Комментарий специалистов Минюста относительно Налогового кодекса Украины-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

Налоговый кодекс Украины: прогнозы и реальность

Говоря о важности Налогового Кодекса Украины стоит напомнить о начале истории с его рассмотрения и принятия. Так, постановлением Верховной Рады Украины от 13 июля 2000 года N 1868 проект Налогового кодекса с учетом целого ряда оговорок был принят Верховной Радой Украины в первом чтении. Согласно постановлению Верховной Рады Украины от 29 ноября 2001 года N 2827 этот проект был принят во втором чтении. Следует отметить, что данное постановление также предусматривало конкретные сроки рассмотрения Верховной Радой Украины проекта Налогового кодекса в третьем чтении, а именно 13 декабря 2001 года. Однако, принятие проекта Налогового кодекса в третьем чтении не было осуществлено в указанные сроки. Зато постановление Верховной Рады Украины «О специальной процедуре рассмотрения в третьем чтении проекта Налогового кодекса Украины» от 20 декабря 2001 года N 2906 предусматривало:

1) рассмотреть в декабре 2001 года в третьем чтении первый раздел проекта Налогового кодекса Украины «Общие положения»;

2) следующие разделы проекта Налогового кодекса Украины рассмотреть по мере их подготовки Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности.

Однако, несмотря ни на определенные сроки, ни на специальную процедуру рассмотрения в третьем чтении Верховная Рада Украины так и не смогла его принять до 2010 года.

17 июня 2010 года разработанный Кабинетом Министров Украины новый проект Налогового кодекса был принят Верховной Радой Украины за основу. Но указанный законопроект вызвал много замечаний как со стороны общественности, предпринимательских кругов, так и со стороны государственных органов Украины и народных депутатов. В связи с этим, 8 июля Верховная Рада Украины принимает решение о всенародном обсуждении проекта Налогового кодекса, а 7 сентября признает утратившим силу свое постановление о принятии Налогового кодекса за основу. Доработанный проект Налогового кодекса с учетом всенародного обсуждения был принят за основу Верховной Радой согласно постановлению от 7 октября 2010 года N 2593-VI. 18 ноября Верховная Рада принимает Налоговый кодекс в целом и представляет на подпись Президенту Украины. Однако после массовых акций протеста предпринимателей 30 ноября Президент Украины возвращает его в Верховную Раду со своими предложениями. 2 декабря Верховная Рада повторно принимает Налоговый кодекс уже с учетом предложений Президента Украины. 3 декабря Кодекс подписывает глава государства, а уже 4 декабря 2010 года текст Налогового кодекса официально обнародуется в газете «Голос Украины».

Подавляющее большинство положений Налогового кодекса вступило в силу с 1 января 2011 года. И, кажется ничто уже не остановит его работу на благо Украины. Хотя, на сегодняшний день в Конституционном суде Украины находится представление народных депутатов о признании его неконституционным в целом в связи с нарушением процедуры принятия. Поэтому стоит дождаться решения Конституционного суда Украины по этому вопросу, которое должно развеять все сомнения относительно действия Налогового кодекса.

Налоговое законодательство, как никакое другое, затрагивает материальные интересы всех людей. О масштабе интереса к налоговому законодательству со стороны общества, предпринимательства, народных депутатов свидетельствует то, что в процессе общественного обсуждения Налогового кодекса было внесено более 4,5 тыс. поправок, а ко второму чтению еще 5 тыс. поправок. За всю историю работы Верховной Рады Украины ни один документ не привлекал к себе такого внимания, не вызывал такой активности, как Налоговый кодекс.

О необходимости и важности принятия Налогового кодекса говорили почти все специалисты, имеющие отношение к налогам.

Так, в частности, А. М. Бандурка высказывает, что «необходим правовой акт, который бы четко определял статус налогоплательщика с определенными правами, обязанностями, ответственностью, права и обязанности субъектов администрирования налогов. Таким правовым актом должен быть Налоговый кодекс Украины» [1, с.29].

Ю. М. Воробьев отмечает, что «Налоговый кодекс - это комплексный документ, который в целом характеризует налоговую систему страны, а потому его положения не могут полностью удовлетворять всех участников финансовых отношений в стране. По его мнению, принятие Налогового кодекса следует рассматривать как позитивное явление в финансовой системе государства. Налоговый кодекс дает общие перспективы в развитии не только налоговой системы страны, но и всей финансовой системы, в которую соответствующей частью входит налоговая система» [2, с.8].

По мнению Т. Н. Корниенко «Налоговый кодекс Украины предусматривает глубокое преобразование многих аспектов экономической жизни: структуры производства, отраслевой и профессиональной структуры занятости, структуры дохода с точки зрения факторов производства, численность, возрастной состав и территориальное распределение населения, межгосударственные потоки товаров, капитала, рабочей силы и знаний, организации промышленности и государственного регулирования. Эти изменения являются необходимым условием совокупного роста, которые формируют, сдерживают или поддерживают экономическое развитие Украины» [3, с.148].

Главной целью принятия Налогового кодекса было построение современной, справедливой налоговой политики, которая обеспечила бы стабильность налогообложения, равенство всех налогоплательщиков перед законом, достижение стратегических целей устойчивого развития в обновленной системе государственного регулирования экономики.

Принятие Налогового кодекса имело целью урегулировать отношения налогообложения, определить принципы построения налоговой системы, перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджеты всех уровней, определить методику их исчисления, ставки налогообложения, правовое состояние налогоплательщиков, порядок администрирования налогов, а также порядок и условия применения финансовых санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства.

Кроме того, принятие Налогового кодекса было обеспечить:

- рациональное использование природных ресурсов;

- создание фискальных условий для легализации доходов;

- формирование ответственного отношения налогоплательщиков к исполнению своих налоговых обязательств, обеспечение существенного уменьшения масштабов уклонения от уплаты налогов;

- демократизацию налоговой службы, установление равноправных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами;

- введение «налоговых каникул» для малого бизнеса;

- повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- создание благоприятных фискальных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, активизации инвестиционно-инновационной деятельности;

- устойчивое экономическое развитие, формирование человеческого капитала на инновационно-инвестиционной основе при условии увеличения совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды;

- улучшение позиций Украины в глобальном рейтинге «простоты ведения бизнеса» по показателю «уплата налогов»;

- дальнейшее приближение налогового законодательства Украины к законодательству ЕС с учетом перспективы углубления экономической интеграции с Европейским Сообществом;

- реализацию сбалансированной бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу.

Удастся ли достичь поставленных задач покажет время правореализации Налогового кодекса. Хотя уже сегодня можно говорить об определенных позитивах от Кодекса. Так, как видно из приведенной таблицы, за январь-февраль 2011 года значительно выросли поступления налогов в бюджет.

Показатели выполнения Сводного бюджета Украины за январь-февраль 2011*

показатели

Факт, млн. гривень

Темпы роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в процентах

Доходы

56216,4

137,9

Налоговые поступления, в т.ч.

49378,1

151,2

налог на доходы физических лиц

8073,6

118,1

налог на прибыль предприятий

9791,1

173,5

налог на добавленную стоимость

18989,4

145,9

акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции)

3595,8

123,8

акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции)

843,1

195,3

ввозная пошлина

1203,5

147,7

неналоговые поступления

6370,3

90,5

Доходы от операций с капиталом

369

56,4

От правительств зарубежных стран и международных организаций

9,1

49,9

* По информации с официального сайта Министерства финансов Украины

Интересны исследования проведенные Ю. М. Воробьевым и Л. З. Ситшаевой. Так, на основании проведенных ими исследований сформированы следующие прогнозы по объемам поступлений бюджетообразующих налогов украинской налоговой системы в контексте Налогового кодекса:

1. В последующие 2 года общая сумма налоговых поступлений в Сводный бюджет Украины будет расти.

2. Налоговые поступления НДС увеличатся с 88 млрд. грн. в 2010 году до 103 млрд. грн. в 2012 году.

3. Объемы налоговых поступлений налога на доходы физических лиц могут увеличиться с 48 млрд. грн. в 2010 году до 64 млрд. грн. в 2012 году.

4. Налоговые поступления налога на прибыль предприятий, учитывая налоговые реформы, которые будут иметь место в 2011-2012 годах, могут уменьшиться с 39 млрд. 280 млн. грн. в 2010 году до 39 млрд. 128 млн. грн. в 2012 году [4, с.22].

Кроме того, введение Налогового кодекса обеспечило: упорядочение нормативной базы и стабильность налогового законодательства, сокращение количества налогов и сборов, которые обременительны с точки зрения их администрирования и неэффективны с точки зрения наполнения бюджета; упрощение административных процедур и уменьшение давления на бизнес-среду, стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности; противодействие теневой экономике и расширение базы налогообложения за счет усовершенствования администрирования налогов; увеличение финансового ресурса сводного бюджета.

Согласно положениям Налогового кодекса освобождаются от налогообложения средства, направленные на модернизацию и обновление основных средств производства. Создаются условия для вывода из глубокого кризиса таких важных отраслей, как авиастроение, судостроение, легкая промышленность. Позитивом Кодекса является то, что введена ускоренная амортизация, то есть ускоренное обновление основных фондов, а также сближение бухгалтерского и налогового учета, включение в затраты предприятий средств, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров [5].

Кодексом отменен налог на рекламу, а также отменен ежегодный налог с владельцев транспортных средств. При этом предусмотрено увеличение акцизного налога на бензин, то есть действует принцип: чем больше человек ездит, чем больше потребляет бензина, тем больше будет платить акцизного налога, который должен идти на ремонт, содержание и строительство дорог.

К позитивам Кодекса следует отнести и то, что введен принцип правомерности решений налогоплательщика, определен исчерпывающий перечень полномочий налоговых органов, который не может быть расширен, введены рискоориентированная система налогового контроля, по которой количество проверок будет минимальной, а плательщиков с безупречной налоговой историей не будут проверять. Расширены права налогоплательщиков на обжалование, уменьшен срок рассмотрения апелляции плательщиков т.д..

Также Кодексом введено автоматическое возмещение НДС. При этом, если государство несвоевременно возместит налог на добавленную стоимость, то к нему применяются штрафные санкции в размере учетной ставки НБУ.

Как отметил Президент Украины В. Ф. Янукович в ежегодном Послании к Верховной Раде Украины «завершение масштабной работы по кодификации налогового законодательства сказалось принятием Налогового кодекса, что, учитывая поправки, внесенные после вето Президента Украины, усилило защиту интересов налогоплательщиков, рационализировало налоговую систему, установило принципы снижения фискальной нагрузки, урегулировало стимулирующие функции налогов. Налоговый кодекс определил инструменты повышения фискальной эффективности налоговой системы и реализации ее стимулирующего потенциала. Положительными последствиями налоговой реформы для Украины будет формирование благоприятного фискального пространства и увеличение объема средств, мобилизованных в публичные фонды, прежде всего за счет уменьшения объема уклонения от уплаты налогов, минимизации налогообложения, активизации работы с налоговой задолженностью» [6, с.101].

Конечно, необходимо понимать, что принятие Налогового кодекса это только старт налоговой реформы, а значит логично, что в него необходимо вносить изменения.

Вместе с тем, говорить о том, что Налоговый кодекс Украины лишен недостатков, не стоит. В Украине впервые принят такой масштабный законодательный акт. И конечно, он требует совершенствования и уточнения.

Как справедливо отмечает Сарана С. В., «создать раз и навсегда совершенное налоговое законодательство реально невозможно. Поэтому совершенствование законодательства необходимо рассматривать как постоянный процесс, охватывающий деятельность по внесению качественных изменений и дополнений в действующие законодательные акты, так и деятельность по «устранению» или «смягчению» некачественных свойств действующего законодательства» [7, с.379].

Ю. М. Воробьев говорит о том, что «вследствие принятия Налогового кодекса было отменено большое количество законов Украины, которые на протяжении 19 лет регулировали налогообложение и служили объектом критики и совершенствования. Он также считает, что Налоговый кодекс полностью не решил все вопросы совершенствования и развития системы налогообложения в Украине, но его начало является большим шагом в будущее, то есть дальнейшее развитие налогообложения, формирования бюджетов на новой налоговой базе и т.д.» [2, с.8].

Среди неурегулированных в Налоговом кодексе остается вопрос упрощенной системы налогообложения и отчетности из-за дискуссии между чиновниками и предпринимателями относительно применения физическими лицами-предпринимателями кассовых аппаратов и уплате ими единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Вместе с тем, для достижения определенной цели принятия Налогового кодекса Украины при внесении в него изменений следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

1) следует исходить из того, что уплата налогов и сборов - это конституционная обязанность каждого, а не право выбора платить, не платить;

2) следует учитывать интересы всего общества, а не только конкретных его групп, даже самых активных;

3) изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;

4) должен обеспечиваться одинаковый подход ко всем налогоплательщикам, равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации.

Заместитель начальника Управления финансового законодательства
Департамента гражданского, финансового законодательства
и законодательства по вопросам земельных отношений,
кандидат юридических наук




О.В. Майстренко

Список литературы:

1. Бандурка А. М. Реформирование налоговой службы - дело неотложное / / Форум права. - 2009. - N 2. - С. 25-29 [Электронный ресурс].

2. Воробьев Ю. М. Налоговая система Украины: история становления и перспективы развития / / Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2010. - N 3. с. 6-10

3. Корниенко Т. Н., Корниенко С. А. Налоговый кодекс и стратегия развития экономики Украины / / Вестник Днепропетровской государственной финансовой академии: Экономические науки. - 2010. - N 2 (24). с. 145-149

4. Воробьев Ю. Н., Ситшаева Л. З. Прогнозирование налоговых поступлений в контексте Налогового кодекса Украины / / Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2010. - N 4. с. 13-23

5. Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 г. N 2755-VI / / Официальный вестник Украины. - 2010. - N 92. - Ст. 3248

6. Модернизация Украины - наш стратегический выбор: Ежегодное Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины. - М., 2011. - 416 с.

7. Сарнча С. В. Систематизация как форма совершенствования налогового законодательства Украины / С. В. Сарнча / / Форум права. - 2009. - N 2. - С. 379-383 [Электронный ресурс].

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 2000 от 15.09.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6