ИНК ГФСУ N 3134/6/99-99-08-02-01-15/ІПК от 05.07.2019 г. относительно вопросов, связанных с перерегистрацией предприятия в контролирующих органах в результате изменения его организационно-правовой формы-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.07.2019 г. N 3134/6/99-99-08-02-01-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение о предоставлении индивидуальной налоговой консультации относительно вопросов, связанных с перерегистрацией предприятия в контролирующих органах в результате изменения его организационно-правовой формы и представления налоговой отчетности по завершении процедур такого преобразования и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Относительно первого вопроса

В соответствии со статьями 64 и 67 Кодекса постановка на учет/снятие с учета юридических лиц в контролирующих органах осуществляется на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (далее - Единый государственный реестр), предоставленных государственным регистратором в соответствии с Законом Украины от 15 мая 2003 года N 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" (далее - Закон N 755).

В соответствии со статьей 108 Гражданского кодекса Украины преобразованием юридического лица является изменение его организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

В случае преобразования юридического лица осуществляется государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате преобразования, и государственная регистрация вновь созданного юридического лица. Преобразование считается завершенным с даты государственной регистрации вновь созданного юридического лица (пункт 5 статьи 4 Закона N 755).

На основании сведений из Единого государственного реестра о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате преобразования контролирующие органы снимают с учета такое юридическое лицо, а на основании сведений из Единого государственного реестра о государственной регистрации создания вновь созданного юридического лица - осуществляют постановку на учет такого юридического лица. Если в результате преобразования код ЕГРПОУ и дата государственной регистрации создания вновь созданного юридического лица не изменяются, то дата постановки на учет вновь созданного юридического лица в контролирующих органах также не изменяется.

В соответствии с Порядком ведения органами ГФС оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 07.04.2016 г. N 422 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.05.2016 за N 751/28881, с целью учета начисленных и уплаченных сумм налогов, сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса органами ГФС открываются интегрированные карты (далее - ИКП) по каждому плательщику и каждому виду платежа, которые должны уплачиваться такими плательщиками. Налоговый номер плательщика является одним из постоянных реквизитов ИКП.

Учитывая, что в результате преобразования (изменения организационно-правовой формы) дочернего предприятия код ЕГРПОУ вновь созданного юридического лица не изменяется, то процедуры закрытия/открытия ИКП не осуществляются.

Относительно второго вопроса

Процедуры перерегистрации плательщика НДС осуществляются с соблюдением правил и в сроки, определенные статьей 183 Кодекса для регистрации плательщиков НДС, путем внесения соответствующей записи в реестр плательщиков НДС.

Пунктом 183.15 статьи 183 Кодекса определено, что в случае изменения данных о плательщике НДС, касающихся, в частности, налогового номера и/или наименования (фамилии, имени и отчества) плательщика НДС, плательщик НДС подает в соответствии с пунктом 183.7 статьи 183 Кодекса заявление в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о плательщике НДС.

Согласно пункту 3.15 раздела III Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2014 г. N 1130, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.11.2014 г. за N 1456/26233 (с изменениями) (далее - Положение), юридическое лицо, созданное путем преобразования плательщика НДС, регистрируется плательщиком НДС с учетом особенностей, установленных подпунктами 1 или 2 этого пункта в зависимости от даты государственной регистрации вновь созданного лица.

Если в результате преобразования дата государственной регистрации вновь созданного юридического лица не изменяется, следует руководствоваться подпунктом 1 пункта 3.15 раздела III Положения, согласно которому регистрация плательщиком НДС вновь созданного юридического лица проводится по процедурам перерегистрации. В случае перерегистрации дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, а датой перерегистрации является последний день срока в 3 рабочих дня со дня получения дополнительного регистрационного заявления с отметкой "Перерегистрация".

Если в результате преобразования дата государственной регистрации вновь созданного юридического лица является датой завершения преобразования, следует руководствоваться подпунктом 2 пункта 3.15 раздела III Положения, согласно которому новообразованное лицо одновременно подает контролирующему органу заявление о регистрации его плательщиком НДС и об аннулировании регистрации плательщика НДС лица, прекращенного путем преобразования. В этом случае датами регистрации плательщиком НДС вновь созданного юридического лица и аннулирования такой регистрации прекращенного юридического лица является дата внесения в реестр плательщиков НДС соответствующих записей.

До даты регистрации юридическое лицо, созданное в результате преобразования, использует данные регистрации прекращенного юридического лица.

Если новообразованное лицо не подало в контролирующий орган в течение 10 рабочих дней с даты завершения преобразования заявление для регистрации или перерегистрации, контролирующий орган принимает решение об аннулировании регистрации плательщика НДС прекращенного лица.

Относительно третьего вопроса

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 185.1 статьи 185 раздела V Кодекса объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 раздела V Кодекса, в том числе операции по безвозмездной передаче.

Правила формирования налоговых обязательств по НДС и составления налоговой накладной/расчета корректировки к налоговой накладной и их регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН) регулируются статьями 187 и 201 раздела V Кодекса и регламентируются Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 г. N 1307, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.01.2016 г. за N 137/28267.

В соответствии с пунктом 187.10 статьи 187 раздела V Кодекса плательщики налога, поставляющие тепловую энергию, природный газ (кроме сжиженного), оказывающие услуги по транспортировке и/или распределению природного газа, водоснабжению, водоотведению или услуги, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным как плательщики налога, а также жилищно-эксплуатационным конторам, квартирно-эксплуатационным частям, объединениям совладельцев многоквартирных домов, другим плательщика налогам, осуществляющим сбор средств от указанных покупателей с целью дальнейшего их перечисления продавцам таких товаров (поставщикам услуг) в счет компенсации их стоимости, определяют дату возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по кассовому методу.

Под понятием "кассовый метод" для целей налогообложения согласно разделу V Кодекса понимается метод налогового учета, по которому дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а дата отнесения сумм налога в налоговый кредит определяется как дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг) (подпункт 14.1.266 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса).

Пунктами 201.1, 201.7 и 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса определено, что при осуществлении операций по поставке товаров/услуг на дату возникновения налоговых обязательств плательщик налога обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством квалифицированной электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленные Кодексом сроки. При этом налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс).

Согласно пункту 184.8 статьи 184 раздела V Кодекса в случае, если плательщик налога, регистрация которого аннулируется, имеет налоговые обязательства по результатам последнего налогового периода, такая сумма налога учитывается в сумму уменьшения бюджетного возмещения, а в случае их отсутствия в сроки, определенные Кодексом, плательщик обязан погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга по НДС, возникших до такого аннулирования, при их наличии, независимо от того, что такое лицо остается зарегистрированным как плательщик НДС на день уплаты такой суммы налога или нет.

Следовательно, если при проведении процедуры реорганизации юридического лица (плательщика НДС) путем преобразования происходит аннулирование регистрации его в качестве плательщика НДС и регистрация правопреемника (вновь созданного юридического лица) в качестве плательщика НДС, то в этом случае по результатам последнего отчетного (налогового) периода по операциям, к которым применяется кассовый метод налогового учета и не определены налоговые обязательства по НДС, юридическое лицо, которое реорганизуется, обязано начислить налоговые обязательства по НДС, составить по таким обязательствам налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленные Кодексом сроки, а также имеет право на включение в состав налогового кредита сумм НДС, которые не были включены в связи с применением кассового метода налогового учета.

Относительно четвертого вопроса

В соответствии с пунктом 2001.2 статьи 2001 Кодекса плательщикам налога автоматически открываются счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее - СЭА НДС).

Механизм открытия и закрытия счетов в СЭА НДС определен Порядком электронного администрирования НДС, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 года N 569 (далее - Порядок N 569).

В соответствии с пунктом 4 Порядка N 569 счет в СЭА НДС (далее - электронный счет) - счет, открытый плательщику налога в Государственной казначейской службе Украины (далее - Госказначейство), на который таким плательщиком перечисляются средства в сумме, необходимой для достижения размера суммы налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН, а также в сумме, необходимой для уплаты согласованных налоговых обязательств по налогу.

Электронные счета открываются исключительно на основании реестра плательщиков налога, который ГФС направляет Госказначейству не ранее чем за один рабочий день до даты регистрации лица плательщиком налога (пункт 5 Порядка N 569).

Датой начала осуществления плательщиком налога операций с использованием электронного счета является дата регистрации его плательщиком налога (для плательщиков налога, зарегистрированных до 1 февраля 2015 года - 1 февраля 2015 года).

В случае аннулирования регистрации плательщика налога остаток средств на его электронном счете перечисляется в бюджет, а такой счет закрывается (пункт 7 Порядка N 569).

Следовательно, если при изменении организационно-правовой формы (в соответствии со статьей 108 Гражданского кодекса Украины изменением организационно-правовой формы юридического лица является его реорганизация такого юридического лица путем преобразования) происходит регистрация плательщиком НДС юридического лица, созданного в результате преобразования и аннулирование регистрации плательщиком НДС юридического лица, прекращенного в результате преобразования, электронный счет прекращенного в результате преобразования юридического лица закрывается и в соответственно плательщику НДС, образованному в результате преобразования, открывается в СЭА НДС новый электронный счет.

Относительно пятого вопроса

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пунктом 198.7 статьи 198 раздела V Кодекса сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, реорганизуемого путем присоединения, слияния, преобразования, подлежит переносу в состав налогового кредита правопреемника в следующем периоде после подписания передаточного акта в соответствии с законодательством.

Такой перенос осуществляется в случае если сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода реорганизуемого плательщика подтверждена документальной проверкой контролирующего органа.

Порядок представления налоговой декларации по НДС в контролирующие органы регулируется статьей 49 раздела II и статьей 203 раздела V Кодекса. Форма и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 г. N 21, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.01.2016 г. за N 159/28289 (далее - Порядок N 21).

Налоговая отчетность по НДС подается в контролирующий орган лицом, зарегистрированным плательщиком НДС в соответствии с требованиями раздела V Кодекса (пункт 7 раздела I Порядка N 21).

В соответствии с пунктом 14 раздела III Порядка N 21 при наличии у реорганизуемого плательщика налога суммы отрицательного значения, подлежащей включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода, указанный плательщик налога имеет право подать заявление о переносе такой суммы отрицательного значения в состав налогового кредита правопреемника (таблица 2 приложения 2). Такое заявление подается в составе налоговой декларации за последний (отчетный) период регистрации плательщиком налога.

В случае подтверждения контролирующим органом по результатам документальной проверки сумм отрицательного значения правопреемник реорганизованного плательщика налога подает в составе налоговой декларации по налогу за отчетные (налоговые) периоды после такого подтверждения заявление о переносе суммы отрицательного значения реорганизованного плательщика налога в состав налогового кредита отчетного (налогового) периода (таблица 3 приложения 2).

Налог на прибыль предприятий

Согласно подпункту 134.1.1 пункта 134.1 статьи 134 Кодекса объектом налогообложения, в частности, является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.

Налоговыми (отчетными) периодами для налога на прибыль предприятий, кроме случаев, предусмотренных пунктом 137.5 статьи 137 Кодекса, являются календарные: квартал, полугодие, три квартала, год. При этом налоговая декларация рассчитывается нарастающим итогом. Налоговый (отчетный) период начинается с первого календарного дня налогового (отчетного) периода и заканчивается последним календарным днем ​​налогового (отчетного) периода (пункт 137.4 статьи 137 Кодекса).

В случае если плательщик налога ликвидируется (в том числе до окончания первого налогового (отчетного) периода), последним налоговым (отчетным) периодом считается период, на который приходится дата ликвидации (подпункт 137.4.3 пункта 137.4 статьи 137 Кодекса).

С учетом указанного предприятие, которое прекращается в процессе ликвидации (реорганизации), должно составить налоговую отчетность за отчетный период, на который приходится дата его ликвидации (реорганизации).

В поле 9 "Особые отметки" Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.10.2015 г. N 897, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11.11.2015 г. за N 1415/27860 (с изменениями и дополнениями) предусмотрена соответствующая отметка для заполнения плательщиком налога, подающим декларацию за последний налоговый (отчетный) год в период, на который приходится дата его ликвидации.

Вновь созданные плательщики налога, зарегистрированные в течение отчетного (налогового) года уплачивают налог на прибыль на основании годовой налоговой декларации за период деятельности в отчетном (налоговом) году (подпункт "а" пункта 137.5 статьи 137 Кодекса).

Первый налоговый (отчетный) период начинается с даты, на которую приходится начало такого учета и заканчивается последним календарным днем ​​такого налогового (отчетного) периода (подпункт 137.4.2 пункта 137.4 статьи 137 Кодекса).

Налоговая декларация за отчетный (налоговый) год подается в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем ​​отчетного (налогового) года (подпункт 49.18.6 пункта 49.18 статьи 49 Кодекса).

Следовательно, плательщики уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации за годовой налоговый (отчетный) период (как вновь созданные), который для них начинается с первого календарного дня налогового (отчетного) периода вновь созданного предприятия и заканчивается последним днем ​​налогового (отчетного) года.

В то же время приказом Министерства финансов Украины от 07.04.2016 г. N 422, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.05.2016 г. за N 751/28881 утвержден Порядок ведения органами ГФС оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - Порядок N 422).

В частности, пунктом 3 раздела II "Интегрированная карта плательщика" Порядка N 422 предусмотрено, что по результатам проведения соответствующих мероприятий в связи с реорганизацией плательщика налога орган ГФС по основному месту учета формирует сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов.

В случае если в результате прекращения юридического лица путем реорганизации часть его обязательств или задолженности остается непогашенной или у плательщика учитываются составляющие суммы переплат, в ИКП юридическим лицам - правопреемникам работником подразделения, осуществляющего учет платежей и других поступлений, средствами программного обеспечения переносятся соответствующие учетные показатели с соблюдением хронологии их возникновения на основании одного из документов:

решения о согласовании плана реорганизации налогоплательщика;

передаточного акта;

разделительного баланса.

Индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1