ИНК ГНСУ N 3756/ІПК/99-00-05-04-01-06 от 08.09.2020 г. относительно налоговых последствий проведения реорганизации предприятия путем выделения-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 08.09.2020 г. N 3756/ІПК/99-00-05-04-01-06

Государственная налоговая служба Украины, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), рассмотрела обращение предприятия о предоставлении разъяснений относительно налоговых последствий проведения реорганизации предприятия путем выделения и в пределах компетенции сообщает.

В своем обращении предприятие отмечает, что планирует осуществить реорганизацию путем выделения в порядке статьи 109 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ), в результате которого будет создано новое юридическое лицо, которому по разделительному балансу будет передана часть прав, обязанностей и имущества предприятия.

Согласно части второй статьи 109 ГКУ выделением является переход по разделительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам.

Согласно подпункту 98.1.4 пункта 98.1 статьи 98 Кодекса под реорганизацией налогоплательщика понимается изменение его правового статуса, предусматривающее выделение из налогоплательщика других налогоплательщиков, а именно передача части имущества реорганизуемого налогоплательщика в уставные фонды других налогоплательщиков, создающихся собственниками корпоративных прав реорганизуемого налогоплательщика и в результате которого происходит ликвидация реорганизуемого налогоплательщика.

Следовательно, вследствие выделения создается новый налогоплательщик, а тот, из которого состоялось выделение, продолжает функционировать.

После принятия решения о выделении участники юридического лица или орган, принявший решение о выделении, составляют и утверждают разделительный баланс (абзац первый части второй статьи 109 ГКУ).

Касательно возникновения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС)

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX Кодекса.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 185.1 статьи 185 Кодекса объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 этого Кодекса.

Согласно подпункту 196.1.7 пункта 196.1 статьи 196 Кодекса не являются объектом обложения НДС операции по реорганизации (слиянию, присоединению, разделению, выделению и преобразованию) юридических лиц.

Правила начисления налоговых обязательств по НДС определены в статьях 187, 198, 199 и 201 Кодекса.

Подпунктом "а" пункта 198.5 статьи 198 Кодекса установлено, что плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 Кодекса, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в едином реестре налоговых накладных (далее ЕРНН) в сроки, установленные Кодексом для такой регистрации, сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам приобретенным/изготовленным с НДС (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или изготовленных до 1 июля 2015 года - в случае если во время такого приобретения или изготовления суммы налога были включены в состав налогового кредита), в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначены для их использования или начинают использоваться в операциях, не являющихся объектом налогообложения в соответствии со статьей 196 Кодекса (кроме случаев проведения операций, предусмотренных подпунктом 196.1.7 пункта 196.1 статьи 196 Кодекса) или место поставки которых находится за пределами таможенной территорией Украины.

В случае если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги, необоротные активы частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично - нет, плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 Кодекса и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать сводную налоговую накладную в ЕРНН на общую сумму доли уплаченного (начисленного) налога при их приобретении или изготовлении, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в необлагаемых операциях (пункт 199.1 статьи 199 Кодекса).

Правила этой статьи 199 Кодекса не применяются, в частности, в случае проведения операций, предусмотренных подпунктом 196.1.7 пункта 196.1 статьи 196 Кодекса (пункт 199.6 статьи 199 Кодекса).

Таким образом, операция по передаче части имущества от реорганизуемого плательщика НДС путем выделения, юридическому лицу, созданному в результате такого выделения, не является объектом обложения НДС.

При этом по такой операции нормы пункта 198.5 статьи 198 и пункта 199.1 статьи 199 Кодекса не применяются и налоговые обязательства по НДС согласно указанным нормам не начисляются.

Относительно обязанности юридического лица, образовавшегося путем выделения, регистрироваться плательщиком НДС

Порядок регистрации лиц как плательщиков НДС регулируется статьями 180 - 183 Кодекса и регламентируется Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2014 г. N 1130, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.11.2014 г. за N 1456/26233.

Для целей обложения НДС плательщиками налога являются лица, перечень которых определен подпунктом 14.1.139 пункта 14.1 статьи 14 и пунктом 180.1 статьи 180 Кодекса, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законом в любой организационно-правовой форме.

Статьями 181 и 182 Кодекса определены условия для регистрации лица как плательщика НДС, согласно которым регистрация лица как плательщика НДС может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.

В соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса под обязательную регистрацию в качестве плательщика НДС подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Кодекса, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 000 000 грн. (без учета НДС).

При этом в общий объем налогооблагаемых операций (общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Кодекса) для целей регистрации лица как плательщика НДС включается объем операций, подлежащих обложению НДС по ставкам 20, 7, 0 процентов., и операций, освобождаемых от обложения НДС.

Согласно пунктам 183.1 и 183.2 статьи 183 Кодекса для осуществления такой регистрации лицо не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут указанный выше объем налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг, должно подать в контролирующий орган по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление плательщика НДС по форме N 1-ПДВ (далее - Заявление N 1-ПДВ).

Любое лицо, подлежащее обязательной регистрации как плательщик НДС, и в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 183 Кодекса, не подавшее в контролирующий орган Заявление N 1-ПДВ, несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения (пункт 183.10 статьи 183 Кодекса).

Следовательно, в случае, если общий объем операций юридического лица, созданного в результате реорганизации путем выделения, по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, подлежащих обложению НДС в соответствии с разделом V Кодекса, совершенных в течение последних 12 календарных месяцев превышает 1 000 000 грн., то такое юридическое лицо в соответствии с требованиями Кодекса не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут указанный выше объем, должно подать в контролирующий орган по своему местонахождению Заявление N 1-ПДВ и соответственно зарегистрироваться как плательщик НДС в обязательном порядке.

Касательно возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий

В соответствии с подпунктом 134.1.1 пункта 134.1 статьи 134 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.

Разниц по операциям по передаче по распределительному балансу имущества (товаров, товарно-материальных ценностей) при проведении реорганизации путем выделения для корректировки финансового результата до налогообложения положениями Кодекса не предусмотрено.

Такие операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата до налогообложения.

В то же время, обращаем внимание, что согласно подпункту 138.3.1 пункта 138.3 статьи 138 Кодекса у выделившегося предприятия налоговой амортизации подлежит остаточная стоимость переданных ему по распределительному балансу основных средств, определенная в соответствии с требованиями подпункта 14.1.9 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса при условии их использования в хозяйственной деятельности.

Относительно получения лицензии на право оптовой и/или розничной торговли алкогольными напитками и обязанности зарегистрировать место хранения таких алкогольных напитков в Едином государственном реестре мест хранения (далее - Единый реестр)

Основные принципы государственной политики относительно регулирования, в частности, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым виноградным, спиртом этиловым плодовым, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями, а также усиления борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольных напитков, табачных изделий на территории Украины, определены Законом Украины от 19 декабря 1995 года N 481/95-BP "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива" (далее - Закон N 481).

Согласно части первой статьи 15 Закона N 481 оптовая торговля алкогольными напитками осуществляются субъектами хозяйствования всех форм собственности при наличии лицензии на оптовую торговлю.

Розничная торговля алкогольными напитками (кроме столовых вин) или табачными изделиями может осуществляться субъектами хозяйствования (в том числе иностранными субъектами хозяйствования, действующими через свои зарегистрированные постоянные представительства) всех форм собственности, в том числе их производителями, при наличии у них лицензий на розничную торговлю (часть двадцатая статьи 15 Закона N 481).

Исключений относительно не получения лицензий на право оптовой и/или розничной торговли алкогольными напитками Законом N 481 не предусмотрено.

Согласно части пятьдесят пятой статьи 15 Закона N 481 хранение алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется в местах хранения алкогольных напитков и табачных изделий, внесенных в Единый реестр, независимо от того, кому принадлежит такое место хранения, или того, по заявлению какого субъекта хозяйствования (в том числе иностранного субъекта хозяйствования, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство) такое место хранения было внесено в Единый реестр.

Абзацами двадцать первым и двадцать вторым статьи 1 Закона N 481 установлено, что место хранения - место, используемое для хранения спирта, или помещение, используемое для хранения алкогольных напитков и табачных изделий, сведения о местонахождении которого внесены в Единый реестр.

Единый реестр - перечень мест хранения, который ведется налоговыми органами и содержит определенные Законом N 481 сведения о местонахождении мест хранения и сведения о заявителях.

Внесение данных в Единый реестр производится на основании заявления субъекта хозяйствования (в том числе иностранного субъекта хозяйствования, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство) с обязательным указанием местонахождения места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, а также:

для юридических лиц - наименование, местонахождение, код Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей;

для физических лиц - предпринимателей - фамилия, имя, отчество, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (часть пятьдесят шестая статьи 15 Закона N 481).

Согласно части пятьдесят девятой статьи 15 Закона N 481 в случае изменения наименования субъекта хозяйствования (в том числе иностранного субъекта хозяйствования, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство) в связи с изменением типа акционерного общества или в связи с преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество изменение наименования в выданных субъекту хозяйствования (в том числе иностранному субъекту хозяйствования, действующему через свое зарегистрированное постоянное представительство) справках о внесении места хранения в Единый реестр не является обязательным.

Исключение мест хранения из Единого реестра осуществляется налоговым органом, который вносил его в Единый реестр, на основании письменного заявления субъекта хозяйствования (в том числе иностранного субъекта хозяйствования, действующего через свое зарегистрированное постоянное представительство), который был заявителем такого места хранения или в случае аннулирования лицензии, выданной такому субъекту хозяйствования (в том числе иностранному субъекту хозяйствования, действующему через свое зарегистрированное постоянное представительство) в соответствии с Законом N 481, путем принятия соответствующего письменного распоряжения не ранее чем через 10 рабочих дней с момента возникновения предусмотренных Законом N 481 оснований (часть шестьдесят первая статьи 15 Закона N 481).

Таким образом, в случае передачи по разделительному балансу выделившемуся предприятию алкогольных напитков такое предприятие до получения соответствующих лицензий на право оптовой и/или розничной торговли алкогольными напитками и внесения мест хранения в Единый реестр, может хранить, но не реализовывать, алкогольные напитки в местах хранения, внесенных в Единый реестр реорганизуемого предприятия до момента их исключения из Единого реестра согласно законодательству.

Кроме того, выделившееся предприятие должно получить соответствующие лицензии на право оптовой и/или розничной торговли алкогольными напитками, поскольку до момента получения соответствующих лицензий осуществление оптовой и/или розничной торговли такими алкогольными напитками запрещается.

Касательно применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

Пунктом 291.2 статьи 291 Кодекса установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных пунктом 297.1 статьи 297 Кодекса, на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных главой 1 раздела XIV Кодекса, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Подпунктом 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса установлено, что к плательщикам единого налога, относящимся к третьей группе, относятся, в частности, юридические лица субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 7 000 000 гривен.

Согласно пункту 293.3 статьи 293 Кодекса процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

1) 3 проц. дохода - в случае уплаты НДС согласно Кодексу;

2) 5 проц. дохода - в случае включения НДС в состав единого налога.

Абзацем вторым подпункта 298.1.2 пункта 298.1 статьи 298 Кодекса установлено, что зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования (вновь созданные), которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, не предусматривающей уплату НДС, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Подпунктом 4 пункта 293.8 статьи 293 Кодекса установлено, что ставка единого налога, определенная для третьей группы в размере 3 проц., может быть избрана:

а) субъектом хозяйствования, зарегистрированным плательщиком НДС в соответствии с разделом V Кодекса, в случае перехода его на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала;

б) плательщиком единого налога третьей группы, избравшим ставку единого налога в размере 5 проц., в случае добровольного изменения ставки единого налога путем подачи заявления об изменении ставки единого налога не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка, и регистрации такого плательщика единого налога плательщиком НДС в порядке, установленном разделом V Кодекса;

в) субъектом хозяйствования, не зарегистрированным плательщиком НДС, в случае его перехода на упрощенную систему налогообложения или изменения группы плательщиков единого налога путем регистрации плательщиком НДС в соответствии с разделом V Кодекса и подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения или изменения группы плательщиков единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлена ​​регистрация плательщиком НДС.

В соответствии с подпунктом 3 подпункта 291.5.1 пункта 291.5 статьи 291 Кодекса определено, что не могут быть плательщиками единого налога, в частности, третьей группы субъекты хозяйствования (юридические лица), осуществляющие производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров).

Поскольку, согласно пункту 215.1 статьи 215 Кодекса спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво (кроме кваса "живого" брожения) относятся к подакцизным товарам, то юридические лица, осуществляющие их продажу не могут избрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4