ИНК ГНСУ N 2341/6/99-00-05-04-01-06/ІПК от 05.06.2020 г. относительно вопросов применения РРО-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.06.2020 г. N 2341/6/99-00-05-04-01-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела запрос физического лица - предпринимателя о предоставлении налоговой консультации по вопросам применения РРО и в порядке статьи 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Согласно письму Предприниматель является плательщиком единого налога второй группы, осуществляет хозяйственную деятельность в сферах розничной торговли в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами и напитками, оказание услуг питания, обслуживание напитками и проводит расчетные операции путем приема от покупателей средств в безналичной форме (путем перевода средств с расчетного счета на расчетный счет через учреждение банка или внесения наличных средств через кассу банка), а также с помощью электронных платежных средств (Приват24, монобанк Liqpay и т.д.).

Считается превышением ли дохода в 1 000 000 гривен для физических лиц - предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, являющимся определяющим для применения регистраторов расчетных операций (далее - РРО) в соответствии с п. 296.10 ст. 296 НКУ, если доход физического лица - предпринимателя был получен в безналичной форме (путем осуществления расчетов исключительно путем поступления средств на расчетный счет путем перечисления со счета другого субъекта или в результате внесения наличных средств через кассу банка для последующего перечисления на расчетный счет, или помощью электронных платежных средств (Приват24, монобанк, Liqpay, Portmone и т.д.), учитывая, что такие расчеты осуществляются не в месте получения товаров (предоставления услуг))?

Повлияет ли количество фактически установленных во время одной проверки нарушений в сфере применения РРО на размер финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины от 06.07.1995 г. N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265), а именно: санкция 1 гривна будет применяться за первую выдачу чека без применения РРО, если такое применение является обязательным, либо за проведенные до проверки операции?

Правоотношения в этой сфере регулируются Кодексом и Законом N 265.

В соответствии с пунктом 296.10 статьи 296 Кодекса РРО не применяются плательщиками единого налога:

первой группы;

второй - четвертой групп (физические лица - предприниматели) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен. В случае превышения в календарном году объема дохода более 1 000 000 гривен применение регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным. Применение РРО начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается в последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

Нормы этого пункта не распространяются на плательщиков единого налога, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

При этом, указанными положениями Кодекса способ получения дохода не делится на наличный или безналичный.

Законом N 265 определены правовые основы применения РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме.

Установление норм относительно неприменения РРО в других законах, кроме Налогового кодекса Украины, не допускается.

Пунктом 6 статьи 9 Закона N 265 определено, что РРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения) (предоставлении услуг) физическими лицами - предпринимателями, относящимися согласно Налоговому кодексу Украины к группе плательщиков единого налога, не применяющих РРО.

Также РРО не применяются всеми налогоплательщиками при осуществлении расчетов исключительно в безналичной форме (путем перевода средств с расчетного счета на расчетный счет через учреждение банка, а также путем непосредственного внесения наличных средств через кассу банка для последующего перечисления на расчетный счет).

Следовательно физические лица - предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении расчетных операций исключительно в безналичной форме (путем перечисления средств с расчетного счета на расчетный счет через учреждение банка, а также путем непосредственного внесения наличных средств через кассу банка для последующего перечисления на расчетный счет) могут не применять РРО независимо от вида деятельности и объема полученного дохода.

То есть, физические лица - предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, в случае превышения объема дохода в календарном году более 1 000 000 гривен (независимо от вида и способа получения такого дохода) обязаны с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения или перейти исключительно на безналичную форму расчетов, или начать применение РРО (если в дальнейшем расчеты будут осуществляться наличными средствами, платежными карточками, платежными чеками, жетонами и т.д.).

Заметим, что применение РРО в этом случае продолжается в последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

Статьей 17 Закона N 265 установлена ​​ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка применения РРО при проведении расчетов с потребителями.

Так, в частности, в случае установления в течение календарного года в ходе проверки фактов нарушений к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в размере 1 гривны за первое совершенное нарушение и 100 процентов стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг) за каждое следующее совершенное нарушение.

Поскольку факт нарушения устанавливается в ходе проверки субъекта хозяйствования, то независимо от количества выявленных во время проверки нарушений (совершенных до проверки) применяется финансовая санкция в размере 1 гривны, а за нарушения, выявленные во время последующих проверок субъекта хозяйствования в течение календарного года, применяется финансовая санкция в размере 100 процентов стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

Согласно пункту 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2