ИНК ГНСУ N 3495/ІПК/99-00-04-04-02-09 от 21.08.2020 г. относительно проведения проверки физического лица, в случае непредставления налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 21.08.2020 г. N 3495/ІПК/99-00-04-04-02-09

Государственная налоговая служба Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), рассмотрела Ваше обращение относительно проведения проверки физического лица, в случае непредставления налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее - декларация) и в пределах компетенции сообщает, что ответ предоставляется с учетом фактических обстоятельств, изложенных в обращении.

Согласно п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Сроки давности и порядок их применения установлены ст. 102 Кодекса, п. 102.1 которой предусмотрено, что контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 этой статьи, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня (2555 дня при проведении проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 этого Кодекса), следующего за последним днем ​​предельного срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 ст. 133 Кодекса, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позднее, - за днем ​​ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства (в том числе от начисленной пени), а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В то же время, нормой п. 102.2 ст. 102 Кодекса определено, что денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 этой статьи, если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана (пп. 102.2.1 п. 102.2 ст. 102 Кодекса).

Налоговое обязательство - это сумма средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма средств, определенная налогоплательщиком в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок), и/или сумма средств, сформированная за счет налоговых льгот, которые были использованы налогоплательщиком не по целевому назначению или с нарушением порядка их предоставления, установленным этим Кодексом и/или Таможенным кодексом Украины (пп. 14.1. 56 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Порядок представления налоговой декларации в контролирующие органы установлен ст. 49 Кодекса, в соответствии с п. 49.9 которой должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения контролирующим органом при условии соблюдения налогоплательщиком требований ст. 49 Кодекса.

Следовательно, учет сроков давности при определении периода при котором контролирующий орган имеет право определить денежные обязательства, зависит от факта подачи декларации и наличия налоговых обязательств в этом периоде. При этом нормой п. 102.2 ст. 102 Кодекса не предусмотрено исключения при применении налогоплательщиком норм п. 179.2 ст. 179 Кодекса, которыми определяется, что обязанность относительно представления налоговой декларации считается выполненной.

Следует отметить, что п. 179.2 ст. 179 Кодекса определяет перечень случаев, при которых налоговая декларация не подается, то есть случаи освобождения от обязанности представления декларации.

Согласно п. 36.1 ст. 36 Кодекса налоговым долгом признается обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные Кодексом. Пунктом 38.1 ст. 38 Кодекса определено, что исполнением налогового долга признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок. Следовательно, при применении плательщиком налога п. 179.2 ст. 179 Кодекса с соблюдением требований п. 38.1 ст. 38 Кодекса и отсутствии других оснований для определения налогового обязательства, следует считать, что плательщиком налога - физическим лицом налоговый долг выполнен.

В то же время, в таком случае контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 ст. 102 Кодекса.

Следует отметить, что согласно п. 52 прим. 2 подраздела 10 раздела X "Переходные положения" Кодекса установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), кроме:

документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 этого НКУ;

фактических проверок в части нарушения требований законодательства в части;

учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки топлива, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

целевого использования топлива и спирта этилового налогоплательщиками;

оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;

осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, на основаниях, определенных подпунктами 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 пункта 80.2 статьи 80 Кодекса.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4