ИНК ГНСУ N 5167/ІПК/99-00-05-05-02-06 от 14.12.2020 г. относительно корректировки финансового результата до налогообложения на сумму административно-хозяйственных санкций, уплаченных за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 14.12.2020 г. N 5167/ІПК/99-00-05-05-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно корректировки финансового результата до налогообложения на сумму административно-хозяйственных санкций, уплаченных за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Как указано в обращении плательщик налога на прибыль, для которого налоговым периодом в 2020 году является календарный квартал, самостоятельно начислил и отразил сумму административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, установленного ст. 20 Закона Украины от 21.03.1991 г. N 875-XII "Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине" (далее - Закон N 875) в Отчете о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2019 год.

На сумму административно-хозяйственных санкций плательщиком был увеличен финансовый результат до налогообложения и отражен в приложении РІ к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за I квартал 2020 года.

Плательщик обращается за разъяснением относительно применения нормы пп. 140.5.11 п. 140.5 ст. 140 Кодекса, в редакции, действовавшей до 23.05.2020 г., а именно:

Вопрос 1: являются ли административно-хозяйственные санкции, уплаченные предприятием за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, штрафом для применения пп. 140.5.11 п. 140.5 ст. 140 Кодекса;

Вопрос 2: являются ли административно-хозяйственные санкции для применения пп. 140.5.11 п. 140.5 ст. 140 Кодекса как начисленные в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами;

Вопрос 3: нужно ли увеличить и с какого периода финансовый результат до налогообложения в соответствии с пп. 140.5.11 п. 140.5 ст. 140 Кодекса на сумму уплаченных административно-хозяйственных санкций.

Относительно вопросов 1, 2

Согласно части 1 ст. 239 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года N 436-IV, с изменениями и дополнениями (далее - ХКУ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования административно-хозяйственные санкции, в частности, административно-хозяйственный штраф.

Гражданско-правовая ответственность является одной из форм (видов) юридической ответственности, суть которой заключается в принудительном воздействии на нарушителя гражданских прав и обязанностей путем применения к нему санкций, влекущих за собой дополнительные невыгодные имущественные последствия, предусмотренные нормами Гражданского кодекса Украины и другими актами гражданского законодательства.

Понятие штрафа как административно-хозяйственной санкции установлено ст. 241 ХКУ, согласно част. 1 которой, административно-хозяйственный штраф - это денежная сумма, уплачиваемая субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения им установленных правил осуществления хозяйственной деятельности.

Перечень нарушений, за которые с субъекта хозяйствования взимается штраф, размер и порядок его взыскания определяются законами, регулирующими налоговые и другие отношения, в которых допущено правонарушение (часть. 2 ст. 241 ХКУ).

Процедуру уплаты предприятиями, учреждениями, организациями суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью определяет Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. N 70 (далее - Порядок 70).

Согласно п. 2 Порядка 70 работодатели уплачивают сумму административно-хозяйственных санкций отделениям Фонда социальной защиты инвалидов по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц - предпринимателей на счета, открытые в органах Государственного казначейства, до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.

В соответствии с пп. 134.1.1. п. 134.1 ст. 134 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями этого Кодекса.

Подпунктом 140.5.11 п. 140.5 ст. 140 Кодекса в редакции, действовавшей до 23.05.2020 г., установлено, что финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами в пользу лиц, не являющихся плательщиками налога (кроме физических лиц), и в пользу плательщиков налога, облагаемых по ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 44 подраздела 4 раздела XX "Переходные положения" Кодекса.

Таким образом, административно-хозяйственные санкции, уплаченные предприятием за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в период до 23.05.2020 г. не являются штрафом для применения пп. 140.5.11 п. 140.5 ст. 140 Кодекса в редакции, действовавшей до 23.05.2020 г.

К вопросу 3

На сумму расходов от признанных административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в период до 23.05.2020 г., уплаченных плательщиком налога на прибыль в марте 2020 года в государственный бюджет согласно нормам Закона N 875 и Порядка 70, финансовый результат до налогообложения не увеличивается.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31