ИНК ГНСУ N 3139/ІПК/99-00-05-05-02-06 от 30.07.2020 г. относительно обложения налогом на доходы нерезидента выплат по кредитному договору-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 30.07.2020 г. N 3139/ІПК/99-00-05-05-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно обложения налогом на доходы нерезидента выплат по кредитному договору и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Как указано в обращениях, Предприятие планирует получить кредит от банка-резидента Республики Корея посредством материнской компании - резидента Республики Сингапур. По кредитному договору материнская компания получает кредит непосредственно от корейского банка и перечисляет кредитные средства Предприятию. Процентная ставка, подлежащая уплате корейскому банку будет перечисляться ежемесячно с расчетного счета Предприятия на счет материнской компании, которая будет перечислять проценты банку. Кроме того Предприятие заключает с материнской компанией "Договор о гарантийной комиссии".

То есть Предприятие начисляет и уплачивает материнской компании проценты по кредитному договору, принадлежащие корейскому банку, и комиссию за предоставление гарантии и обслуживание кредитного договора.

Плательщик просит предоставить разъяснение относительно обложения налогом на доходы нерезидента указанных выплат.

Относительно предоставления в виде комиссионного вознаграждения за гарантии по кредитному договору, за доступность кредита и ведение кредитного дела относительно кредитного договора

Доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным п. 141.4 ст. 141 Кодекса.

Перечень таких доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины, определен пп. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса.

Согласно пп. 141.4.2 п. 141.4 ст. 141 Кодекса резидент, в том числе физическое лицо предприниматель, физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, или субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо предприниматель), избравший упрощенную систему налогообложения, или другой нерезидент, осуществляющий хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица любую выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом (в том числе на счета нерезидента, ведущиеся в национальной валюте), удерживают налог с таких доходов, указанных в пп. 141.4.1 этого пункта, по ставке в размере 15 процентов (кроме доходов, указанных в подпунктах 141.4.4 - 141.4.6 и 141.4.11 этого пункта) их суммы и за их счет, уплачиваемый в бюджет во время такой выплаты, если другое не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу. Требования этого абзаца не применяются к доходам нерезидентов, получаемым ими через их постоянные представительства на территории Украины.

В соответствии с пп. "з" пп. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса к доходам, полученным нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаемым налогом в порядке и по ставкам, определенным п. 141.4 ст. 141 Кодекса относятся брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов относительно брокерских, комиссионных или агентских услуг, предоставленных нерезидентом на территории Украины в пользу резидентов.

Следовательно, выплаты нерезиденту в виде комиссионного вознаграждения за гарантии по кредитному договору подлежат налогообложению в порядке и по ставкам, определенным пп. 141.4.2 п. 141.4 ст. 141 Кодекса, если другое не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу.

Относительно предоставления в виде процентов за пользование кредитом, уплаченных в пользу резидента Республики Корея при посредничестве резидента республики Сингапур

Доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным п. 141.4 ст. 141 Кодекса.

Перечень таких доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины, определен пп. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса.

Для целей этого пункта под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, понимаются, в частности, проценты, дисконтные доходы, выплачиваемые в пользу нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом (пп. "а" пп. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 Кодекса).

Следовательно, выплаты нерезиденту в виде процентов по кредитному договору подлежат налогообложению в порядке и по ставкам, определенным пп. 141.4.2 п. 141.4 ст. 141 Кодекса, если другое не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу.

Относительно применения соответствующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения

В соответствии со ст. 3 Кодекса действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения, являются частью налогового законодательства Украины. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора.

Относительно процентов, выплачиваемых Обществом - резидентом Украины материнской компании (Сингапур) и в дальнейшем перечисляемых этой компанией корейскому банку - кредитору, то применение соответствующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения - Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы с изменениями, внесенными соответствующим Протоколом к ​​нему, вступившего в силу 04.03.2020 г.  (далее - Соглашение), или Конвенции между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и капитал, действующей с 19.03.2002 г. (далее - Конвенция), зависит от того, резидент какой именно страны - Сингапура или Кореи, является бенефициарным (фактическим) владельцем полученного дохода в виде процентов, поскольку это предусмотрено каждым из этих договоров.

Так, действие Соглашения распространяется на "лиц, являющихся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств" (ст. 1 Соглашения).

Положениями пп. 1 и 2 ст. 11 (Проценты) Соглашения определено, что "проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо - фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов от общей суммы процентов".

Также, согласно ст. 1 Конвенции она "будет применяться к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств".

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 11 (Проценты) Конвенции "проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактический владелец процентов, является резидентом другого Договаривающегося Государства, взимаемый налог не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов".

В то же время, обращаем внимание, что п. 8 ст. 11 Соглашения и п. 9 ст. 11 Конвенции предусмотрено, что положения ст. 11 (Проценты) не применяются, если "главной или одной из главных целей любого лица, имеющего отношение к созданию или передаче долгового требования (обязательства), в отношении которого выплачиваются проценты, было получение преимуществ этой статьи путем такого создания или передачи".

Относительно комиссий за предоставление гарантии (вознаграждение за оказание услуг гарантии) и обслуживание кредитного договора, которые по соответствующему договору уплачиваются Обществом - резидентом Украины гаранту - резиденту Сингапура, то к таким выплатам применяются положения ст. 7 Соглашения, п. 1 которой предусмотрено, что "прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая касается этого постоянного представительства".

Порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины установлен ст. 103 Кодекса.

Согласно п. 103.2 ст. 103 Кодекса лицо (налоговый агент) вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором Украины во время выплаты дохода нерезиденту, если такой нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода (если соответствующее условие предусмотрено международным договором) и является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины. В случае получения синдицированного финансового кредита лицо (налоговый агент) применяет ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором Украины, на дату выплаты процентов или других доходов, полученных из источников в Украине, участникам синдиката кредиторов с учетом того, резидентом какой юрисдикции является каждый участник синдицированного кредита и пропорционально его доле в пределах кредитного договора, при условии что он является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода, независимо от того, выплата осуществляется через агента или направление.

Применение международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, подтверждающего статус налогового резидента согласно требованиям пункта 103.4 этой статьи.

Налоговые выгоды в виде освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога, предусмотренные международным договором, не предоставляются относительно соответствующего вида дохода или прибыли, если главной или подавляющей целью осуществления соответствующей хозяйственной операции нерезидента с резидентом Украины было непосредственное или опосредованное получение преимуществ, предоставляемых международным договором в виде освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога. Эта норма не применяется, если будет установлено, что получение таких преимуществ соответствует объекту и целям международного договора Украины. В случае если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем предусмотренные этим параграфом, применяются соответствующие правила международного договора.

В случае если получатель дохода является нерезидентом, не являющимся бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода, допускается применение международного договора Украины со страной, резидентом которой является соответствующий бенефициарный (фактический) получатель (владелец) такого дохода, в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога, при условии предоставления лицу (налоговому агенту) следующих документов:

а) от получателя дохода - заявления в произвольной форме об отсутствии у него статуса бенефициарного (фактического) получателя (владельца) дохода, а также о наличии такого статуса у нерезидента, предоставившего документы, указанные в подпункте "б" этого пункта;

б) от бенефициарного (фактического) получателя (владельца) дохода - заявления в произвольной форме о наличии у такого нерезидента статуса бенефициарного (фактического) получателя (владельца) дохода и документов, подтверждающих такой статус (в частности, но не исключительно, лицензии, договоры, официальные письма компетентных органов), а также документа, подтверждающего статус налогового резидента согласно требований пункта 103.4 этой статьи.

Согласно п. 103.3 п. 103 Кодекса бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода для целей применения сниженной ставки налога согласно правилам международного договора Украины к дивидендам, процентам, роялти, вознаграждениям и т.п. нерезидента, полученным из источников в Украине (если соответствующее условие предусмотрено международным договором), считается лицо, имеющее право на получение таких доходов и являющееся выгодоприобретателем относительно них (имеет право фактически распоряжаться таким доходом).

При этом бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не является юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или выполняет только посреднические функции относительно такого дохода, о чем, в частности, могут свидетельствовать следующие признаки:

указанное лицо не имеет достаточно полномочий или в случае, подтвержденном фактами и обстоятельствами, не имеет права пользоваться и распоряжаться таким доходом, и/или указанное лицо передает полученный доход или подавляющую его часть в пользу другого лица независимо от способа оформления такой передачи и указанное лицо не выполняет существенных функций, не использует значительные активы и не несет существенные риски в операции по такой передаче, и/или указанное лицо не имеет соответствующих ресурсов (квалифицированного персонала, основных средств во владении или пользовании, достаточного собственного капитала и т.п.), необходимых для фактического выполнения функций, использования активов и управления рисками, связанными с получением соответствующего вида дохода, которые только формально возлагаются (используются, принимаются) на указанное лицо в связи с осуществлением операции по такой передаче.

Если нерезидент - непосредственный получатель дохода с источником происхождения из Украины не является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) такого дохода, при выплате такого дохода применяются положения международного договора Украины со страной, резидентом которой является соответствующий бенефициарный (фактический) получатель (владелец) такого дохода. В случае, предусмотренном этим абзацем, обязанность доказывания того, что нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) такого дохода возлагается на такого нерезидента или на нерезидента, обращающегося с заявлением в контролирующий орган о возврате излишне удержанного налога.

Учитывая вышеуказанное, в случае если нерезидент (резидент Республики Сингапур) - непосредственный получатель дохода в виде процентов по кредиту и комиссионное вознаграждение за гарантии такого кредита не является фактическим (конечным) бенефициарным получателем такого дохода, то при выплате резиденту Республики Сингапур такого дохода разрешается применение международного договора Украины со страной, резидентом которой является фактический (конечный) бенефициарный получатель такого дохода, то есть с Республикой Корея, в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога, при условии предоставления документов, определенных подпунктами "а" и "б" п. 103.2 ст. 103 Кодекса.

Обязанность доказывания того, что нерезидент (резидент Республики Корея) является фактическим (конечным) бенефициарным получателем (собственником) дохода в виде процентов и комиссионного вознаграждения возлагается на такого резидента Республики Корея или на нерезидента, обращающегося с заявлением в контролирующий орган о возврате излишне удержанного налога.

Вместе с тем, следует отметить, что каждый конкретный случай возникновения налоговых взаимоотношений требует детального анализа документов и материалов, позволяющих идентифицировать бенефициарнисть получателя (владельца) дохода по такой операции.

Относительно корректировки финансового результата до налогообложения в соответствии с пп. 140.5.15

Законом Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве" от 16 января 2020 года N 466- IX (далее - Закон N 466) п. 140.5 ст. 140 Кодекса дополнен новым подпунктом 140.5.15, согласно которому финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму расходов, понесенных налогоплательщиком при осуществлении операций с нерезидентами, если такие операции не имеют деловой цели.

Обязанность доказывания обстоятельств, предусмотренных этим подпунктом, возлагается на контролирующий орган.

В случае если плательщик налога обязан увеличить финансовый результат до налогообложения на стоимость расходов, указанных в этом подпункте, а также в соответствии с положениями других подпунктов этой статьи, такие другие корректировки в соответствии с положениями других подпунктов этой статьи не осуществляются.

По правилам пп. 14.1.231 п. 14.1 ст. 14 Кодекса разумная экономическая причина (деловая цель) - причина, которая может быть доступна только при условии, что налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате хозяйственной деятельности.

Экономический эффект предполагает прирост (сохранение) активов налогоплательщика и/или их стоимости, а так же создание условий для такого прироста (сохранения) в будущем.

Для целей налогообложения считается, что операция совершенная с нерезидентами, не имеет разумной экономической причины (деловой цели), в том числе, но не исключительно, если:

главной целью или одной из главных целей операции и/или ее результатом является неуплата (неполная уплата) суммы налогов и/или уменьшение объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика;

в сопоставимых условиях лицо не было бы готово приобрести (продать) такие работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров, у несвязанных лиц.

Следовательно, финансовый результат до налогообложения увеличивается в соответствии с пп. 140.5.15 п. 140.5 ст. 140 Кодекса на сумму расходов, понесенных налогоплательщиком по операциям с нерезидентом, если такие операции не имеют деловой цели независимо от того, соответствуют ли такие операции принципу "вытянутой руки" в соответствии со ст. 39 Кодекса.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6