ИНК ГНСУ N 920/6/99-00-07-02-02-06/ІПК от 05.03.2020 г. относительно применения положений пп. 140.5.6 и 140.5.7 п. 140.5 ст. 140 Налогового кодекса Украины с целью налогообложения вознаграждения за право пользования объектами интеллектуальной собственности по лицензионному договору-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.03.2020 г. N 920/6/99-00-07-02-02-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно применения положений пп. 140.5.6 и 140.5.7 п. 140.5 ст. 140 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) с целью налогообложения вознаграждения за право пользования объектами интеллектуальной собственности по лицензионному договору (исключительной лицензией) и, руководствуясь ст. 52 Кодекса, в пределах компетенции сообщает.

Как указано в запросе, общество осуществляет денежные выплаты учредителю - нерезиденту за использование в своей деятельности торговой марки указанного учредителя, не подпадающие под определение контролируемых в соответствии с требованиями ст. 39 Кодекса, а расходы по ним подтверждаются по ценам "вытянутой руки". Кроме того, нерезидент является бенефенциарним получателем таких выплат.

Определение роялти приведено в пп. 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, согласно которому роялти считается любой платеж, полученный как вознаграждение за использование или за предоставление права на использование объекта права интеллектуальной собственности, в частности за любые зарегистрированные торговые марки (знаки на товары и услуги).

В соответствии с пп. 140.5.6 п. 140.5 ст. 140 Кодекса финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов по начислению роялти (кроме операций, признаваемых контролируемыми в соответствии со ст. 39 Кодекса) в пользу нерезидента (в том числе нерезидента, зарегистрированного в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 этого Кодекса), превышающую сумму доходов от роялти, увеличенную на 4 процента чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по данным финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному (кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с Законом Украины "О телевидении и радиовещании"), а для банков - в объеме, превышающем 4 процента дохода от операционной деятельности (за вычетом налога на добавленную стоимость) за год, предшествующий отчетному.

Требования пп. 140.5.6 п. 140.5 ст. 140 Кодекса не применяются плательщиком налога, если операция не является контролируемой и сумма таких расходов подтверждается плательщиком налога по ценам, определенным по принципу "вытянутой руки", в соответствии с процедурой, установленной ст. 39 Кодекса, но без представления отчета.

Контролируемыми операциями, в соответствии с пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:

а) хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами - нерезидентами, в том числе в случаях, определенных пп. 39.2.1.5 этого подпункта;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и/или приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров - нерезидентов;

в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с пп. 39.2.1.2 этого подпункта, или являющихся резидентами этих стран;

г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, не уплачивающими налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющимися налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.

ґ) хозяйственные операции (в том числе внутрихозяйственные расчеты), осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

При этом, пп. 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса установлено, что хозяйственные операции, предусмотренные пп. 39.2.1.1 (кроме операций, осуществляемых между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине) и 39.2.1.5 этого подпункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Таким образом, если операция по выплате роялти нерезиденту не подпадает под определение контролируемой и сумма таких расходов подтверждается по ценам, определенным по принципу "вытянутой руки", то финансовый результат плательщика налога не увеличивается на сумму расходов по начислению роялти, превышающую сумму дохода, полученную в виде роялти, увеличенную на 4 % чистого дохода от реализации товаров (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному.

При этом, финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов по начислению роялти в полном объеме, если роялти начисленные в пользу, в частности, нерезидента по объектам, права интеллектуальной собственности в отношении которых впервые возникли у резидента Украины.

В случае возникновения разногласий между контролирующим органом и плательщиком налога относительно определения лица, у которого впервые возникли (были приобретены) права интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности, такие контролирующие органы обязаны обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, для получения соответствующего заключения (часть 3 пп. 140.5.7 п. 140.5 ст. 140 Кодекса).

Указанная норма применяется в случае, если первая регистрация торговой марки была проведена на украинскую компанию. Кодексом не предусмотрен перечень документов, который может подтвердить первую регистрацию торговой марки.

Организация ведения государственных реестров объектов права интеллектуальной собственности, обеспечение издания официальных бюллетеней по вопросам интеллектуальной собственности принадлежат к основным задачам Департамента развития сферы интеллектуальной собственности, являющегося самостоятельным структурным подразделением аппарата Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины (пп. 2.1 ст. 2 и 1.1 ст. 1 Положения о департаменте развития сферы интеллектуальной собственности, утвержденного приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 28.12.2019 г. N 842).

Таким образом, вопрос перечня документов, подтверждающих первую регистрацию торговой марки входит в компетенцию Департамента развития сферы интеллектуальной собственности.

Кроме того, частью 4 пп. 140.5.7 п. 140.5 ст. 140 Кодекса установлено, что финансовый результат увеличивается на сумму расходов по начислению роялти в полном объеме, если роялти начислено в пользу нерезидента, не подлежащего налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого он является.

Исходя из вышеизложенного, финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на всю сумму расходов в виде роялти в пользу нерезидента относительно объекта, права интеллектуальной собственности которого возникли впервые у любого резидента Украины, и в случае если в стране-резиденции нерезидента роялти не налогооблагается.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3