ИНК ГНСУ N 4121/ІПК/99-00-07-05-01-06 от 05.10.2020 г. относительно применения физическим лицом - предпринимателем РРО при приеме в сети Интернет платежей от потребителей гостиничных услуг по бронированию мест в гостиницах-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.10.2020 г. N 4121/ІПК/99-00-07-05-01-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела Ваше обращение о предоставлении индивидуальной налоговой консультации относительно применения физическим лицом - предпринимателем регистратора расчетных операций (далее - РРО) при приеме в сети Интернет платежей от потребителей гостиничных услуг по бронированию мест в гостиницах на основании посреднических договоров, заключенных с субъектами хозяйствования, и в порядке ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Согласно повторного обращения, уточняющего конкретные факты осуществления хозяйственной деятельности, предприниматель является плательщиком единого налога третьей группы, продает в сети Интернет гостиничные услуги физическим лицам на основании посреднических договоров, фактически выступает посредником между потребителем и гостиничным учреждением и прогнозируемый годовой объем дохода в 2020 году будет превышать 1 000 000 гривен. Расчеты с клиентами планируется осуществлять путем приема платежей через платежные системы Приват24, Монобанк, Liqpay, Portmone и другие электронные платежные средства (далее - ЭПС) клиентов и/или через банковские учреждения с расчетного счета на расчетный счет. Физического контакта с клиентами происходить не будет, предоставление услуг будет осуществляться через Интернет.

1. Обязательно ли применение регистратора расчетных операций/программного регистратора расчетных операций (далее - РРО/ПРРО) физическим лицом - предпринимателем, осуществляющим прием транзитных платежей от физических лиц - потребителей гостиничных услуг через сеть интернет, с применением электронных платежных средств?

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расчеты за наличные средства, является Закон Украины от 06 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265), который является специальным законом. Установление требований относительно проведения расчетных операций за наличные средства другими законами, кроме Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), запрещено.

Статьей 2 Закона N 265 определено, что расчетная операция - это прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (не предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа относительно оплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или в случае возврата товара (отказа от услуги) - оформление расчетных документов относительно перечисления средств в банк покупателя.

Расчетный документ - документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, операций по выдаче наличных средств держателям электронных платежных средств, получения (возврата) средств, торговлю валютными ценностями в наличной форме, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ) в случаях, предусмотренных этим Законом, зарегистрированным в установленном порядке РРО или ПРРО, заполненный вручную.

Статья 3 Закона N 265 определяет, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны:

проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа ПРРО с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек;

предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в том числе, но не исключительно, с воспроизводством на дисплее РРО или дисплее устройства, на котором установлен программный РРО QR-кода, позволяющего лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре данных, в нем содержимся, и/или направлением электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты).

Учитывая вышеизложенное, при осуществлении расчетов за товары (услуги), субъекты хозяйствования обязаны в соответствии с Законом N 265, применять РРО, в том числе при осуществлении безналичных расчетов с помощью платежных систем и других, с использованием интернет-банкинга и интернет-эквайринга.

При этом расчетные документы при продаже товаров (услуг) через сеть Интернет выдаются в случае их непосредственного предоставления потребителю, при передаче ему товара или оказания услуг.

Вместе с тем, пунктом 12 статьи 9 Закона N 265 определено, что РРО и/или ПРРО и расчетные книжки не применяются, если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т.д.).

В свою очередь, Закон Украины от 03 сентября 2015 года N 675-VIII "Об электронной коммерции" (далее - Закон N 675) определяет основы деятельности в сфере электронной коммерции, устанавливает порядок совершения электронных сделок с применением информационно-телекоммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.

Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 3 Закона N 675 реализация товара (услуги) дистанционным способом - заключение электронного договора на основании ознакомления покупателя с описанием товара (услуги), предоставленным продавцом в порядке, определенном этим Законом, путем обеспечения доступа к каталогам, проспектам, буклетам, фотоснимкам и т.п. с использованием информационно-телекоммуникационных систем, телевизионной, почтовой, радиосвязью или другим способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или с образцами товара во время заключения такого договора.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 3 Закона N 675 субъект электронной коммерции - субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, который реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги с использованием информационно-телекоммуникационных систем, или лицо, которое приобретает, заказывает, использует указанные товары, работы, услуги путем совершения электронной сделки.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона N 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться с использованием платежных инструментов, электронных денег, путем перевода средств или оплаты наличными с соблюдением требований законодательства относительно оформления наличных и безналичных расчетов, а также другим способом, предусмотренным законодательством Украины.

Продавец, оператор платежной системы или другое лицо, получившее оплату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета (пункт 3 статьи 13 Закона N 675).

Разделом VII Положения о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 05.11.2014 г. N 705, установлено, что документы по операциям с использованием электронных платежных средств (далее - ЭПС) и другие документы, применяемые в платежных системах для платежных операций с использованием ЭПС, могут быть в бумажной и/или электронной форме.

При осуществлении операций с использованием ЭПС в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания разрешается формирование в электронной форме документа по операции с использованием ЭПС при условии доставки его пользователю.

Документы по операциям с использованием ЭПС имеют статус первичного документа и могут быть использованы во время урегулирования спорных вопросов.

В соответствии с пунктом 296.10 статьи 296 Кодекса, РРО и/или программные РРО не применяются плательщиками единого налога первой группы.

Также пунктом 61 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса предусмотрено, что до 1 января 2021 года РРО и/или ПРРО не применяются плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен, кроме тех, которые осуществляют:

реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

С 1 января 2021 года до 1 апреля 2021 года РРО и/или ПРРО не применяются плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен, независимо от избранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:

реализацию товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет;

реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения;

реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является другой, чем определенная пунктом 11 статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг";

деятельность туристических агентств, туристических операторов;

деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

В случае превышения плательщиком единого налога второй - четвертой групп (физическим лицом - предпринимателем) в календарном году объема дохода 1 000 000 гривен, применение РРО и/или ПРРО для такого плательщика единого налога является обязательным. Применение РРО и/или ПРРО начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

С учетом изложенного и заданных предпринимателем вопросов сообщаем следующее.

До 1 января 2021 года, физические лица - предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, в случае превышения объема дохода в календарном году более 1 000 000 гривен (независимо от вида и способа получения такого дохода) обязаны с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения либо перейти исключительно на безналичную форму расчетов, либо начать применение РРО и/или ПРРО (если в дальнейшем расчеты будут осуществляться наличными средствами, платежными карточками, платежными чеками, жетонами и т.д.). Если место осуществления расчетов определить невозможно (например, получение потребителем компьютерных программ, электронных книг, доступа к интернет ресурсу и т.д. исключительно в электронной форме), то в таком случае примененияеРРО и/или ПРРО является необязательным.

То есть, при условии предоставления услуги посредничества по размещению потребителей физических - лиц в гостиницах, конкретных местах предоставления услуг, применять РРО необходимо, при получении средств, с помощью ЭПС. Формировать и направлять соответствующие расчетные документы потребителям необходимо на основании выписок финансовых учреждений, о поступлении денежных средств на расчетный счет.

С 1 января 2021 года применение РРО и/или ПРРО является обязательным для плательщиков единого налога второй - четвертой групп (физических лиц - предпринимателей), осуществляющих реализацию товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет независимо от объема дохода.

2. В случае необходимости для физического лица - предпринимателя, предоставляющего потребителям физическим лицам услуги по бронированию мест в гостиницах на основании посреднических договоров, заключенных с субъектами хозяйствования, применять РРО при приеме средств от потребителей гостиничных услуг, где должен быть установлен РРО и кто должен проводить расчеты на нем?

Учитывая изложенное, РРО и/или программный РРО должен быть установлен в месте осуществления деятельности таким физическим лицом - предпринимателем, предоставляющим указанные услуги, для проведения им расчетных операций и формирования и направления соответствующих расчетных документов потребителям.

Согласно пункту 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1