ИНК ГНСУ N 671/6/99-00-04-01-04-15/ІПК от 09.10.2019 г. относительно применения норм НКУ и Закона Украины от 19 декабря 1995 года N 481-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 09.10.2019 г. N 671/6/99-00-04-01-04-15/ІПК

Государственная налоговая служба Украины в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) рассмотрела обращение касательно получения налоговой консультации относительно правильного применения норм Кодекса и в пределах компетенции сообщает.

В обращении Общество проинформировало, что спецификой его деятельности является предоставление услуг по перевозке грузов собственным транспортом. Для обеспечения заправки транспортных средств топливом Общество закупает и хранит дизельное топливо на своей территории.

При этом, объем топлива, закупаемого Обществом в течение года без учета топлива, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли топливом превышает 1000 метров кубических, поэтому с 01.07.2019 г. места хранения топлива Общества подпадают под определение акцизного склада, а Общество будет считаться распорядителем акцизного склада.

Кроме того, Обществом для заправки собственного автотранспорта используются полуприцепы-цистерны-Е, которые с 01.07.2019 г. в связи с перемещением в них топлива и его хранением считаются акцизными складами передвижными.

В связи с этим, у Общества возникают следующие вопросы:

Необходимо ли Обществу обустраивать полуприцепы-цистерны-Е расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками, поскольку такие используются не только для перемещения топлива таможенной территорией Украины, но и для заправки собственного автотранспорта и хранения топлива в течение определенного периода времени до момента заправки автотранспорта топливом?

Необходимо ли обустраивать расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками каждую секцию, на которые поделена емкость полуприцепа-цистерны-Е?

Необходимо ли Обществу получить лицензию на хранение топлива, поскольку в течение определенного периода времени до момента заправки атотранспорта топливом полуприцеп-цистерна-Е с топливом будет располагаться на определенной территории? Или в таком случае такая территория, на которой будет расположен полуприцеп-цистерна-Е с топливом будет считаться местом хранения топлива? Следует учесть, что полуприцеп-цистерна-Е с топливом на этой территории будет расположен вместе с другим транспортным средством, выполняющим функцию тягача.

Какой порядок регистрации и заполнения акцизных накладных в данной ситуации, когда приобретенное у поставщика топливо до момента заправки собственного автотранспорта будет определенное время храниться в полуприцепе-цистерне-Е?

Необходимо ли Обществу получить лицензию на розничную торговлю топливом в случае заправки только собственного автотранспорта через топливораздаточную колонку, которая вместе с резервуаром для хранения топлива сблокирована в единый контейнер или является отдельным элементом, но с ее помощью перемещается топливо из резервуара для хранения топлива в топливные баки автомобилей; в случае заправки собственного автотранспорта через расположенный на территории Общества топливозаправочный пункт?

Что следует понимать под понятием "объект", документы о приеме которого в эксплуатацию подаются для получения лицензии на хранение топлива? Либо таким объектом считается только резервуар/емкость для хранения топлива? Либо понятие объект включает топливораздаточные колонки как элемент с помощью которого перемещается топливо из резервуара для хранения топлива в топливные баки автомобилей?

Учитывая вышеизложенное, следует отметить следующее.

Законом Украины от 23 ноября 2018 года N 2628-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов" (далее - Закон N 2628) предусмотрен ряд изменений в Кодекс, в частности предусмотрено, что акцизные склады и акцизные склады передвижные образуются с целью повышения эффективности работы по предупреждению и борьбе с незаконным производством и оборотом этилового спирта, водки и ликеро-водочных изделий, топлива, усиления контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет акцизного налога (п. 230.1 ст. 230 Кодекса).

В соответствии с пп. 14.1.6 п. 14.1 ст. 14 Кодекса акцизный склад - это:

а) специально оборудованные помещения на ограниченной территории (далее - помещения), расположенные на таможенной территории Украины, где под контролем постоянных представителей контролирующего органа распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем производства, обработки (переработки), смешивания, разлива, упаковки, фасовки, хранения, получения или выдачи, а также реализации спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий;

б) помещение или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем производства, обработки (переработки), смешивания, разлива, погрузки-разгрузки, хранения, реализации топлива.

Не являются акцизным складом:

а) помещения обособленных подразделений распорядителя акцизного склада, используемые им исключительно для упаковки, фасовки, хранения, получения или выдачи маркированных марками акцизного налога водки и ликеро-водочных изделий, отгруженных с акцизного склада, а также для осуществления оптовой и/или розничной торговли в соответствии полученной распорядителем акцизного склада лицензией;

б) помещение или территория, на каждой из которых общая вместимость расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения топлива не превышает 200 кубических метров, а субъект хозяйствования (кроме плательщика единого налога четвертой группы) - владелец или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года топливо в объемах, не превышающих 1000 кубических метров (без учета объема топлива, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии), и использует топливо исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению топлива другим лицам;

в) помещение или территория независимо от общей вместимости расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения топлива, владельцем или пользователем которых является субъект хозяйствования - плательщик единого налога четвертой группы, получающий в течение календарного года топливо в объемах, не превышающих 10 000 кубических метров (без учета объема топлива, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии), и использующий топливо исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляющий операций по реализации и хранению топлива другим лицам;

г) топливный бак как емкость для хранения топлива непосредственно в транспортном средстве или техническом оборудовании, устройстве.

То есть, для определения помещения или территории понятию акцизного склада учитывается общая вместимость расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения топлива и общий объем топлива, который получает собственник или пользователь такого помещения или территории в течение календарного года, а также осуществление операций по реализации и хранению топлива другим лицам.

Также в соответствии с пп. 14.1.61 п. 14.1 ст. 14 Кодекса акцизный склад передвижной - транспортное средство (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный, магистральный трубопровод), на котором перемещается и/или хранится топливо или спирт этиловый на таможенной территории Украины.

Транспортное средство приобретает статус акцизного склада передвижного в течение периода его использования для:

а) перемещения в нем таможенной территорией Украины реализуемого топлива или спирта этилового (кроме топлива или спирта этилового, перемещаемого по территории Украины проходным транзитом или внутренним транзитом, определенным пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 91 Таможенного кодекса Украины);

б) хранения в нем топлива или спирта этилового на таможенной территории Украины;

в) ввоза топлива или спирта этилового на таможенную территорию Украины, с которого уплачен акцизный налог или на условиях, определенных ст. 229 Кодекса.

Не является акцизным складом передвижным транспортное средство, используемое субъектом хозяйствования, не являющимся распорядителем акцизного склада, для перемещения на таможенной территории Украины собственного топлива или спирта этилового для нужд собственного потребления или промышленной переработки.

Распорядитель акцизного склада передвижного - субъект хозяйствования - плательщик акцизного налога, являющийся владельцем топлива или осуществляющий деятельность по производству спирта этилового и который с использованием транспортного средства независимо от того, кому принадлежит такое транспортное средство: реализует или хранит топливо или спирт этиловый; ввозит топливо на таможенную территорию Украины, с которого уплачен акцизный налог, или на условиях, определенных ст. 229 НК Украины. Не является распорядителем акцизного склада передвижного субъект хозяйствования (перевозчик, экспедитор), осуществляющий транспортировку топлива или спирта этилового (пп. 14.1.2241 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Учитывая нормы пп. 14.1.2241 п. 14.1 ст. 14 Кодекса Общество будет считаться распорядителем акцизного склада передвижного, в случае использования транспортного средства для реализации или хранения собственного топлива или ввоза топлива на таможенную территорию Украины, с которого уплачен акцизный налог, или на условиях, определенных ст. 229 Кодекса.

Плательщиком акцизного налога является лицо, реализующее топливо (пп. 212.1.15 п. 212.1 ст. 212 Кодекса).

Реализация топлива - любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) топлива или спирта этилового с переходом права собственности на такое топливо или спирт этиловый или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без таковой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного: на акцизный склад; на акцизный склад передвижной; для собственного потребления или промышленной переработки; любым другим лицам.

Не считаются реализацией топлива операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) топлива на таможенной территории Украины: в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно), кроме операций по реализации такого топлива его производителями; при использовании топлива, с которого уплачен акцизный налог, исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки субъектами хозяйствования, не являющимися распорядителями акцизного склада (пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Учитывая вышеуказанное, все операции по физической передаче топлива, кроме (отпуска, отгрузки) топлива в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно) и при использовании топлива, с которого уплачен акцизный налог, исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки субъектами хозяйствования, не являющимися распорядителями акцизного склада, будут считаться реализацией топлива и субъект хозяйствования, который будет осуществлять такие операции считаться плательщиком акцизного налога в понимании пп. 212.1.15 п. 212.1 ст. 212 Кодекса.

Таким образом, если Общество не будет распорядителем акцизного склада и будет использовать топливо, с которого уплачен акцизный налог, исключительно для нужд собственного потребления, такие операции не будут считаться реализацией топлива в понимании пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса и Общество не подпадает под определение плательщика акцизного налога в соответствии с пп. 212.1.15 п. 212.1 ст. 212 Кодекса.

Кодексом предусмотрено, что транспортные средства, получившие статус акцизных складов передвижных, а также транспортные средства, используемые субъектом хозяйствования, не являющимся распорядителем акцизного склада, для перемещения на таможенной территории Украины собственного топлива или спирта этилового для нужд собственного потребления или промышленной переработки, должны учитываться в Перечне транспортных средств, перемещающих топливо или спирт этиловый, создание и ведение которого обеспечивается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

Перечень транспортных средств, перемещающих топливо или спирт этиловый, размещается на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

Включение/исключение транспортных средств в/из Перечня транспортных средств, перемещающих топливо или спирт этиловый, осуществляется автоматически на основании данных акцизных накладных, зарегистрированных в Едином реестре акцизных накладных (пп. 230.1.5 п. 230.1 ст. 230 Кодекса).

Согласно пп. 230.1.2 п. 230.1 ст. 230 Кодекса акцизные склады, на территории которых осуществляется производство, обработка (переработка), смешивание, разлив, погрузка-разгрузка, хранение, реализация топлива, должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска топлива наливом с акцизного склада, расположенном на акцизном складе, и уровнемерами-счетчиками уровня таких товаров (продукции) в резервуаре (далее - уровнемер-счетчик) на каждом введенном в эксплуатацию стационарном резервуаре, расположенном на акцизном складе.

То есть, учитывая пп. 230.1.2 п. 230.1 ст. 230 Кодекса, для оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками учитываются места отпуска топлива наливом с акцизного склада и введенные в эксплуатацию стационарные резервуары расположенные на акцизном складе.

Плательщики налога - распорядители акцизных складов обязаны зарегистрировать, в частности все расположенные на акцизных складах резервуары, введенные в эксплуатацию, расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики в разрезе акцизных складов - в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в резервуаре (далее - Реестр).

Согласно п. 12 подраздела 5 раздела XX "Переходные положения" Кодекса распорядители акцизных складов в соответствии с требованиями Кодекса обязаны оборудовать акцизные склады расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать их в Реестре в следующие сроки:

акцизный склад, где находится резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 куб. метров, - не позднее 1 июля 2019 года;

акцизный склад, где находится резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. метров, но не превышает 20000 куб. метров, - не позднее 1 октября 2019 года;

акцизный склад, где находится резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. метров, - не позднее 1 января 2020 года.

В соответствии с пп. 230.1.3 п. 230.1 ст. 230 Кодекса распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о фактических остатках топлива на начало и конец отчетных суток и о суточных фактических объемах полученного и реализованного топлива (далее в этом разделе - объем оборота топлива) в разрезе кодов товарных подкатегорий УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 15° С.

Данные о фактических остатках топлива и об объеме оборота топлива формируются после проведения последней операции по обращению топлива в отчетных сутках, но не позднее 23 часов 59 минут этого периода, до начала осуществления операций по обращению топлива в сутки, следующие за отчетными сутками, и подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, не позднее 23 часов 59 минут дня, следующих за отчетными сутками.

На каждом акцизном складе по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД формируются показатели о:

объемах остатков топлива на начало и конец отчетных суток, определяемых путем суммирования объемов остатков топлива в каждом резервуаре на основании показателей уровнемеров-счетчиков, установленных на таких резервуарах, расположенных на таком акцизном складе;

суточном объеме реализованного топлива, определяемом путем суммирования объемов реализованного за отчетные сутки топлива через каждое место отпуска топлива наливом с акцизного склада на основании показателей расходомеров-счетчиков, установленных на каждом месте отпуска топлива наливом с акцизного склада, расположенном на таком акцизном складе.

Указанные сводные за сутки итоговые учетные данные показатели по каждому месту расположения акцизного склада распорядители акцизных складов направляют в Реестр согласно пп. 5 п. 5 Порядка ведения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в резервуаре, передачи учетных данных с них электронными средствами связи утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 ноября 2017 года N 891 (далее - Порядок N 891).

Формат данных, структура и форма электронных документов с целью регистрации резервуаров, расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков в Реестре, форма "Справки о распорядителе акцизного склада топлива, акцизных складах топлива, расположенных на них резервуарах топлива, расходомерах и уровнемерах", "Справки о сводных в сутки итоговых учетных данных относительно объемов оборота (получения/отпуска) и остатков топлива на акцизном складе топлива" утверждены приказом Минфина от 27 ноября 2018 года N 944 (с изменениями, внесенными приказом Минфина от 18 июня 2019 года N 248).

В соответствии с пп. 2 п. 7 Порядка N 891, информация, указанная в пп. 5 п. 5 Порядка N 891, вносится в электронные документы для наполнения Реестра:

автоматически путем передачи в них данных с расходомеров и уровнемеров начиная с предельных сроков, указанных в пунктах 12 и 27 подраздела 5 раздела XX "Переходные положения" Кодекса, для обязательного оборудования акцизных складов уровнемерами и расходомерами;

ответственным лицом распорядителя акцизного склада - при выходе из строя, проведении поверки или калибровки уровнемера или расходомера, а также в период с 1 июня 2019 года до предельных сроков, предусмотренных в пунктах 12 и 27 подраздела 5 раздела XX "Переходные положения" Кодекса, для обязательного оборудования акцизных складов расходомерами и уровнемерами.

Также, в соответствии с п. 231.1 ст. 231 Кодекса плательщик налога при ввозе на таможенную территорию Украины топлива или спирта этилового, с которого уплачен акцизный налог, или на условиях, определенных ст. 229 Кодекса, или реализации топлива или спирта этилового обязан составить в электронной форме акцизную накладную по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД реализованного топлива или спирта этилового и зарегистрировать ее в Едином реестре акцизных накладных с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, подписи уполномоченного плательщиком лица.

То есть, при осуществлении любых операций по физической передаче (отпуску, отгрузке) топлива с переходом права собственности на такое топливо или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без таковой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного: на акцизный склад; на акцизный склад передвижной; для собственного потребления или промышленной переработки; любым другим лицам, плательщик акцизного налога обязан составить в электронной форме акцизную накладную по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД реализованного топлива и зарегистрировать ее в Едином реестре акцизных накладных с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, подписи уполномоченного плательщиком лица.

Согласно п. 231.3 ст. 231 Кодекса акцизная накладная составляется плательщиком налога в день ввоза на таможенную территорию Украины топлива или спирта этилового или в день реализации топлива или спирта этилового при каждой полной или частичной операции по реализации топлива или спирта этилового.

Порядок составления и регистрации акцизных накладных в Едином реестре акцизных накладных определен ст. 231 Кодекса.

Кроме того, Законом N 2628 внесены изменения в Закон Украины от 19.12.1995 г. N 481/95-ВР "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" (далее - Закон N 481), в частности введено лицензирование видов хозяйственной деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговле топливом. Указанные изменения вступили в силу с 01.07.2019 г.

В соответствии со ст. 1 Закона N 481 хранение топлива - деятельность по хранению топлива (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.

Розничная торговля топливом - деятельность по приобретению или получению и дальнейшей продаже или отпуска топлива с изменением или без изменения его физико-химических характеристик с автозаправочной станции/автогазозаправочной станции/газонаполнительной станции/газонаполнительного пункта и других мест розничной торговли через топливораздаточные колонки и/или маслораздаточные колонки.

Место хранения топлива - место (территория), на котором расположены здания и/или оборудование, и/или емкости, используемые для хранения топлива на праве собственности или пользования.

Место розничной торговли топливом - место (территория), на котором расположены здания и/или оборудование, и/или емкости, используемые для розничной торговли и/или хранения топлива на праве собственности или пользования (ст. 1 Закона N 481).

В частности, ст. 15 Закона N 481 установлено, что хранение топлива осуществляется субъектами хозяйствования всех форм собственности при наличии лицензии.

Законом N 481 предусмотрено, что лицензия на право хранения топлива не получается на места хранения топлива, используемые:

предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета;

предприятиями, учреждениями и организациями системы государственного резерва;

субъектами хозяйствования для хранения топлива, потребляемого для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и которое не реализуется через места розничной торговли.

Для получения лицензии на право оптовой или розничной торговли топливом или на право хранения топлива вместе с заявлением дополнительно подаются заверенные заявителем копии следующих документов:

документы, подтверждающие право собственности или право пользования земельным участком, или другое предусмотренное законодательством право землепользования на земельный участок, на котором расположен объект оптовой или розничной торговли топливом или хранения топлива, действующие на дату подачи заявления и/или на дату введения такого объекта в эксплуатацию, целевое назначение которой соответствует заявленной деятельности;

акт ввода в эксплуатацию объекта или акт готовности объекта к эксплуатации или сертификат о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы, подтверждающие прием объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством, относительно всех объектов в месте оптовой или розничной торговли топливом или хранения топлива, необходимых для оптовой или розничной торговли топливом или хранения топлива;

разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Копии таких документов не представляются в случае их наличия в открытых государственных реестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров указаны в заявлении на выдачу лицензии на право оптовой или розничной торговли топливом или на хранение топлива.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую торговлю топливом, при отсутствии мест оптовой торговли топливом копии таких документов не подают.

В случае если указанные документы выданы (оформлены) другому лицу, чем заявитель, такой заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его право на использование соответствующего объекта.

Ответственность за достоверность данных в документах, представленных вместе с заявлением, несет заявитель.

То есть, в случае осуществления Обществом деятельности по хранению топлива (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик на территории, где расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости, используемые для хранения топлива на праве собственности или пользования, ему необходимо будет получить лицензию на право хранения топлива, кроме случаев, предусмотренных Законом N 481 когда такая лицензия не получается.

И, в случае осуществления Обществом деятельности по приобретению или получению и дальнейшей продаже или отпуска топлива с изменением или без изменения его физико-химических характеристик с автозаправочной станции/автогазозаправочной станции/газонаполнительной станции/газонаполнительного пункта и других мест розничной торговли через топливораздаточные колонки и/или маслораздаточные колонки, ему необходимо будет получить лицензию на право розничной торговли топливом.

Следует отметить, ст. 15 Закона N 481 предусмотрено, что субъект хозяйствования имеет право хранить топливо без получения лицензии на право хранения топлива в местах производства топлива или местах оптовой торговли топливом или местах розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии.

Руководствуясь нормами действующего законодательства Украины, субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования должны осуществлять свою деятельность в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 2000 от 15.09.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1