ИНК ГНСУ N 1017/6/99-00-05-05-01-06/ІПК от 12.03.2020 г. относительно признания операции по уступке права требования контролируемой и ее отражения в отчете о контролируемых операциях-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 12.03.2020 г. N 1017/6/99-00-05-05-01-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно признания операции по уступке права требования контролируемой и ее отражения в отчете о контролируемых операциях и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Как следует из запроса, Общество заключило договор уступки права требования (цессии). По этому договору первоначальный кредитор (Общество) уступает свои права требования задолженности должника (резидента Украины) нерезиденту, являющемуся связанным лицом с таким Обществом. При этом, первоначальный кредитор передает, а новый кредитор принимает на себя право требования, принадлежащее первоначальному кредитору, и становится кредитором по договорам обратной беспроцентной финансовой помощи. В дальнейшем новообразованная задолженность в соответствии с договором уступки права требования между Обществом и связанным лицом, являющимся резидентом Республики Кипр, была погашена путем зачета встречных однородных денежных требований.

Согласно пп. 14.1.255 п. 14.1 ст. 14 Кодекса уступка права требования - операция по переуступке кредитором прав требования долга третьего лица новому кредитору с предварительной или последующей компенсацией стоимости такого долга кредитору или без такой компенсации.

В соответствии со статьями 512 и 513 Гражданского кодекса Украины кредитор в обязательстве может быть заменен другим лицом вследствие, в частности, передачи им своих прав другому лицу по сделке (уступка права требования). Сделка по замене кредитора в обязательстве совершается в той же форме, что и сделка, на основании которой возникло обязательство, право требования по которому передается новому кредитору.

Согласно ст. 1 Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон N 996) хозяйственная операция - это действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

В соответствии с частями первой и пятой статьи 9 Закона N 996 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы; хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

В то же время, необходимо учитывать принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, определенные ст. 4 Закона N 996. Одним из таких принципов является превалирование сущности над формой, в частности, операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы.

Подпунктом 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса определено, что хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 (кроме операций, осуществляемых между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине) и 39.2.1.5 этого подпункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

В соответствии с пп. 39.2.1.4 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования являются все виды операций, соглашений или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика.

Следует отметить, что согласно пп. 39.2.2.4 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 Кодекса определение и анализ функций, выполняемых сторонами операции, осуществляются на основании заключенных договоров, данных бухгалтерского учета, фактических действий сторон операции и фактических обстоятельств ее проведения в соответствии с сутью операции.

Согласно пп. 39.2.2.4 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 Кодекса если фактические условия совершенной контролируемой операции не соответствуют условиям заключенного (письменного) договора и/или фактические действия сторон контролируемой операции и фактические обстоятельства ее проведения отличаются от условий такого договора, коммерческие и/или финансовые характеристики контролируемой операции для целей трансфертного ценообразования определяются согласно фактическим действиям сторон операции и фактическим условиям ее проведения.

Следовательно, налогоплательщики должны отражать хозяйственные операции исходя из их экономической сути, а не только из юридической формы.

Учитывая указанное, выводы относительно отнесения операции по уступке права требования к контролируемым, а также ее погашения, должны рассматриваться с учетом экономической сути хозяйственных операций каждой из сторон таких операций, анализа существенных обстоятельств, а также с учетом договорных условий и всех первичных документов, оформлением которых они сопровождались.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3