ИНК ГНСУ N 2342/6/99-00-05-04-01-06/ІПК от 05.06.2020 г. относительно вопросов применения РРО-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.06.2020 г. N 2342/6/99-00-05-04-01-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо физического лица - предпринимателя (далее - Предприниматель) относительно предоставления налоговой консультации по вопросам применения РРО и в порядке статьи 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Согласно письму Предприниматель осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг в сфере бухгалтерского учета и аудита и консультирования по вопросам налогообложения. Расчеты за предоставленные услуги осуществляются путем перевода средств с расчетного счета на расчетный счет или через платежные терминалы/айбоксы.

Нужно ли Предпринимателю применять регистраторы расчетных операций (далее - РРО) в случае, если средства получены через платежный терминал/Айбокс?

Правоотношения в этой сфере регулируются Кодексом и Законом Украины от 06 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265).

В соответствии с пунктом 296.10 статьи 296 Кодекса регистраторы расчетных операций (далее - РРО) не применяются плательщиками единого налога:

первой группы;

второй - четвертой групп (физические лица - предприниматели) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен. В случае превышения в календарном году объема дохода более 1 000 000 гривен применение регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным. Применение РРО начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается в последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

Нормы этого пункта не распространяются на плательщиков единого налога, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Законом N 265 определены правовые основы применения РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме.

Установление норм относительно неприменения РРО в других законах, кроме Налогового кодекса Украины, не допускается.

В соответствии со статьей 2 Закона N 265 расчетная операция - прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (не предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа относительно оплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов относительно перечисления средств в банк покупателя.

Место проведения расчетов - место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. (статья 2 Закона N 265).

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Вместе с тем пунктом 12 статьи 9 Закона N 265 определено, что РРО и расчетные книжки не применяются, если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (оптовая торговля и т.п.).

В то же время, в случае осуществления расчетов исключительно в безналичной форме (путем перевода средств с расчетного счета на расчетный счет через учреждение банка или путем непосредственного внесения средств через кассу банка) применение РРО является не обязательным.

Закон Украины от 03 сентября 2015 года N 675-VIII "Об электронной коммерции" (далее - Закон N 675) определяет основы деятельности в сфере электронной коммерции, устанавливает порядок совершения электронных сделок с применением информационно-телекоммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона N 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться, в частности путем перевода средств или оплаты наличными средствами с соблюдением требований законодательства относительно оформления наличных и безналичных расчетов, а также другим способом, предусмотренным законодательством Украины.

Вместе с тем, продавец, оператор платежной системы или другое лицо, получившее оплату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета (пункт 3 статьи 13 Закона N 675).

Разделом VII Положения о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 05.11.2014 г. N 705, установлено, что документы по операциям с использованием электронных платежных средств, то есть банковской карточки (далее - ЭПС), и другие документы, применяемые в платежных системах для платежных операций с использованием ЭПС, могут быть в бумажной и/или электронной форме.

При осуществлении операций с использованием ЭПС в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания разрешается формирование в электронной форме документа по операции с использованием ЭПС при условии доставки его пользователю.

Документы по операциям с использованием ЭПС имеют статус первичного документа и могут быть использованы при урегулировании спорных вопросов.

Вместе с этим, согласно разъяснению Национального банка Украины (письмо от 28.11.2019 г. N 57-0007/62082) квитанция, полученная при осуществлении расчета с помощью ЭПС, не является расчетным документом в понимании Закона N 265 и не подтверждает факт продажи товара (получения услуг), а только подтверждает инициирование перевода средств со счета держателя ЭПС.

Общие принципы функционирования платежных систем и систем расчетов в Украине, понятия и общий порядок проведения перевода средств в пределах Украины, ответственность субъектов перевода, а также общий порядок осуществления надзора (оверсайта) за платежными системами определяется Законом Украины от 05.04.2001 г. N 2346-III "О платежных системах и переводе средств в Украине" (далее - Закон N 2346).

В соответствии с пунктом 1.29) статьи 1 Закона N 2346 платежная система - платежная организация, участники платежной системы и совокупность отношений, возникающих между ними при осуществлении перевода средств.

Пунктами 1.321) и 1.322) статьи 1 Закона N 2346 определены понятия "платежный терминал", "платежное устройство" и "программно-технический комплекс самообслуживания", в частности:

платежный терминал - электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных средств, получения справочной информации и печати документа по операции с применением электронного платежного средства;

платежное устройство - техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т.п.), позволяющее пользователю осуществить операции по инициированию перевода средств, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям устройства;

программно-технический комплекс самообслуживания - устройство, позволяющее пользователю осуществлять операции по инициированию перевода средств, а также выполнять другие операции в соответствии с функциональными возможностями устройства без непосредственного участия оператора (кассира).

С учетом изложенного и приведенного Предпринимателем примера сообщаем, что Предприниматель имеет право не применять РРО в следующих случаях:

в случае осуществления исключительно безналичной формы оплаты за указанные в примере услуги (путем перевода средств с расчетного счета на расчетный счет через учреждение банка или путем непосредственного внесения средств покупателем через кассу банка);

при осуществлении расчетов за указанные в примере услуги в наличной и безналичной (с применением платежных терминалов и использованием ЭПС) формах, если объем дохода Предпринимателя в календарном году не превышает 1 000 000 гривен;

если потребитель за указанные в примере услуги осуществил расчет с применением фискализированных программно-технических комплексов самообслуживания, и зачисление средств было проведено на расчетный счет Предпринимателя в соответствии накладной, счетом-фактурой (и т.д.).

При этом обращаем внимание, что согласно требований Закона N 265 применение РРО является обязательным при осуществлении небанковскими финансовыми учреждениями операций по приему наличности для дальнейшего перевода с применением программно-технических комплексов самообслуживания.

В других случаях, в том числе и при осуществлении покупателями оплаты за полученные товары с применением платежных терминалов и использованием ЭПС (не через учреждение банка) при условии превышения в календарном году объема дохода более 1 000 000 гривен, применение РРО является обязательным.

Согласно пункту 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2