ИНК ГНСУ N 3597/ІПК/99-00-21-03-02-06 от 28.09.2021 г. относительно особенностей обложения НДС операций по реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, вопроса рассрочки уплаты налогового долга по НДС-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 28.09.2021 г. N 3597/ІПК/99-00-21-03-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно особенностей обложения НДС операций по реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, вопроса рассрочки уплаты налогового долга по НДС и, руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

Как указано в обращении, 31.03.2021 г. товарной биржей на аукционе по продаже имущества было реализовано нежилое здание, принадлежавшее Обществу и находившееся в налоговом залоге. Средства от продажи здания направлены для погашения налоговых обязательств общества.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами Кодекса (пункт 1.1 статьи 1 раздела I Кодекса).

Согласно пункту 5.3 статьи 5 раздела I Кодекса другие термины, применяемые в Кодексе и не определяемые им, используются в значении, установленном другими законами.

Личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения) регулируются нормами Гражданского Кодекса (далее - ГКУ).

Правовые основы заключения договоров купли-продажи регулируются нормами ГКУ. В частности, статьями 655 и 656 ГКУ определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

Правила продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, регулируется статьей 95 раздела II Кодекса и регламентируется Порядком проведения целевых аукционов по продаже имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 22.05.2017 г. N 518, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15.06.2017 г. N 748/30616.

В соответствии с пунктом 95.1 статьи 95 раздела II Кодекса контролирующий орган осуществляет за налогоплательщика и в пользу государства меры относительно погашения налогового долга такого налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности - путем продажи имущества такого налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

Согласно пункту 95.7 статьи 95 раздела II Кодекса продажа имущества налогоплательщика осуществляется на публичных торгах и/или через торговые организации.

Пунктом 95.14 статьи 95 раздела II Кодекса покупатель имущества, находящегося в налоговом залоге, приобретает право собственности на такое имущество в соответствии с условиями, определенными в договоре купли-продажи, заключаемом по результатам проведенных торгов.

Относительно вопроса 1

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX Кодекса.

Подпунктом 194.1.1 пункта 194.1 статьи 194 раздела V Кодекса установлено, что налог на добавленную стоимость составляет 20 процентов, 14 процентов, 7 процентов базы обложения НДС и прибавляется к цене товаров/услуг.

Согласно подпункту "а" пункта 185.1 статьи 185 раздела V Кодекса объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 раздела V Кодекса, в том числе операции по безвозмездной передаче и по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору) на товары, передающиеся на условиях товарного кредита, а также по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору.

Поставка товаров - любая передача права на распоряжение товарами как собственнику, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда (подпункт 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса).

Правила определения даты возникновения налоговых обязательств по НДС установлены статьей 187 раздела V Кодекса.

В соответствии с пунктом 187.1 статьи 187 раздела V Кодекса датой возникновения налоговых обязательств по НДС по операции по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

а) дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные средства - дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога.

б) дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров - дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг - дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

В соответствии с пунктами 201.1 и 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг на дату возникновения налоговых обязательств по НДС плательщик налога - продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН) и предоставить покупателю и его требованию.

База обложения НДС по такой операции определяется исходя из их договорной стоимости (стоимости, указанной в договоре купли-продажи товара, находящегося в налоговом залоге) с учетом общегосударственных налогов и сборов.

Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по НДС утвержден приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 г. N 21 (далее - Порядок N 21), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.01.2016 г. за N 159/28289.

В налоговую декларацию по НДС вносятся данные налогового учета плательщика отдельно за каждый отчетный (налоговый) период без нарастающего итога (абзац второй пункта 1 раздела III Порядка N 21).

Данные, приведенные в налоговой отчетности, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика (абзац первый пункта 6 раздела III Порядка N 21).

Учитывая изложенное, в данном случае при осуществлении операции по продаже на целевом аукционе, проведенном товарной биржей 31.03.2021 г., нежилого здания, находившегося в налоговом залоге, Общество как продавец и владелец обязано определить налоговые обязательства по НДС по правилу "первого события" в соответствии с пунктом 187.1 статьи 187 раздела V Кодекса, составить 31 марта 2021 года налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН на покупателя (победителя аукциона) и в налоговой декларации по НДС за март 2021 года задекларировать данные относительно проведенной операции.

Относительно вопроса 2

В соответствии с пунктом 50.1 статьи 50 раздела II Кодекса и пунктом 1 раздела IV Порядка N 21 в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 главы 9 раздела II Кодекса) плательщик налога самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им декларации, он обязан направить уточняющий расчет к такой декларации по форме, установленной на дату подачи уточняющего расчета.

Наряду с этим пунктом 521 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Кодекса определено, что за нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), штрафные санкции не применяются, кроме санкций за:

нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, страхования дополнительной пенсии;

отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;

нарушение требований законодательства в части:

учета, производства, хранения и транспортировки топлива, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

целевого использования топлива, спирта этилового налогоплательщиками;

оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;

осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива;

осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации топлива или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;

нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

Требования к предельным срокам регистрации налоговых накладных в ЕРНН предусмотрены пунктом 201.10 статьи 201 Кодекса.

Ответственность за нарушение предельных сроков регистрации и за отсутствие регистрации в течение предельного срока, предусмотренного статьей 201 Кодекса, налоговой накладной и/или расчета корректировки в ЕРНН определена статьей 1201 Кодекса.

Учитывая требования пункта 521 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Кодекса, к Обществу не будут применять штрафные санкции за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) в ЕРНН налоговой накладной, составленной 31.03.2021 г. на продажу нежилого здания, поскольку данная операция была совершена им в период с 1 марта по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, и предельный срок регистрации налоговой накладной приходится на период с 1 марта по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина.

С учетом указанного, в случае, если Общество самостоятельно исправит ошибки, допущенные в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2021 года путем представления уточняющего расчета к такой декларации, обществу необходимо будет уплатить сумму недоплаты и штраф в размере трех процентов от такой суммы до представления такого уточняющего расчета.

Относительно вопроса 3

Рассрочка денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков осуществляется органами ГНС в соответствии с положениями статьи 100 Кодекса, постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года N 1235 "Об утверждении перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств" (далее - Перечень N 1235) и Порядком рассрочки (отсрочки) денежных обязательств и налогового долга налогоплательщиков, утвержденным приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. N 574, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 31.10.2013 г. за N 1853/24385 (далее - Порядок N 574).

Согласно пункту 3.1 Порядка N 574 для рассрочки налогового долга налогоплательщик обращается в территориальный орган ГНС с письменным заявлением и соответствующим экономическим обоснованием, состоящим из перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств; анализа финансового состояния; графика погашения рассроченных сумм; расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

Основанием для рассрочки налогового долга налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения налогового долга и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима рассрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

Основанием для отсрочки налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, приведших к угрозе возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика (согласно Перечню N 1235), а также экономического обоснования, указывающего на возможность погашения налогового долга и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима отсрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

Рассроченные суммы налогового долга (в том числе отдельно - суммы штрафных (финансовых) санкций) погашаются равными долями начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором принято решение о предоставлении такой рассрочки (пункт 100.6 статьи 100 раздела II Кодекса).

Согласно пункту 100.7 статьи 100 раздела II Кодекса отсроченные суммы налогового долга погашаются равными долями, начиная с любого месяца, определенного соответствующим контролирующим органом или соответствующим органом местного самоуправления, который согласно пункту 100.8 этой статьи утверждает решение о рассрочке или отсрочке налогового долга, но не позднее окончания 12 календарных месяцев со дня возникновения такого налогового долга или одноразово в полном объеме.

Согласно разделу II Перечня N 1235 форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), указанные в части второй статьи 141 Закона Украины от 2 декабря 1997 года N 671/97-ВР "О торгово-промышленных палатах в Украине" с изменениями и дополнениями, - это обстоятельства, делающие объективно невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей согласно законодательных и других нормативно-правовых актов.

Доказательствами, подтверждающими факт наступления (существования) указанных обстоятельств, являются:

заключение Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

решения Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденных Верховной Радой Украины.

В случае подтверждения наличия обстоятельств непреодолимой силы решениями Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденными Верховной Радой Украины, заявитель дополнительно представляет справку, выданную соответствующим местным органом, имеющим право подтверждать наличие обстоятельств непреодолимой силы. Согласно пункту 1.4 Порядка N 574 определение сумм налогового долга, подлежащих рассрочке (отсрочке), осуществляемых по данным информационной системы, ведется органами ГНС.

В соответствии с пунктом 11 статьи 100 раздела II Кодекса, если сумма налогового долга, заявленная к рассрочке (отсрочке), составляет 1 миллион гривен и более, рассрочка (отсрочка), предоставляется только при условии пребывания в налоговом залоге имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке (отсрочке) сумму налогового долга, - в случае рассрочки (отсрочки) налогового долга.

Согласно пункту 2.1 Порядка N 574 рассрочку (отсрочку) налогового долга могут предоставлять в пределах полномочий по каждому отдельному случаю ГНС - без ограничений суммы, территориальные органы - на сумму не более 3 млн. гривен.

Согласно пункту 3.2 Порядка N 574 по результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) органа ГНС ​​после подачи заявления либо принимает решение о рассрочке (отсрочке) налогового долга, либо отказывает плательщику в рассрочке в письменной форме при отсутствии оснований, указанных в пункте 3.1 Порядка N 574 и при несоблюдении обязательных требований, определенных Порядком N 574.

Решение о рассрочке (отсрочке) налогового долга относительно общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, принимается руководителем (заместителем руководителя) ГНС (пункт 2.3 Порядка N 574).

В случае если решение о рассрочке (отсрочке) принимается органом ГНС, орган ГНС рассматривает заявление плательщика, осуществляет анализ его финансового состояния и формирует соответствующее заключение о возможности предоставления рассрочки, которое вместе с копиями документов, прилагаемых плательщиком к заявлению, направляет в адрес органа ГНС.

Следовательно, для рассрочки (отсрочки) налогового долга плательщику необходимо обратиться в налоговый орган ГНС, который учитывает платеж в бюджет, и предоставить соответствующий пакет документов.

В соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 раздела II Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины N 6000 «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 15.12.2021 г.

Закон Украины N 1082-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31