ИНК ГНСУ N 2397/6/99-00-05-05-02-06/ІПК от 11.06.2020 г. относительно налогообложения доходов, полученных нерезидентом по договору о предоставлении резиденту услуг по транспортной экспедиции-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 11.06.2020 г. N 2397/6/99-00-05-05-02-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно вопроса налогообложения доходов, полученных нерезидентом по договору о предоставлении резиденту услуг по транспортной экспедиции, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины в редакции, действующей с 23.05.2020 г. (далее - Кодекс), сообщает.

По информации, предоставленной плательщиком налога, предприятие заключило договор поставки товара на экспорт при условии CIF поставки (порт покупателя). Для доставки товара в порт покупателя предприятие намерено заключить договор поручения относительно предоставлениия транспортно-экспедиционных услуг с юридическим лицом - нерезидентом Гонконга.

В соответствии со ст. 316 Хозяйственного кодекса Украины и ст. 929 Гражданского кодекса Украины по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортного экспедирования может быть установлена ​​обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечивать отправку и получение груза, а также выполнение других обязательств, связанных с перевозкой.

Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).

Статьей 4 Закона Украины от 01 июля 2004 года N 1955-IV "О транспортно-экспедиторской деятельности" (далее - Закон N 1955) определено, что экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и т.п., являющимися резидентами или нерезидентами Украины.

К выполнению обязательств по договору транспортного экспедирования могут привлекаться другие лица, в отношениях с которыми экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента.

Платой экспедитору, размер которой является одним из существенных условий договора транспортного экспедирования, считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования. В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при выполнении договора транспортного экспедирования.

Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т.п.), выданные субъектами хозяйствования, привлекавшиеся к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти.

В соответствии с пп. 14.1.260 п. 14.1 ст. 14 Кодекса фрахтом считается вознаграждение (компенсация), выплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их частей) для перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами; перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.

Доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным п. 141.4 ст. 141 Кодекса.

Для целей этого пункта к доходам, полученным нерезидентом с источником их происхождения из Украины, включен, в частности, фрахт (пп. "г" пп. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса).

Резидент, в том числе физическое лицо предприниматель, физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, либо субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо предприниматель), избравший упрощенную систему налогообложения, либо другой нерезидент, осуществляющий хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица любую выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом (в том числе на счета нерезидента, ведущиеся в национальной валюте), удерживают налог с таких доходов, указанных в подпункте 141.4.1 этого пункта, по ставке в размере 15 процентов (кроме доходов, указанных в подпунктах 141.4.4 - 141.4.6 и 141.4.11 этого пункта) их суммы и за их счет, уплачиваемый в бюджет во время такой выплаты, если другое не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу. Требования этого абзаца не применяются к доходам нерезидентов, получаемых ими через их постоянные представительства на территории Украины, (пп. 141.4.2 п. 141.4 ст. 141 Кодекса).

Сумма фрахта, уплачиваемая нерезиденту резидентом, в том числе физическим лицом - предпринимателем, физическим лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, либо субъектом хозяйствования (юридическим лицом или физическим лицом предпринимателем), избравшим упрощенную систему налогообложения, либо другим нерезидентом, осуществляющим хозяйственную деятельность через постоянное представительство по договорам фрахта, облагается налогом по ставке 6 процентов у источника выплаты таких доходов за счет этих доходов. При этом базой для налогообложения является базовая ставка такого фрахта; лицами, уполномоченными взимать налог и вносить его в бюджет, является резидент, выплачивающий такие доходы, независимо от того, является ли он плательщиком налога, а также субъектом упрощенного налогообложения, (пп. 141.4.4 п. 141.4 ст. 141 Кодекса).

В соответствии с пп. 14.1.12 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, базовая ставка фрахта - сумма фрахта, включая расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и складированию (хранению) товаров, увеличенная на сумму расходов за рейс судна или другого транспортного средства, уплачиваемая (возмещаемая) фрахтователем согласно заключенному договору фрахтования.

Относительно вопроса применения украинского-китайского договора об избежании двойного налогообложения при осуществлении налогообложения доходов нерезидента Гонгонга от предоставления резиденту Украины транспортно-экспедиционных услуг

В соответствии со ст. 3 Кодекса если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены этим Кодексом, применяются правила международного договора.

Положения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение), действующего в украинско-китайских налоговых отношениях с 18.10.1996 г., применяются к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств (ст. 1 Соглашения) и распространяется на налоги на доходы и имущество, указанные в ст. 2 Соглашения, взимаемые в соответствии с налоговым законодательством Украины и Китая.

Для целей Соглашения термин "Китай" означает Китайскую Народную Республику; при применении в географическом смысле означает всю территорию КНР, включая ее территориальное море, где применяется китайское законодательство относительно налогообложения, и любую территорию за пределами территориального моря, где КНР имеет суверенные права на разведку и разработку ресурсов морского дна и его недр, и ресурсов прилегающих вод, в соответствии с международным законодательством.

Впрочем, соглашение не распространяется на территории с отдельным законодательным полем, имеющие самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы КНР касательно налогообложения. К таким территориям, в частности, относятся Гонконг, Макао и Тайвань.

Таким образом, при выплате резиденту Гонконга любых доходов с источником их происхождения из Украины Соглашение не применяется.

Относительно обложения НДС транспортно-экспедиционных услуг нерезидента

В соответствии с Законом N 1955 транспортно-экспедиторская деятельность определена, как предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов.

Транспортно-экспедиторские услуги предоставляются клиенту при экспорте из Украины, импорте в Украину, транзите по территории Украины или других государств, внутренних перевозках по территории Украины.

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования.

Под объект обложения НДС подпадают только те услуги, место поставки которых находится на таможенной территории Украины. В свою очередь, место поставки услуг определяется по правилам пп. 186.2 - 186.4 Кодекса. Подпунктом "ж" п. 186.3 ст. 186 Кодекса определено, что местом поставки транспортно-экспедиторских услуг считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или - в случае отсутствия такого места - место постоянного или преимущественного его проживания.

Таким образом, если транспортно-экспедиторские услуги предоставляются заказчику - резиденту, то такие услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях по основной ставке (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставляются такие услуги).

Поскольку в нашем случае получателем таких услуг является резидент (находящийся в Украине), место поставки транспортно-экспедиторских услуг считается также таким, что находится на таможенной территории Украины. Следовательно, они являются объектом обложения НДС, причем по общей ставке 20 %.

Подпунктом "а" подпункта 186.2.1 пункта 186.2 статьи 186 Кодекса определено, что местом поставки услуг, являющихся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг является место фактической поставки услуг.

Таким образом, если услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг предоставляются на территории Украины, то такие услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях по основной ставке (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставляются такие услуги).

Если услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг предоставляются за пределами таможенной территории Украины, то такие услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставляются такие услуги).

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2