ИНК ГНСУ N 4348/ІПК/99-00-21-02-02-06 от 15.11.2021 г. относительно вопросов о реорганизации ООО путем его присоединения к другому обществу-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 15.11.2021 г. N 4348/ІПК/99-00-21-02-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение (далее - ООО) относительно отдельных вопросов применения положений Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) и, руководствуясь ст. 52 Кодекса, сообщает следующее.

Как указывается в обращении, ООО является плательщиком налога на прибыль предприятий и НДС, применяет налоговые разницы и квартальный отчетный период при представлении налоговой отчетности по налогу на прибыль.

Участник ООО планирует принять решение о реорганизации ООО путем его присоединения к другому обществу. Реорганизация будет планироваться ООО таким образом, чтобы передаточный акт был утвержден не позднее 1 декабря 2021 года.

У плательщика возникли следующие вопросы:

1. Каким будет последний налоговый период по налогу на прибыль предприятий для юридического лица, прекращающегося путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, в случае утверждения передаточного акта 01 декабря 2021 года?

2. Каким будет последний налоговый период по НДС для юридического лица, прекращающегося путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу в случае утверждения передаточного акта 01 декабря 2021 года?

3. Каким будет последний налоговый период для представления Налогового расчета сумм дохода, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса для юридического лица, прекращающегося путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу в случае утверждения передаточного акта 01 декабря 2021 года?

4. Может ли правопреемник юридического лица, прекращающегося путем реорганизации в форме присоединения, выполнить обязанность по представлению налоговых деклараций, включая отчет о контролируемых операциях, и уплату денежных обязательств за последний отчетный период прекращаемого юридического лица?

5. Может ли правопреемник юридического лица, прекращающегося путем реорганизации в форме присоединения, осуществить регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным по прекращаемым операциям юридического лица по поставке товаров и услуг?

6. Может ли правопреемник юридического лица, прекращающегося путем реорганизации в форме присоединения, учесть налоговый кредит на основании налоговых накладных/расчетов корректировки, составленных и зарегистрированных поставщиками прекращаемого юридического лица после аннулирования его регистрации в качестве плательщика НДС?

7. Если после принятия решения о реорганизации контролирующий орган определит ООО денежные обязательства, которые будут им обжаловаться, может ли ООО предоставить контролирующему органу план реорганизации, на основании которого контролирующий орган предоставит в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований сведения о его согласовании?

К вопросу 1

Присоединение является одним из видов реорганизации юридического лица, в результате которого присоединяемое юридическое лицо прекращается. При этом имущество, права и обязанности переходят к правопреемнику - лицу, к которому оно присоединяется (часть первая ст. 104 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ)).

Кроме того, по истечении срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или распределительный баланс (в случае разделения), который должен содержать положения о правопреемстве, относительно имущества, прав и обязанностей юридического лица, прекращающегося путем разделения, относительно всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые сторонами обязательства (часть вторая ст. 107 ГКУ).

Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом (часть третья ст. 107 ГКУ).

Слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица производятся по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов государственной власти (часть первая ст. 106 ГКУ).

Порядок присоединения обществ с ограниченной ответственностью регламентируется Законом Украины от 06 февраля 2018 года N 2275-VIII "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 2275).

Согласно части первой и второй ст. 48 Закона N 2275 общество прекращается в результате передачи всего своего имущества, всех прав и обязанностей другим хозяйственным обществам - правопреемникам путем слияния, присоединения, разделения, преобразования или в результате ликвидации.

Добровольное прекращение общества осуществляется по решению общих сборов участников в порядке, установленном этим Законом, с соблюдением требований, установленных законодательством. Другие основания и порядок прекращения общества устанавливаются законом.

Присоединением является прекращение одного или нескольких обществ с передачей им (ими) согласно передаточному акту всего своего имущества, всех прав и обязанностей другому хозяйственному обществу - правопреемнику (часть первая ст. 50 Закона N 2275).

В течение 30 дней с даты принятия решения о прекращении общества путем разделения, преобразования или о выделения, а в случае прекращения путем слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении общество, планирующее выделение и каждое общество, участвующее в прекращении соответственно, обязано в письменном виде уведомить об этом всех известных ему (им) кредиторов. Уведомления о прекращении общества и сроке для заявления кредиторами своих требований обнародуются на портале электронных сервисов юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований автоматически в режиме реального времени с помощью программных средств Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (часть первая статья 55 Закона N 2275).

Следует отметить, что процесс реорганизации путем присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу проходит в три этапа.

На первом этапе согласно п. 1, 2 части десятой ст. 17 Закона Украины от 15 мая 2003 года N 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" (далее - Закон N 755) для государственной регистрации решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками или соответствующим органом юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, - соответствующим государственным органом, подаются следующие документы:

экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения участников юридического лица или соответствующего органа юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, - решения соответствующего государственного органа о прекращении юридического лица;

экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатора, регистрационные номера учетных карт налогоплательщиков (или сведения о серии и номере паспорта - для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), срок заявления кредиторами своих требований, - в случае отсутствия указанных сведений в решении участников юридического лица или соответствующего органа юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, - в решении соответствующего государственного органа, о прекращении юридического лица.

Согласно части пятой и шестой ст. 105 ГКУ срок заявления кредиторами своих требований к прекращаемому юридическому лицу не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня обнародования уведомления о решении относительно прекращения юридического лица.

Каждое отдельное требование кредитора, в частности, относительно уплаты налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, рассматривается, после чего принимается соответствующее решение, направляемое кредитору не позднее тридцати дней со дня получения прекращаемым юридическим лицом соответствующего требования кредитора.

Вторым этапом является непосредственное проведение государственным регистратором государственной регистрации вновь созданного юридического лица, образованного путем присоединения в порядке, установленном статьями 17 - 28 Закона N 755.

Третьим этапом, наступающим после проведения государственной регистрации вновь созданного юридического лица, является проведение государственной регистрации прекращения юридических лиц, прекращаемых путем слияния (присоединения), проводимого в порядке, установленном частью четырнадцатой ст. 17 Закона N 755.

Согласно части пятой ст. 104 ГКУ юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении.

В частности, сообщаем, что согласно п. 137.4 ст. 137 Кодекса налоговыми (отчетными) периодами для налога на прибыль предприятий, кроме случаев, предусмотренных п. 137.5 ст. 137 Кодекса, являются календарные: квартал, полугодие, три квартала, год. При этом налоговая декларация рассчитывается нарастающим итогом. Налоговый (отчетный) период начинается с первого календарного дня налогового (отчетного) периода и заканчивается последним календарным днем ​​налогового (отчетного) периода кроме определенных особенностей.

Так, в частности, если плательщик налога ликвидируется (в том числе до окончания первого налогового (отчетного) периода), последним налоговым (отчетным) периодом считается период, на который приходится дата ликвидации (пп. 137.4.3 п. 137.4 ст. 137 Кодекса).

Следовательно, для плательщика налога, который ликвидируется (в том числе прекращается путем присоединения) последним налоговым (отчетным) периодом будет налоговый (отчетный) период, начинающийся с первого календарного дня налогового (отчетного) периода и заканчивающийся днем, на который приходится дата ликвидации (дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о ликвидации (прекращении)).

Такой плательщик вместе с Декларацией по налогу на прибыль предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.10.2015 г. N 897 (с изменениями и дополнениями) (далее - Декларация по налогу на прибыль предприятий), представляет финансовую отчетность за такой отчетный период.

К вопросу 2

Основные правила регистрации плательщиков налога и порядок их аннулирования, правила определения налоговых обязательств, формирования налогового кредита и особенности их корректировки, а также порядок определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определены разделом V Кодекса с учетом особенностей, определенных подразделом 2 раздела ХХ Кодекса.

Так, порядок регистрации лица как плательщика НДС, аннулирования и возобновления такой регистрации регулируется статьями 180 - 184 Кодекса и регламентируется Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2014 г. N 1130, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.11.2014 г. за N 1456/26233.

Для реорганизуемых плательщиков НДС Кодексом определены особенности процедуры аннулирования регистрации плательщиков НДС и определения налоговых обязательств по НДС.

Так, согласно п. 183.17 ст. 183 Кодекса лицо, образованное в результате реорганизации плательщика налога (кроме лица, образованного путем преобразования), регистрируется плательщиком налога как другое новообразованное лицо в порядке, определенном Кодексом, в том числе в случае, когда к такому лицу перешли обязанности по уплате налога в связи с распределением налоговых обязательств или налогового долга.

Согласно пп. "б" п. 184.1 ст. 184 Кодекса регистрация действует до даты аннулирования регистрации плательщика налога, которая производится путем исключения из реестра плательщиков налога и происходит в случае если любое лицо, зарегистрированное как плательщик налога, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс в соответствии с законодательства при условии уплаты суммы налоговых обязательств по налогу в случаях, определенных Кодексом.

Аннулирование регистрации на основании, определенном в пп. "б" п. 184.1 ст. 184 Кодекса, осуществляется по заявлению плательщика налога или по самостоятельному решению соответствующего контролирующего органа.

Аннулирование регистрации осуществляется на дату:

представления заявления плательщиком налога или принятия решения контролирующим органом об аннулировании регистрации;

указанную в судебном решении;

прекращения действия договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о распределении продукции или истечении срока, на который образовано лицо, зарегистрированное как плательщик налога;

предшествующую дню утраты лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость;

государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя.

Операции по реорганизации (слиянию, присоединению, разделению, выделению и преобразованию) юридических лиц не являются объектом обложения НДС (пп. 196.1.7 п. 196.1 ст. 196 Кодекса).

На случаи проведения операций, предусмотренных пп. 196.1.7 п. 196.1 ст. 196 Кодекса, не распространяются обязанности по начислению налоговых обязательств по НДС, предусмотренные п. 198.5 ст. 198 и ст. 199 Кодекса и требования п. 184.7 ст. 184 Кодекса относительно обязанности плательщика налога в последнем отчетном (налоговом) периоде не позднее даты аннулирования его регистрации как плательщика налога определить налоговые обязательства по товарам/услугам, необоротным активам, суммы налога по которым были включены в состав налогового кредита, но не были использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности.

Согласно п. 183.17 ст. 183 Кодекса лицо, образованное в результате реорганизации плательщика налога (кроме лица, образованного путем преобразования), регистрируется плательщиком налога как другое новообразованное лицо в порядке, определенном Кодексом, в том числе в случае, когда к такому лицу перешли обязанности по уплате налога в связи с распределением налоговых обязательств или налогового долга.

Сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, реорганизуемого путем присоединения, слияния, преобразования, - подлежит переносу в состав налогового кредита правопреемника в следующем периоде после подписания передаточного акта в соответствии с законодательством (п. 198.7 ст. 198 Кодекса).

Согласно п. 202.1 ст. 202 Кодекса отчетным (налоговым) периодом является один календарный месяц.

Согласно п. 184.6 ст. 184 Кодекса в случае аннулирования регистрации лица как плательщика налога последним отчетным (налоговым) периодом является период, начинающийся с первого числа месяца, в котором произошло аннулирование, и завершается днем ​​аннулирования.

К вопросу 3

Согласно пп. "б" п. 176.2 ст. 176 Кодекса лица, которые в соответствии с Кодексом имеют статус налоговых агентов, и плательщики единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование обязаны подавать в сроки, установленные Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода (далее - Расчет), начисленных (уплаченных)) в пользу налогоплательщиков - физических лиц и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса (с разбивкой по месяцам отчетного квартала), в контролирующий орган по основному месту учета. Такой Расчет подается только в случае начисления сумм указанных доходов плательщику налога - физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.

Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Расчета, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 г. N 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30.01.2015 г. за N 111/26556 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 15.12.2020 г. N 773) (далее - Порядок).

Действие Порядка распространяется на налоговых агентов, а именно: юридических лиц (их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения), самозанятых лиц, представительства нерезидентов - юридических лиц, инвесторов (операторов) по соглашению о распределении продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) начисляют (выплачивают, предоставляют) доходы физическому лицу и/или обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разд. IV Кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, а также военный сбор, предусмотренный п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса, и на плательщиков единого взноса, определенных подпунктами 1 и 16 части первой ст. 4 Закона N 2464 (п. 3 раздела I Порядка).

Пунктом 2 раздела II Порядка определено, что Расчет подается независимо от того, выплачивает или не выплачивает доходы плательщикам налога налоговый агент и независимо от того, выплачены ли плательщиком единого взноса суммы такого взноса фактически после их начисления к уплате в течение отчетного периода.

Следует отметить, что представление плательщиком Расчета за период, в котором проводилась процедура прекращения, осуществляется до завершения таких процедур (государственной регистрации прекращения юридического лица и/или государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя) (п. 4 раздела I Порядка).

Следовательно, ООО как налоговый агент представляет в контролирующий орган по основному месту учета Расчет за период, в котором проводилась процедура прекращения путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, до завершения всех процедур, связанных с государственной регистрацией прекращения юридического лица, то есть до даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о ликвидации (прекращении).

К вопросу 4

Частью восьмой ст. 4 Закона N 755 установлено, что в случае присоединения юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридических лиц, прекращающихся в результате присоединения, и государственная регистрация изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (далее - единый государственный реестр), относительно правопреемства юридического лица, к которому присоединяются. Присоединение считается завершенным с даты государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о правопреемстве юридического лица, к которому присоединяются.

Следовательно, юридическое лицо, прекращаемое путем присоединения, до момента государственной регистрации прекращения (т.е. до даты внесения записи о государственной регистрации прекращения в Единый государственный реестр) не утрачивает своей гражданской правоспособности и дееспособности и, соответственно, и статуса налогоплательщика и обязано уплачивать налоги и сборы согласно Кодексу. Так, процедуры прекращения юридического лица, в том числе представление соответствующих документов для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица, осуществляет комиссия по прекращению, работа которой оплачивается, а доходы облагаются налогом.

Учитывая вышеизложенное, по результатам реорганизации путем присоединения представление Декларации по налогу на прибыль предприятий, отчета о контролируемых операциях и уплата денежных обязательств предприятием - правопреемником и предприятием, которое было присоединено и прекращено в результате реорганизации, осуществляется каждым из указанных плательщиков самостоятельно в порядке, установленном Кодексом. То есть предприятие - правопреемник определяет налоговые обязательства по налогу на прибыль, определяет контролируемые операции (хозяйственные операции плательщика налога, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий плательщика налога) и денежные обязательства по результатам своей хозяйственной деятельности в Декларации по налогу на прибыль предприятий и в отчете о контролируемых операциях за соответствующий налоговый (отчетный) период, а предприятие, прекращаемое в результате реорганизации - соответственно в своей Декларации по налогу на прибыль предприятий и в своем отчете о контролируемых операциях за отчетный период, на который приходится дата ликвидации, с представлением таких Деклараций по налогу на прибыль предприятий и отчетов в сроки, установленные п. 39.4 ст. 39 Кодекса и п. 49.18 ст. 49 Кодекса.

В то же время сообщаем, что согласно п. 54.1 ст. 54 Кодекса, кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, указанную в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, подаваемом контролирующему органу в сроки, установленные Кодексом. Такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной.

Форма и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 г. N 21, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.01.2016 г. за N 159/28289 (далее - Порядок N 21).

Налоговая отчетность по НДС представляется в контролирующий орган лицом, зарегистрированным плательщиком НДС согласно требованиям Кодекса (п. 7 раздела I Порядка N 21).

Сумма налогового обязательства, указанная плательщиком налога в поданной им налоговой декларации, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем ​​соответствующего предельного срока, предусмотренного п. 203.1 ст. 203 Кодекса для представления налоговой декларации (п. 203.2 ст. 203 Кодекса).

Таким образом, обязанность по представлению в контролирующий орган налоговой декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период, определяемый в соответствии с п. 184.6 ст. 184 Кодекса и уплаты суммы налогового обязательства, указанной в такой налоговой декларации, возникает у лица, которое прекращается в случае присоединения к другому лицу.

Основания для представления в контролирующий орган такой налоговой декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период и уплаты указанной в ней суммы налогового обязательства у плательщика налога - правопреемника прекращаемого лица отсутствуют.

К вопросу 5

Правила составления налоговой накладной/расчета корректировки к налоговой накладной (в том числе заполнения ее обязательных реквизитов) и формирования налоговых обязательств и налогового кредита по НДС определены статьями 187, 198 и 201 Кодекса и Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 г. N 1307, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.01.2016 г. за N 137/28267.

Согласно пунктам 201.1 и 201.10 ст. 201 Кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг на дату возникновения налоговых обязательств плательщик налога обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, квалифицированной электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН) в установленный Кодексом срок.

Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

Согласно п. 192.1 ст. 192 Кодекса расчет корректировки, составленный поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, выдаваемой их получателю - плательщику налога, подлежит регистрации в ЕРНН:

поставщиком (продавцом) товаров/услуг, если предполагается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;

получателем (покупателем) товаров/услуг, если предполагается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю.

При этом право на начисление налога и составления налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным в качестве плательщиков налога в порядке, предусмотренном ст. 183 Кодекса (п. 201.8 ст. 201 Кодекса).

Таким образом, с момента аннулирования регистрации лица, которое реорганизуется путем присоединения к другому лицу, такое лицо лишается права на составление и регистрацию налоговых накладных.

Основания для составления и регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным по операциям прекращаемого лица по поставке товаров/услуг, у плательщика налога - правопреемника, отсутствуют.

В то же время, если после такой реорганизации происходит увеличение суммы компенсации стоимости поставленных плательщиком налога товаров/услуг, то плательщик налога как правопреемник на дату такого увеличения составляет новую налоговую накладную на сумму такого увеличения и в установленные сроки регистрирует ее в ЕРНН.

К вопросу 6

Относительно последнего отчетного (налогового) периода для юридического лица, регистрация которого в качестве плательщика НДС аннулируется.

Налоговая накладная составляется на дату возникновения налоговых обязательств по НДС и регистрируется в ЕРНН продавцом (поставщиком) товаров/услуг на покупателя (получателя) таких товаров/услуг в установленные Кодексом сроки. Такая налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН, является покупателем (получателем) товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к составу налогового кредита.

В п. 184.6 ст. 184 Кодекса указано, что в случае аннулирования регистрации лица как плательщика НДС последним отчетным (налоговым) периодом является период, начинающийся со дня, следующего за последним днем ​​предыдущего налогового периода, и заканчивающийся днем ​​аннулирования регистрации.

С момента аннулирования регистрации лица как плательщика НДС такое лицо лишается права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, составление налоговых накладных (п. 184.5 ст. 184 Кодекса).

Таким образом, в случае если при проведении процедуры реорганизации плательщика налога путем преобразования происходит аннулирование регистрации его как плательщика НДС и регистрация правопреемника как новообразованного плательщика налога, то у такого новообразованного плательщика налога - правопреемника отсутствуют законодательные основания для формирования налогового кредита согласно налоговым накладным/расчетам корректировки к налоговым накладным, которые были составлены и зарегистрированы в ЕРНН на реорганизованного плательщика налога.

Дополнительно информируем, что согласно п. 198.7 ст. 198 Кодекса сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, реорганизуемого путем присоединения, слияния, преобразования, - подлежит переносу в состав налогового кредита правопреемника в следующем периоде после подписания передаточного акта в соответствии с законодательством.

Такой перенос осуществляется в случае, если сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода реорганизуемого плательщика, подтверждена документальной проверкой контролирующего органа.

Следует отметить, что ст. 36 Кодекса установлено, что плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять соответствие проведения ими операций.

В соответствии с пп. "б" п. 184.1 ст. 184 Кодекса аннулирование регистрации плательщика НДС происходит в случае, если любое лицо, зарегистрированное как плательщик НДС, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс в соответствии с законодательством при условии уплаты суммы налоговых обязательств по налогу в случаях, определенных Кодексом.

Аннулирование регистрации плательщика НДС при наличии такого основания может производиться по заявлению плательщика НДС (форма N 3-ПДВ). В этом случае аннулирование осуществляется на дату подачи заявления, а последним отчетным (налоговым) периодом является период, начинающийся со дня, следующего за последним днем ​​предыдущего налогового периода, и заканчивается днем ​​подачи заявления об аннулировании регистрации плательщика НДС.

Следует заметить, что в случае непредставления лицом заявления об аннулировании регистрации контролирующий орган может принять самостоятельное решение об аннулировании такой регистрации (форма N 6-РПДВ) на основании сведений из Единого государственного реестра о государственной регистрации прекращения юридического лица. При этом аннулирование регистрации осуществляется датой государственной регистрации прекращения юридического лица, а последний отчетный (налоговый) период заканчивается датой внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица, в том числе прекращающегося в результате присоединения (п. 184.2 ст. 184 Кодекса)).

К вопросу 7

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, контролирующие органы получают и передают в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами ГНС.

Порядок снятия с учета плательщиков налога в контролирующих органах регламентируется пп. 78.1.7 п. 78.1 ст. 78, ст. 67 Кодекса, разделом XI Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. N 1588, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 г. за N 1562/20300 (далее - Порядок N 1588), ст. 5  Закона Украины от 08 июля 2010 года N 2464 "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", разделом IV Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.11.2014 г. N 1162, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03.12.2014 г. за N 1553/26330 (далее - Порядок N 1162).

В связи с прекращением юридического лица (его обособленных подразделений) сведения о которых включаются в Единый государственный реестр, контролирующие органы начинают и проводят процедуры, предусмотренные разделом XI Порядка N 1588 и разделом IV Порядка N 1162, в случае получения, в частности, сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица.

Согласно части шестой ст. 13 Закона N 755, п. 11.13 раздела XI Порядка N 1588 до истечения срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, а также в день получения запроса от субъекта государственной регистрации контролирующий орган в порядке информационного взаимодействия передает в Единый государственный реестр сведения:

об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов (форма N 30-ОПП) и об отсутствии (наличии) задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (форма N 11-ЄСВ) - в случае отсутствия денежных обязательств и/или налогового долга;

о согласовании плана реорганизации юридического лица (форма N 31-ОПП) или о наличии задолженности по уплате налогов и сборов (форма N 30-ОПП) (если план реорганизации юридическим лицом в контролирующий орган не подавался или не был согласован контролирующим органом) - в случае наличия налогового долга.

Если контролирующим органом в Единый государственный реестр переданы сведения о наличии задолженности по уплате налогов и сборов и по уплате единого взноса, то после погашения такой задолженности или согласования плана реорганизации контролирующий орган передает в Единый государственный реестр сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

Согласно ст. 67 Кодекса основаниями для снятия с учета в контролирующих органах юридического лица является уведомление или документальное подтверждение государственного регистратора или другого органа государственной регистрации о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, в том числе о прекращении в результате присоединения.

Индивидуальная налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины N 6000 «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 15.12.2021 г.

Закон Украины N 1082-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2