ИНК ГНСУ N 2745/ІПК/99-00-21-02-02-06 от 13.07.2021 г. относительно отдельных вопросов регистрации и налогообложения иностранной компании-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 13.07.2021 г. N 2745/ІПК/99-00-21-02-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно отдельных вопросов регистрации и налогообложения иностранной компании и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Согласно информации, предоставленной в обращении, Общество с целью предоставления услуг на территории Украины планирует заключать договоры с иностранными компаниями (резидентами Швейцарии, Италии, Румынии) о предоставлении услуг сроком на 12 - 24 календарных месяцев. По условиям этих договоров, иностранные компании собственными персоналом и оборудованием будут предоставлять Обществу геофизические, инженерные и консультационные услуги по вопросам комплаенса и соблюдения законодательства при работе в международной среде; управления персоналом и его развития и другие услуги в сфере добычи нефти и газа.

В связи с чем, возникли вопросы:

1. Во время осуществления хозяйственной деятельности нерезидентов Швейцарии, Италии, Румынии по предоставлению услуг необходимо руководствоваться понятием "постоянного представительства", данного в пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса или определением "постоянное представительство", приведенного в положениях международных договоров об избежании двойного налогообложения, действующих в налоговых отношениях между Украиной и указанными странами.

2. Какое лицо является ответственным за начисление и уплату налогов (налога на доходы нерезидентов, полученных в Украине, и налога на добавленную стоимость) в бюджет в случае предоставления услуг нерезидентами через их постоянное представительство, не ставшее на учет в контролирующем органе в качестве плательщика налога или резидент - получатель услуг?

Относительно вопроса 1.

Определение "постоянного представительства" в целях налогообложения приведено в пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса. Так, постоянное представительство - постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, используемое для доставки товаров, сервер. Указанным пунктом детализированы случаи, когда деятельность нерезидента приводит/не приводит к образованию постоянного представительства нерезидента.

В целях налогообложения термин "постоянное представительство" включает, в частности:

а) строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или связанную с ними надзорную деятельность, если общая продолжительность работ, связанная с такой площадкой, объектом или деятельностью (в рамках одного проекта или связанных между собой проектов), выполняемых нерезидентом через сотрудников или другой персонал, нанятый им для таких целей, превышает 12 месяцев;

б) предоставление услуг нерезидентом (кроме услуг по предоставлению персонала), в том числе консультационных, через сотрудников, нанятых им для таких целей, если такая деятельность осуществляется (в рамках одного проекта или проекта, связанного с ним) в Украине в течение периода или периодов, общая продолжительность которых составляет более 183 дней в любом месячном периоде;

Для целей применения подпунктов "а" и "б" этого подпункта при расчете общего периода, в течение которого нерезидент осуществляет деятельность в Украине, в полных последовательных или непоследовательных календарных месяцев продолжительности проекта (или связанных между собой проектов), выполнения работ или оказания услуг нерезидентом в Украине добавляются:

продолжительность деятельности нерезидента в Украине, осуществляемая в течение нескольких последовательных или непоследовательных периодов, отдельно является меньше полного календарного месяца, но в совокупности превышает 30 дней, и

продолжительность деятельности связанных лиц этого нерезидента в Украине, если такая деятельность тесно связана с деятельностью нерезидента, определенной в подпунктах "а" и "б" этого подпункта, и осуществляется в течение нескольких последовательных или непоследовательных периодов, равных полному календарному месяцу или которые отдельно являются меньше полного календарного месяца, но в совокупности превышают 30 дней.

Однако, ст. 3 Кодекса предусмотрено, что если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены этим Кодексом, то применяются правила международного договора.

На сейчас действуют положения Конвенции между Правительством Украины и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и предупреждении налоговых уклонений, ратифицированной 17.03.1999 г., действующей с 25.02.2003 г. (далее - Конвенция с Италией) Конвенции между Правительством Украины и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов относительно дохода и капитала, ратифицированной 21.10.1997 г., действующей с 17.11.1997 г. (далее - Конвенция с Румынией); Конвенции между Правительством Украины и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и капитал с изменениями, внесенными соответствующим Протоколом, ратифицированным 18.09.2019 г., вступившим в силу 16.10.2020 г. (далее - Конвенция со Швейцарией), применяются к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств (ст. 1) и к существующим налогам, одним из которых, в частности, в Украине, является "налог на прибыль предприятий" (ст. 2). Резиденция лиц, на которых распространяются положения этих конвенций, определяется в соответствии с критериями, установленными ст. 4 (Резидент).

Статьей 5 (Постоянное представительство) каждой из указанных Конвенций установлены основания для определения деятельности предприятия одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве такой, что образует "постоянное представительство" в этом другом Государстве.

Так, п. 1 ст. 5 Конвенции с Италией, Румынией и Швейцарией определено, что "для целей Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская (коммерческая) деятельность предприятия".

В п. 1 ст. 3 (Общие определения) каждой из указанных Конвенций приведены определения терминов, используемых в понимании этих международных договоров. В частности, термин "предприятие Договаривающегося Государства", используемый в определенном п. 1 ст. 5 этих Конвенций понятии "постоянное представительство" означает "предприятие, управляемое резидентом Договаривающегося Государства".

Значения понятий "постоянное место деятельности" и "предпринимательская (коммерческая) деятельность", которые также используются в определении термина "постоянное представительство", указанными конвенциями не определены.

В то же время п. 2 ст. 3 Конвенции с Италией, Румынией и Швейцарией указано, что "при применении Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, будет иметь то значение, если из контекста не вытекает другое, которое он имеет согласно законодательству этого Государства относительно налогов, на которые распространяется Конвенция".

Следует учитывать, что согласно официальным Комментариям ст. 5 (Постоянное представительство) Модельной налоговой конвенции (далее - Конвенция) Организации экономического сотрудничества и развития, положенной в основу большинства действующих международных договоров Украины об избежании двойного налогообложения, в том числе Конвенцией с Италией, Румынией и Швейцарией (далее - Комментарии), которые согласно Венской конвенции о праве международных договоров применяются для целей трактовки их положений, главной целью для применения понятия "постоянное представительство" является определение права одного из Договаривающихся Государств облагать прибыль предприятия другого Договаривающегося Государства, поскольку согласно ст. 7 (Прибыль от предпринимательской деятельности) Конвенции Договаривающееся Государство может облагать прибыль предприятия другого Договаривающегося Государства только в случае, если такое предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, расположенное в этом Государстве.

Согласно Комментарий п. 1 ст. 5 Конвенции содержит общее определение термина "постоянное представительство", в котором приведены основные характеристики постоянного представительства в понимании Конвенции - определенное местоположение объекта деятельности или постоянное место предпринимательской деятельности. Термин "постоянное представительство", определен в этом пункте, как постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется деятельность предприятия, действительное при следующих условиях: наличие "места предпринимательской деятельности", то есть соответствующих помещений или, в определенных случаях, производственного оборудования; место предпринимательской деятельности должно быть "постоянным", то есть оно должно быть организовано как четко определенное место, рассчитанное на достаточно продолжительную деятельность; осуществление предпринимательской деятельности предприятия за такое постоянное место деятельности означает, что лица, которые в определенной степени зависят от предприятия (персонала), осуществляют предпринимательскую деятельность предприятия в Договаривающемся Государстве, в котором находится постоянное место деятельности.

В ст. 5 Конвенции с Италией, Румынией и Швейцарией, кроме общего термина "постоянное представительство", также приводится конкретный перечень мест предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые можно считать "постоянным представительством".

Так, согласно п. 2 ст. 5 Конвенции с Италией, термин "постоянное представительство", в частности, включает: место управления; отделение; контору; фабрику; мастерскую; шахту, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; строительную площадку, или конструкцию, или монтажный объект, если они существуют более двенадцати месяцев.

В п. 2 ст. 5 Конвенции с Швейцарией в перечень, указанный в п. 2 ст. 5 Конвенции с Италией, входит склад или другое помещение, используемое как торговая точка.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 5 Конвенции с Румынией термин "постоянное представительство", в частности, включает: место управления; филиал; офис; фабрику; мастерскую; установку для разведки с целью получения дохода; шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или другую подобную постройку для поставки любых товаров с целью получения дохода, а также этот термин охватывает: строительную площадку, конструкцию, монтажный или сборочный объект, или наблюдательскую деятельность относительно них, но лишь в том случае, если такая площадка или объект существуют, а деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 12 месяцев предоставления услуг, включая консультационные услуги, предприятием Договаривающегося Государства через рабочих или других привлеченных лиц в другом Договаривающемся Государстве, при условии, что такая деятельность продолжается для того же объекта или в отношении такого объекта в течение периода или периодов, которые в совокупности превышают 12 месяцев.

Относительно применения указанных в п. 2 ст. 5 Конвенции с Италией и Швейцарией и в подпунктах 2 - 3 Конвенции с Румынией перечней конкретных видов "постоянных представительств", то согласно Комментариям такой перечень не является исчерпывающим, и каждое из указанных в нем мест предпринимательской деятельности можно считать постоянным представительством согласно п. 1 ст. 5 Конвенции при условии, что выполняются требования, изложенные в этом пункте, и такие места не принадлежат к местам предпринимательской деятельности, на которые распространяется п. 4 ст. 5 Конвенции (в котором указаны места предпринимательской деятельности, не считающиеся "постоянным представительством").

Перечень мест предпринимательской деятельности, не считающихся "постоянным представительством", приведен в п. 3 ст. 5 Конвенции с Италией и п. 4 ст. 5 Конвенции с Румынией и Швейцарией.

Относительно вопроса 2.

В соответствии с требованиями абзаца первого п. 64.5 ст. 64 Кодекса нерезиденты (иностранные юридические компании, организации) обязаны встать на учет в контролирующих органах если они, в частности, осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства.

В случае аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства, одновременно с постановкой на учет нерезидента осуществляется постановка на учет обособленного подразделения такого нерезидента.

Согласно пп. 133.2.2 п. 133.2 и п. 133.3 ст. 133 Кодекса нерезиденты, осуществляющие хозяйственную деятельность через постоянное представительство являются плательщиками налога на прибыль. Нерезидент регистрируется плательщиком налога на прибыль в контролирующем органе по местонахождению своего постоянного представительства до начала своей хозяйственной деятельности за такое представительство.

Согласно п. 60 подраздела 10 раздела XX Кодекса нерезиденты (иностранные компании, организации), осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Украины и/или которые до 1 января 2021 года должным образом аккредитовали (зарегистрировали, легализовали) на территории Украины обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, и по состоянию на 1 января 2021 года не состоят на учете в контролирующих органах, обязаны в течение трех месяцев подать в контролирующие органы документы для постановки их на учет в порядке, установленном пунктом 64.5 статьи 64 Кодекса.

Подпунктом 141.4.7 п. 141.4 ст. 141 Кодекса определено, что суммы доходов нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается в целях налогообложения к плательщику налога, осуществляющему свою деятельность независимо от такого нерезидента.

Постоянное представительство определяет объем налогооблагаемой прибыли, полученной в течение отчетного (налогового) периода, в соответствии с принципом "вытянутой руки". Налогооблагаемая прибыль постоянного представительства должена соответствовать прибыли независимого предприятия, осуществляющего такую ​​же или аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях и действующего в полной независимости от нерезидента, постоянным учреждением которого оно является.

Объем налогооблагаемой прибыли постоянного представительства рассчитывается в соответствии со статьей 39 этого Кодекса.

Следовательно, в случае если нерезидент осуществляет хозяйственную деятельность, подпадающую под определение "постоянного представительства" в соответствии с требованиями пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, то такой нерезидент должен встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на прибыль как нерезидент, осуществляющий хозяйственную деятельность на территории Украины через постоянное представительство, и определять объем налогооблагаемой прибыли в соответствии с требованиями пп. 141.4.7 п. 141.4 ст. 141 Кодекса.

Нерезидент, начавший хозяйственную деятельность через свое постоянное представительство до регистрации в контролирующем органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученная им прибыль считается скрытой от налогообложения (п. 133.3 ст. 133 Кодекса).

Кроме того, согласно ст. 117 Кодекса ведение нерезидентом (иностранной юридической компанией, организацией) деятельности через обособленное подразделение, в том числе постоянное представительство, без постановки на налоговый учет в порядке, предусмотренном этим Кодексом, влечет наложение штрафа на нерезидента.

При этом сообщаем, что ст. 36 Кодекса предусмотрено, что выполнение налоговой обязанности может осуществляться плательщиком самостоятельно или с помощью своего представителя или налогового агента. При этом, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение налоговой обязанности несет налогоплательщик, кроме случаев, определенных Кодексом или законами по вопросам таможенного дела.

Следовательно лицом, ответственным за начисление и уплату налогов, в том числе налога на доходы нерезидентов, полученных в Украине, может быть определен другой субъект хозяйствования при условии, что такой субъект является представителем плательщика налога.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами Кодекса (п. 1.1 ст. 1 раздела I Кодекса).

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX Кодекса.

Подпунктами "а" и "б" пункта 185.1 статьи 185 раздела V Кодекса установлено, что объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 раздела V Кодекса.

Пунктами 186.2 - 186.4 статьи 186 раздела V Кодекса определены категории услуг, место поставки которых определяется в зависимости от места регистрации поставщика, или получателя соответствующих услуг, или от места фактического оказания соответствующих услуг.

Следовательно, порядок обложения НДС операций по поставке услуг напрямую зависит от места их поставки.

Особенности обложения НДС услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, определены в статьях 180 и 208 раздела V Кодекса.

Согласно п. 180.2 ст. 180 раздела V Кодекса лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет в случае поставки услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве плательщиков налога, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Согласно п. 208.2 ст. 208 раздела V Кодекса получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, начисляет НДС, в том числе по основной ставке налога на базу налогообложения, определенную согласно п. 190.2 ст. 190 раздела V Кодекса.

При этом получатель услуг - плательщик налога в порядке, определенном ст. 201 раздела V Кодекса, составляет налоговую накладную с указанием суммы начисленного им налога, являющуюся основанием для отнесения сумм налога к налоговому кредиту в установленном порядке. Такая налоговая накладная подлежит обязательной регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН).

Налоговые накладные и расчеты корректировки составляются по форме и в порядке, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 г. N 1307, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.01.2016 г. за N 137/28267.

Следовательно, в случае получения от нерезидентов, не имеющих в Украине постоянных представительств (либо постоянные представительства которых не зарегистрированы как плательщики налога), услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, общество будет считаться налоговым агентом такого нерезидента и, в частности, ответственным лицом в части начисления и уплаты НДС в бюджет по такой операции. При получении таких услуг от нерезидентов общество должно в соответствии с п. 208.2 ст. 208 раздела V Кодекса начислить налоговые обязательства по таким операциям и составить налоговую накладную, подлежащую обязательной регистрации в ЕРНН. На основании такой зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной плательщик налога включает сумму НДС, указанную в ней, в состав налогового кредита.

В то же время в случае если место поставки услуг, полученных от нерезидентов, не имеющих в Украине постоянных представительств (либо постоянные представительства не зарегистрированы как плательщики налога), находится за пределами таможенной территории Украины, операции по поставке таких услуг не являются объектом обложения НДС. Налоговые накладные в случае осуществления таких операций не составляются.

В то же время отмечаем, что согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5