ИНК ГНСУ N 3770/ІПК/99-00-05-05-02-06 от 09.09.2020 г. относительно даты оприходования в бухгалтерском учете импортируемых товаров и проведения доначисления налогов при осуществлении документальных проверок-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 09.09.2020 г. N 3770/ІПК/99-00-05-05-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно вопроса даты оприходования в бухгалтерском учете импортируемых товаров и вопроса относительно проведения доначисления налогов при осуществлении документальных проверок и руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Как указано в запросе, общество осуществляет операции по импорту товара по условиям Инкотермс, при этом возникает вопрос относительно даты оприходования импортируемого товара. Одновременно предприятие спрашивает имеет ли право налоговая служба при осуществлении документальных проверок осуществлять доначисление налогов на основании данных бухгалтерского учета, в случае если предоставление разъяснений по вопросам бухгалтерского учета не входит в компетенцию ГНС.

Согласно п. 52.1 ст. 52 Кодекса плательщик налога имеет право обратиться в контролирующие органы за предоставлением индивидуальной налоговой консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Подпунктом 191.1.28 п. 191.1 ст. 191 Кодекса установлено, что к функциям контролирующих органов относится, в частности, предоставление индивидуальных налоговых консультаций по вопросам налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 г. N 375, установлено, что Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере, в частности, бухгалтерского учета и аудита, а также обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Согласно части второй ст. 6 Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон N 996) регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Таким образом, вопрос порядка отражения в бухгалтерском учете импортируемых товаров, в том числе даты их оприходования, относится к компетенции Министерства финансов Украины.

Относительно компетенции налогового органа при документальной проверке осуществлять проверку достоверности бухгалтерского учета и доначисление налогов, только на основании неправильного применения правил бухгалтерского учета, отмечаем следующее.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 06.03.2019 г. N 227, Государственная налоговая служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов и которая реализует государственную налоговую политику, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Основными задачами ГНС являются, в частности, реализация государственной налоговой политики, осуществление в пределах полномочий, предусмотренных законом, контроля за поступлением в бюджеты и государственные целевые фонды налогов, сборов, платежей, государственной политики в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков, табачных изделий, топлива, государственной политики по администрированию единого взноса, государственной политики в сфере контроля за своевременностью осуществления расчетов в иностранной валюте в установленный законом срок, соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), проведением расчетных операций, а также за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом.

Согласно п. 1.1 ст. 1 Кодекса, функции и правовые основы деятельности контролирующих органов, определены п. 41.1 ст. 41 этого Кодекса, в котором указано, что контролирующими органами являются, в частности, налоговые органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы) - относительно соблюдения законодательства по вопросам налогообложения (кроме случаев, определенных пп. 41.1.2 этого пункта), законодательства по вопросам уплаты единого взноса, а также по соблюдению другого законодательства, контроль за исполнением которого возложен на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, или его территориальные органы.

Согласно п. 75.1 ст. 75 Кодекса, контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных этим Кодексом, а фактические проверки - этим Кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных этим Кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков (пп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 Кодекса).

Согласно пп. 54.3.2 п. 54.3 ст. 54 Кодекса, контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, предусмотренных этим Кодексом или другим законодательством, или уменьшение суммы налога на доходы физических лиц, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием плательщиком налога права на налоговую скидку, если: данные проверок результатов деятельности налогоплательщика, кроме электронной проверки свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств и/или другого обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, или завышения суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей возврату из бюджета в связи с использованием плательщиком налога права на налоговую скидку, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах.

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 ст. 44 Кодекса

Учитывая, что формирование налоговой отчетности основывается на данных бухгалтерского учета (часть 2 ст. 3 Закона N 996), во время проведении документальной проверки контролирующими органами осуществляется проверка первичных документов и сводных учетных документов, служащих основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций налогоплательщика, и составления финансовой отчетности. Поэтому, неверное применение правил бухгалтерского учета, может иметь последствия для налогового учета, и повлиять на начисление налоговых платежей.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4