ИНК ГНСУ N 1112/6/99-00-07-03-02-06/ІПК от 17.03.2020 г. относительно особенностей оформления документа (в частности в электронном виде), удостоверяющего факт поставки услуг-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 17.03.2020 г. N 1112/6/99-00-07-03-02-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно особенностей оформления документа (в частности в электронном виде), удостоверяющего факт поставки услуг и, руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены Законом Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон N 996).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 996 бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

Согласно статье 9 Закона N 996 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Как определено статьей 1 Закона N 996, под понятием первичного документа понимается документ, содержащий сведения о хозяйственной операции (действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия).

Первичные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции и т.д. (пункт 2 статьи 9 Закона N 996).

Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (пункт 5 статьи 9 Закона N 966).

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и ​​электронном документообороте (пункт 2 статьи 9 Закона N 996).

Основные организационно-правовые основы электронного документооборота и использования электронных документов устанавливает Закон Украины от 22 мая 2003 года N 851-IV "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" (далее - Закон N 851).

Электронный документ - документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа (статья 5 Закона N 851).

Согласно статье 6 Закона N 851 для идентификации автора электронного документа может использоваться электронная подпись.

Создание электронного документа завершается наложением электронной подписи.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) (пункт 1.1 статьи 1 раздела I Кодекса).

Пунктом 44.1 статьи 44 раздела I Кодекса (первый абзац) установлено, что для целей налогообложения плательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налоголательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым пункта 44.1 статьи 44 Кодекса.

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX Кодекса.

Правила формирования налоговых обязательств и налогового кредита по НДС и составления налоговой накладной и регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН) регулируются статьями 187, 198 и 201 раздела V Кодекса.

В соответствии с пунктом 187.1 статьи 187 раздела V Кодекса датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные средства - дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;

дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров - дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг - дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Согласно пунктам 201.1 и 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг на дату возникновения налоговых обязательств плательщик налога обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, квалифицированной электронного подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленные Кодексом сроки. Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

Следовательно, учитывая изложенное, а также то, что среди обязательных реквизитов документа, определенных пунктом 2 статьи 9 Закона N 996, дата подписания документа отсутствует, плательщикам налога при осуществлении операций по поставке услуг с целью определения даты возникновения налоговых обязательств по НДС и, соответственно, составления налоговых накладных по таким операциям, следует использовать дату составления документа (в бумажной или электронной форме), содержащего сведения о поставке услуг плательщиком налога, поскольку этот реквизит определен Законом N 966 как обязательный для первичного документа.

Таким образом, при осуществлении плательщиком налога (поставщиком) операции по поставке услуг, оформлявшейся первичным документом, составленным в электронной форме, датой возникновения налоговых обязательств по НДС и соответственно составления налоговой накладной по такой операции будет считаться дата составления такого первичного документа, содержащего сведения о хозяйственной операции, независимо от даты наложения электронных подписей.

В соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 раздела II Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3