ИНК ГНСУ N 1932/6/99-00-07-03-02-06/ІПК от 08.05.2020 г. относительно определения сроков, в течение которых плательщик налога, применяющий кассовый метод налогового учета, может включить в состав налогового кредита суммы НДС, указанные в налоговых накладных-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 08.05.2020 г. N 1932/6/99-00-07-03-02-06/ІПК

Государственная налоговая служба Украины в соответствии с пунктом 53.2 статьи 53 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) и пунктом 5.2 Порядка организации работы органов доходов и сборов по предоставлению индивидуальных налоговых консультаций, утвержденного приказом ГФС от 25.04.2017 г. N 293, и с учетом выводов Второго апелляционного административного суда, изложенных в постановлении которым оставлено без изменений решение Полтавского окружного административного суда о признании противоправным и отмене индивидуальной налоговой консультации Государственной фискальной службы Украины 09.04.2019 г. N 1507/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, с учетом пункта второго постановления Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года N 1200 "О создании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины" и распоряжения Кабинета Министров Украины от 21.08.2019 г. N 682-р "Вопросы Государственной налоговой службы Украины" сообщает.

Индивидуальная налоговая консультация от 09.04.2019 г. N 1507/6/99-99-15-03-02-15/ІПК была предоставлена ​​предприятию по результатам рассмотрения обращения по вопросу определения сроков, в течение которых плательщик налога, применяющий кассовый метод налогового учета, может включить в состав налогового кредита суммы НДС, указанные в налоговых накладных, составленные и зарегистрированные в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН), если с даты составления таких накладных прошло 1095 календарных дней.

В соответствии с пунктом 53.2 статьи 53 раздела II НКУ налогоплательщик может обжаловать в суде приказ об утверждении обобщающей налоговой консультации или предоставленную ему индивидуальную налоговую консультацию как правовой акт индивидуального действия, изложенные в письменной форме, которые, по мнению такого налогоплательщика, противоречат нормам или содержанию соответствующего налога или сбора.

В течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене приказа об утверждении обобщающей налоговой консультации или индивидуальной налоговой консультации центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную финансовую политику, или контролирующий орган с учетом выводов суда обязаны опубликовать обобщающую налоговую консультацию или предоставить налогоплательщику индивидуальную налоговую консультацию с учетом выводов суда.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов и таможенных платежей, полномочия, функции и правовые основы деятельности контролирующих органов определены нормами Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), Таможенного кодекса Украины и законами Украины (пункт 1.1 статьи 1 раздела I, пункт 41.3 статьи 41 раздела II НКУ).

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V "Налог на добавленную стоимость" и подразделом 2 раздела XX "Переходные положения" НКУ.

Пунктом 187.10 статьи 187 раздела V и пунктом 44 подраздела 2 раздела XX НКУ для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих операции, определенные указанными пунктами, предусмотрено применение кассового метода налогового учета по НДС.

Так, согласно пункту 187.10 статьи 187 раздела V НКУ плательщики налога, поставляющие тепловую энергию, природный газ (кроме сжиженного), оказывающие услуги по транспортировке и/или распределению природного газа, другие жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен законом, услуги (работы), стоимость которых включается в состав платы за услугу по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий или услугу по управлению многоквартирным домом, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным как плательщики налога, а также жилищно-эксплуатационным конторам, управляющим многоквартирных домов, квартирно-эксплуатационным частям, объединениям совладельцев многоквартирных домов, другим плательщикам налога, осуществляющим сбор средств от указанных покупателей с целью дальнейшего их перечисления продавцам таких товаров (поставщикам услуг) в счет компенсации их стоимости, определяют дату возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по кассовому методу.

Согласно пункту 44 подраздела 2 раздела XX НКУ временно, до 1 января 2022 года, плательщики налога, осуществляющие поставки (в том числе оптовые), передачу, распределение электрической и/или тепловой энергии, поставки угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2704 00 согласно УКТ ВЭД, предоставляющие услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, определяют дату возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по кассовому методу.

Норма этого пункта распространяется на операции, по которым дата возникновения первого из событий, определенных в пункте 187.1 статьи 187 и в пункте 198.2 статьи 198 раздела V НКУ, приходится на отчетные (налоговые) периоды до 1 января 2022 года.

Кассовый метод для целей налогообложения согласно разделу V НКУ - метод налогового учета, по которому дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а дата отнесения сумм налога в налоговый кредит определяется как дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг) (подпункт 14.1.266 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).

В соответствии с пунктом 198.6 статьи 198 раздела V НКУ не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными/расчетами корректировки к таким налоговым накладным или не подтвержденные таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными пунктом 201.11 статьи 201 раздела V НКУ.

Налоговые накладные, полученные с ЕРНН, являются для получателя товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

Законом Украины от 09.11.2017 г. N 2198-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стабилизации расчетов на оптовом рынке электрической энергии Украины", вступившим в силу 03.12.2017 г., в частности, внесены изменения в пункт 198.6 статьи 198 раздела V НКУ в части срока, в течение которого плательщики налога имеют право включить суммы НДС в налоговый кредит.

Так, в случае если плательщик налога не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных/расчетов корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН, такое право сохраняется за ним в течение 1095 календарных пней с даты составления налоговой накладной/расчета корректировки.

Суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, указанные в налоговых накладных/расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН с нарушением срока регистрации, включаются в налоговый кредит за отчетный налоговый период, в котором зарегистрированы налоговые накладные/расчеты корректировки к таким налоговым накладным в ЕРНН, но не позднее чем через 1095 календарных дней с даты составления налоговых накладных/расчетов корректировки к таким налоговым накладным, в том числе для плательщиков налога, применяющих кассовый метод.

В постановлении Второго апелляционного административного суда от 18.02.2020 г. по делу N 440/3782/19, указано:

"... законодателем установлено ограничение соответствующим сроком право плательщика налога на отнесение соответствующих сумм в налоговый кредит только в случаях:

- если плательщик налога не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных,

- если налоговые накладные (расчеты корректировки к таким налоговым накладным), на основании которых плательщик налога включает соответствующие суммы налога на добавленную стоимость в налоговый кредит, зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных с нарушением срока регистрации. При этом в таком случае для плательщиков налога, применяющих кассовый метод, до 01 января 2017 года такой срок составлял не позднее чем через 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога, с 01 января 2017 года - не позднее чем через 365 календарных дней, а с 03 декабря 2017 года - не позднее чем через 1095 календарных дней с даты составления налоговых накладных/расчетов корректировки к таким налоговым накладным.

Впрочем такие ограничения не касаются общих правил отнесения плательщиком налога, применяющим кассовый метод, сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит, при условии правомерного поведения его поставщиков, а именно: соблюдения ими сроков регистрации налоговых накладных, на основании которых плательщиком налога формируется налоговый кредит соответствующего отчетного периода."

Учитывая изложенное, плательщик налога, применяющий кассовый метод налогового учета НДС, в случае, если он не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных/расчетов корректировки к таким налоговым накладным, которые своевременно зарегистрированы в ЕРНН, сохраняет право формирования налогового кредита независимо от даты составления налоговой накладной/расчета корректировки (при условии соблюдения других правил, определенных НКУ для формирования налогового кредита).

Статьями 6 и 19 Конституции Украины органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 раздела II НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4