ИНК ГНСУ N 2774/ІПК/99-00-21-02-02-06 от 15.07.2021 г. относительно применения положений пп. 39-2.4.1 п. 39-2.4 ст. 39-2 НКУ, которыми устанавливаются условия для освобождения от налогообложения доходов (прибыли) контролируемых иностранных компаний-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 15.07.2021 г. N 2774/ІПК/99-00-21-02-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно применения положений пп. 392.4.1 п. 392.4 ст. 392 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), которыми устанавливаются условия для освобождения от налогообложения доходов (прибыли) контролируемых иностранных компаний, и руководствуясь ст. 52 Кодекса, сообщает.

Заявитель в обращении отмечает, что он является юридическим лицом - резидентом Украины, что рассматривает возможность приобретения доли в размере 50 проц. уставного капитала иностранного юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Княжества Андорра.

С учетом вышеизложенного, заявитель просит подтвердить правильность выводов, что несмотря на отсутствие между Украиной и Княжеством Андорра действующего договора об избежании двойного налогообложения, тот факт, что для Украины и страны регистрации КИК вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых делах полностью удовлетворяет одному из условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения, а именно условию, определенному пп. "п" пп. 392.4.1 п. 392.4 ст. 392 Кодекса.

Законом Украины от 16.01.2020 г. N 466 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве" Кодекс дополнен ст. 392, которой начиная с 01.01.2022 г., вводятся новые объекты налогообложения, в частности, прибыль контролируемой иностранной компании (далее - КИК), а также определяются плательщики налога относительно прибыли такой компании.

Так, согласно пп. 392.1.1 п. 392.1 ст. 392 Кодекса контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, признающейся такой, что находится под контролем физического лица - резидента Украины или юридического лица - резидента Украины в соответствии с правилами, определенными этим Кодексом.

Пунктом 392.2 ст. 392 Кодекса определены особенности налогообложения прибыли КИК. Так, объектом обложения для налога на доходы физических лиц (налога на прибыль предприятий) контролирующего лица является часть скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, пропорциональная доле, которой владеет или которые контролирует такое физическое (юридическое) лицо на последний день соответствующего отчетного периода, относительно которого рассчитывается скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании, исчисляемая в соответствии с правилами, определенными этой статьей.

При этом, нормы ст. 392 Кодекса предусматривают перечень условий, в  случае соблюдении которых скорректированная прибыль КИК не включается в базу налогообложения контроллера.

Так, согласно пп. 392.4.1 п. 392.4 ст. 392 Кодекса скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход, не является объектом обложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в случае соблюдения следующих условий:

а) между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) КИК является действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией и

б) выполняется любое из следующих условий:

КИК фактически уплачивает налог на прибыль по эффективной ставке, являющейся не меньше базовой (основной) ставки налога на прибыль предприятий в Украине, определенной п. 136.1 ст. 136 Кодекса, или являющейся меньше такой ​​ставки не более чем на пять процентных пунктов, или

доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет не более 50 процентов общей суммы доходов КИК из всех источников.

Следовательно, одним из обязательных условий относительно невключения скорректированной прибыли КИК в базу налогообложения контролирующего лица является наличие между Украиной и юрисдикцией КИК действующего договора об избежании двойного налогообложения или действующего договора об обмене налоговой информацией.

Вместе с тем, Украина и Княжество Андорра не подписали договор об избежании двойного налогообложения, однако Украина и Княжество Андорра являются участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, ратифицированной Законом Украины от 17 декабря 2008 года N 677-VII (далее - Конвенция).

Так, Конвенция является многосторонним инструментом, предусматривающим все возможные формы административного сотрудничества между государствами в налоговой сфере, в частности, в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы. Конвенция охватывает все виды налогов, устанавливает порядок обмена налоговой информацией между компетентными органами государств - участников Конвенции (включая обмен по запросу, спонтанный и автоматический обмен), а также предусматривает такие формы взаимной налогового сотрудничества, как проведение налоговых проверок за рубежом, осуществление одновременных налоговых проверок и оказание помощи во взыскании налогов, а также при взыскании налоговой задолженности.

На сейчас участниками Конвенции является 141 юрисдикция. Для Украины, присоединившейся к Конвенции, она действует с 01.07.2009 г., с 01.09.2013 г. вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений в Конвенцию, ратифицированный Законом Украины от 11.01.2013 г. N 21-VII.

Как отмечалось выше, согласно пп. "а" пп. 392.4.1 п. 392.4 ст. 392 Кодекса одним из условий невключения скорректированной прибыли КИК в общий налогооблагаемый доход контролирующего лица является факт наличия между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) КИК действующего договора об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией.

При этом указанная норма Кодекса не содержит прямую ссылку на Конвенцию как о договоре, наличие которого является основанием для освобождения от налогообложения, предусмотренного этой нормой, и главное - в ней не указывается цель, ради которой существует необходимость в наличии договора об избежании двойного налогообложения или о обмене налоговой информацией (поскольку цель применения каждого из этих договоров, в том или другом случае, может существенно отличаться друг от друга).

Следовательно считаем, что в случае отсутствия между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) КИК действующего договора об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией, наличие только действующей Конвенции не дает оснований для освобождения от налогообложения скорректированной прибыли КИК.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5