ИНК ГНСУ N 4711/ІПК/99-00-05-05-02-06 от 17.11.2020 г. относительно подписания первичных документов, составленных в электронной форме-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 17.11.2020 г. N 4711/ІПК/99-00-05-05-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо относительно вопросов практического применения отдельных норм налогового и другого законодательства при заключении договоров об оказании правовой помощи юридическим лицам - нерезидентам, путем их подписания электронной подписью и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), в пределах своих полномочий сообщает.

Согласно информации приведенной в обращении, Компания специализируется на юридическом сопровождении инвестиций и международной торговле. При этом, с нерезидентами заключаются договоры об оказании правовой помощи, подписываемые электронной подписью, генерируемой на платформе Docusign.

В результате у Компании возникли вопросы относительно правомерности подписания первичных документов, составленных в электронной форме, электронной подписью, не являющейся квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством об электронных доверительных услугах, и возможности ведения учета доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, составленных в электронной форме и подписанных электронной подписью, не являющейся квалифицированной электронной подписью и усовершенствованной электронной подписью в соответствии с законодательством об электронных доверительных услугах.

Согласно пп. 191.1.28 п. 191.1 ст. 191 Кодекса к функциям контролирующих органов относится, в частности, предоставление индивидуальных налоговых консультаций по вопросам налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Пунктом 1.1 ст. 1 Кодекса установлено, что Кодекс регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов и сборов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены Законом Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон N 996).

Согласно части второй ст. 3 Закона N 996 бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

Согласно ст. 9 Закона N 996 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь обязательные реквизиты, определенные частью второй ст. 9 Закона N 996, в частности, дату составления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и ​​электронном документообороте.

Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции и тому подобное.

Порядок создания, приема и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и другой отчетности, основанной на данных бухгалтерского учета, предприятиями, их объединениями и хозрасчетными организациями (кроме банков) независимо от форм собственности, учреждений и организаций, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, установлен Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 г. N 88, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.06.1995 г. за N 168/704, с изменениями и дополнениями (далее - Положение N 88).

Согласно п. 2.5 Положения N 88 документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись налагается в соответствии с законодательством об электронных документах и ​​электронном документообороте.

Основные организационно-правовые основы электронного документооборота и использования электронных документов устанавливает Закон Украины от 22 мая 2003 года N 851-IV "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" (далее - Закон N 851).

Электронный документ - документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа (ст. 5 Закона N 851).

Согласно ст. 6 Закона N 851 для идентификации автора электронного документа может использоваться электронная подпись.

Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа.

Отношения, связанные с использованием усовершенствованных и квалифицированных электронных подписей, регулируются Законом Украины от 05 октября 2017 года N 2155-VIII "Об электронных доверительных услугах" (далее - Закон N 2155).

Использование других видов электронных подписей в электронном документообороте осуществляется субъектами электронного документооборота на договорных началах.

В соответствии со ст. 7 Закона N 851 оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр документа с обязательными реквизитами, в том числе с электронной подписью автора или подписью, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с Законом N 2155.

Частью второй ст. 7 Закона N 2155 установлено, что к полномочиям главного органа в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере электронных доверительных услуг, отнесены, в частности:

разработка нормативно-правовых актов в сфере электронных доверительных услуг;

разработка норм, стандартов в сфере электронных доверительных услуг;

предоставление субъектам отношений в сфере электронных доверительных услуг консультаций по вопросам, связанным с предоставлением электронных доверительных услуг.

Учитывая требования Закона N 996 Закона N 851 и Закона N 2155 соответствующий электронный документ приобретает статус первичного документа, удостоверяющего факт совершения хозяйственной операции, после должным образом его оформления.

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Для расчета объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности относительно доходов, расходов и финансового результата до налогообложения (абз. первый п. 44.2 ст. 44 Кодекса).

Следовательно, первичные документы составляются в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Относительно налога на прибыль предприятий, то согласно пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса объектом обложения этим налогом является доход с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемый путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.

При этом доходы и расходы плательщика налога на прибыль предприятий отражаются при формировании финансового результата до налогообложения и соответственно объекта обложения налогом на прибыль согласно правилам бухгалтерского учета.

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (часть вторая ст. 6 Закона N 996).

Таким образом, вопрос оформления первичных документов в электронной форме с наложением электронной подписи, хранения и использования в хозяйственной деятельности электронных документов, организации электронного документооборота для ведения бухгалтерского учета относятся к компетенции Министерства финансов Украины.

Индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3