ИНК ГНСУ N 1766/ІПК/99-00-21-02-02-06 от 28.04.2021 г. касательно возможных последствий нелегального использования компьютерного программного обеспечения юридическими и физическими лицами - предпринимателями-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 28.04.2021 г. N 1766/ІПК/99-00-21-02-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение касательно возможных последствий нелегального использования компьютерного программного обеспечения юридическими и физическими лицами - предпринимателями и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Как указано в обращении, ООО осуществляет представительство интересов иностранных компаний - разработчиков компьютерного программного обеспечения по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности в Украине. С целью выяснения всех возможных последствий нелегального использования компьютерного программного обеспечения юридическими и физическими лицами - предпринимателями.

У ООО возникли следующие вопросы:

1. является ли доходом для налогоплательщика рыночная стоимость компьютерного программного обеспечения, которое нелегально используется им в его хозяйственной деятельности (у налогоплательщика отсутствуют первичные документы относительно его приобретения);

2. если да, то когда такой доход возникает у налогоплательщика;

3. если да, то какие санкции могут быть применены к такому налогоплательщику органами государственной фискальной службы в случае выявления фактов отсутствия первичных документов относительно приобретения компьютерного программного обеспечения и недекларирования им такого дохода (рыночной стоимости компьютерного программного обеспечения, нелегально используемого налогоплательщиком в его хозяйственной деятельности);

4. правомерен ли (законен) доход, получаемый налогоплательщиком, использующим нелегальное компьютерное программное обеспечение при оказании услуг третьим лицам (например, полученная от заказчика оплата стоимости предоставленных услуг по проектированию металлических или строительных конструкций);

5. если такой доход является неправомерным (незаконным), то какие санкции могут быть применены к налогоплательщику органами государственной фискальной службы в случае выявления факта такого неправомерного дохода (например, выявления факта получения оплаты за предоставление услуг по проектированию металлических или строительных конструкций с помощью нелегального компьютерного программного обеспечения);

6. какие меры могут быть приняты органами государственной фискальной службы в случае получения информации о нелегальном использовании компьютерного программного обеспечения налогоплательщиком в его хозяйственной деятельности.

Определение термина "компьютерная программа" содержится в Законе Украины "Об авторском праве и смежных правах" от 23 декабря 1993 года N 3792-XII (далее - Закон об авторском праве) и ст. 2 Закона Украины "О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных" от 23 марта 2000 года N 1587-III. Согласно этим нормативным документам компьютерная программа - это набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном кодах).

Компьютерные программы относятся к объектам права интеллектуальной собственности (ст. 420 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. N435-IV с изменениями и дополнениями (далее - ГКУ)). При этом различают личные неимущественные и имущественные права интеллектуальной собственности. Личные неимущественные права принадлежат автору и не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам, за исключениями, установленными законом (ст. 14 Закона об авторском праве, ст. 423 и 438 ГКУ). Что касается имущественных прав на объект авторского права, то они могут быть переданы (отчуждены) третьим лицам (ст. 15 Закона об авторском праве).

Следовательно, все имущественные и неимущественные права на программное обеспечение принадлежат их автору и могут использоваться только с его разрешения.

К вопросам 1, 2, 4

В соответствии со ст. 1 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.1999 г. N 996-XIV (далее - Закон N996) определено, что первичный документ - это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.

Необходимость подтверждения хозяйственных операций первичными документами определена п. 1.2 ст. 1, п. 2.1 ст. 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 г. N 88, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 05.06.1995 г. за N 168/704 (далее - Положение 88).

Следовательно, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (ч. 1 ст. 9 Закона N 996, п. 2.2 Положения N 88).

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса, для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта.

Для расчета объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности относительно доходов, расходов и финансового результата до налогообложения (п. 44.2 ст. 44 Кодекса).

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (п. 2 ст. 6 Закона N 996).

Следовательно, вопрос признания доходов в виде стоимости компьютерного программного обеспечения, оказанных услуг по проектированию металлических или строительных конструкций при наличии первичных документов и отражения их в бухгалтерском учете не относится к компетенции ГНС.

К вопросу 3, 5, 6

В соответствии со ст. 8 Закона N 996, ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Касательно мер, которые могут быть приняты органами государственной фискальной службы в случае, приведенном в обращении, налогоплательщику необходимо обращаться в Государственную фискальную службу Украины.

Вместе с тем, касательно мер, которые могут использоваться органами ГНС в случае, приведенном в запросе, отмечаем следующее.

Ст. 6 и 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

В частности, согласно пп. 191.1.1 п. 191.1 ст. 191 Кодекса контролирующие органы осуществляют администрирование налогов, сборов, платежей, в том числе проводят в соответствии с законодательством проверки и сверки налогоплательщиков.

Согласно пп. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Кодекса контролирующие органы имеют право проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки налогоплательщиков (кроме Национального банка Украины), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или таможенного оформления.

Также, согласно п. 75.1 ст. 75 Кодекса контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных этим Кодексом, а фактические проверки - этим Кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.

При этом документальные плановые проверки налогоплательщиков проводятся согласно плану-графику проверок при наличии рисков соответствующей степени в деятельности таких налогоплательщиков.

Порядок формирования, утверждения плана-графика и внесения изменений в него, а также перечень рисков и их разделение определены приказом Минфина от 02 июня 2015 года N 524, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24 июня 2015 года за N 751/27196 (с изменениями).

Исчерпывающий перечень оснований для проведения документальных внеплановых проверок определен ст. 78 Кодекса.

Фактические проверки могут быть проведены при наличии оснований, указанных в п. 80.2 ст. 80 Кодекса.

Приведенные нормы Кодекса непосредственно не содержат оснований для проведения проверок контролирующими органами по вопросам соблюдения авторских прав, в том числе на программное обеспечение.

Следует отметить, что за нарушение авторского права, незаконное использование программного обеспечения предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Так, согласно ст. 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КоАП), если во время проведения проверок контролирующими органами будет установлено нелегальное использование программного обеспечения, контролирующие органы имеют право составить протокол об административном правонарушении по ст. 512 КУоАП "Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности".

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6