ИНК ГНСУ N 4454/ІПК/99-00-21-02-02-06 от 23.11.2021 г. относительно признания операции по внесению нерезидентом в уставный капитал резидента кредиторской задолженности за начисленные и неуплаченные проценты по займу контролируемой-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 23.11.2021 г. N 4454/ІПК/99-00-21-02-02-06

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение относительно признания операции по внесению нерезидентом в уставный капитал резидента кредиторской задолженности за начисленные и неуплаченные проценты по займу контролируемой и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает следующее.

Согласно обращению Обществом в течение 2016 - 2018 годов были получены от нерезидента-учредителя займы. Операции по начислению процентов за пользование займами были признаны Обществом контролируемыми с соответствующим декларированием в Отчете о контролируемых операциях.

В декабре 2020 года Общество заключило с нерезидентом-учредителем договор о зачислении встречных требований, согласно которым суммы непогашенных займов и начисленные проценты за пользование ими были внесены в уставный капитал Общества. На дату заключения договора во исполнение требований п. 141.4 ст. 141 Кодекса с суммы начисленных процентов был удержан и перечислен в бюджет налог с доходов нерезидента.

Годовой доход Общества за 2020 год от какой-либо деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 млн. грн. и объем хозяйственных операций налогоплательщика с нерезидентом-учредителем в части начисления процентов, определенный по правилам бухгалтерского учета, за 2020 год превышает 10 млн. грн.

Вопрос:

1. Следует ли Обществу признавать операцию внесения в уставный капитал непогашенных займов контролируемой операцией и включать в отчет о контролируемых операциях за 2020 год?

2. С учетом того, что Общество в 2018, 2019, 2020 годах признавало операции по начислению процентов за пользование займами контролируемыми, нужно ли снова признавать такие проценты, но уже как операцию по договору зачисления встречных требований на внесение в уставный капитал Общества начисленных и неуплаченных процентов за пользование такими займами, контролируемыми операциями на всю сумму операций и включать в Отчет о контролируемых операциях за 2020 год?

Относительно вопросов 1, 2

Отношения по договору займа и порядок формирования уставного капитала общества регулируются нормами Гражданского кодекса Украины от 16 января 2013 года N 435-IV с изменениями и дополнениями (далее - ГКУ), и Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года N 436-IV с изменениями и дополнениями (далее - ХКУ).

Согласно части третьей ст. 80 ХКУ обществом с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, имеющее уставный капитал, разделенный на доли, и несущее ответственность по своим обязательствам только своим имуществом. Участники общества, полностью оплатившие свои взносы, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах своих взносов.

Частью второй ст. 115 ГКУ определено, что взносом в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные или другие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку, если другое не установлено законом.

Денежная оценка взноса участника хозяйственного общества осуществляется с согласия участников общества, а в случаях, установленных законом, она подлежит независимой экспертной проверке.

Займ ​​- денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа (пп. 14.1.267 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Согласно пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Кодекса проценты - доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок средств или имущества.

В соответствии с пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:

а) хозяйственные операции, совершаемые со связанными лицами - нерезидентами, в том числе в случаях, определенных пп. 39.2.1.5 этого подпункта;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и/или приобретению товаров и услуг через комиссионеров-нерезидентов;

в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с пп. 39.2.1.2 этого подпункта, или являющимися резидентами этих государств;

г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, не уплачивающими налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющимися налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Подпунктом 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса определено, что хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 - 39.2.1.3 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 этого пункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход налогоплательщика от какой-либо деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый год.

В то же время согласно пп. 39.2.1.4 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования являются все виды операций, договоров или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика.

Поскольку определяющим условием для признания операций контролируемыми является влияние таких операций на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, сумма займа не учитывается при определении стоимостного критерия контролируемых операций для целей трансфертного ценообразования. При этом сумма начисленных процентов по таким операциям подлежит учету при определении стоимостного критерия контролируемых операций.

Такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях в период начисления таких процентов.

Если сумма процентов по договору займа была учтена при определении стоимостного критерия контролируемых операций и отражена налогоплательщиком в Отчете о контролируемых операциях в период начисления таких процентов, то при зачете кредиторской задолженности по таким процентам путем внесения в уставной капитал такого плательщика их сумма с целью трансфертного ценообразования в Отчете о контролируемых операциях не отображается.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины N 6000 «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 15.12.2021 г.

Закон Украины N 1082-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2