами. Местные советы в пределах полномочий, определенных Кодексом, решают вопросы в соответствии с требованиями Кодекса относительно установления Сбора (п. 10.3 ст. 10 Кодекса).

Решения Советов, принятые по правилам, установленным Кодексом, являются составной частью налогового законодательства (п. 3.1 ст. 3 Кодекса).

В соответствии с п. 5.2 ст. 5 Кодекса если понятия, правила, сроки, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям Кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса.

Решения Советов могут применяться в части, не противоречащей Кодексу.

Следовательно, на территориях, по которым Советами не принято решение об установлении Сбора, с 01.01.2019 г. до даты принятия соответствующего решения не возникает обязательства относительно уплаты Сбора.

Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112