logo
Украинский (UA)Русский (RU)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 01.02.2010 г. N 1000/0/14-10/18

О применении изменений, внесенных постановлением Кабинета Министров Украины от 08.12.2009 г. N 1332

Министерством труда и социальной политики Украины рассмотрен вопрос относительно применения отдельных положений Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательным государственным социальным страхованиям (дальше - Порядок) в связи с вступлением в силу постановления Кабинета Министров Украины от 08.12.2009 г. N 1332.

1. Должны ли включаться в расчет средней заработной платы для начисления помощи по беременности и родам выплаты за время, когда работник не работал, но за ним сохранялся средний заработок, исчисленный в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. N 100, в частности отпускные и оплата простоя не по вине работника?

По страховым случаям, которые наступили с 15 декабря 2009 года, среднедневная заработная плата для расчета помощи по беременности и родам исчисляется в соответствии с абзацем третьим пункта 14 Порядка, а именно: путем деления начисленной за расчетный период заработной платы (облагаемого налогом дохода), с которой платились страховые взносы, на количество календарных дней за расчетный период (без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам - временная неработоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинским показаниям).

Поскольку из сумм оплаты отпусков и оплаты простоя не по вине работника (какой в соответствии со статьей 113 КЗоТ оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда) платятся страховые взносы, их необходимо учитывать при исчислении средней заработной платы для расчета помощи по беременности и родам аналогично расчету средней зарплаты для вычисления страховых выплат по страхованию на случай безработицы и от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности, которая также вычисляется за 1 календарный день.

Суммы начислений за время отпусков в отличие от порядка их фактической выплаты распределяются пропорционально времени, которое приходится на дни отпуска в соответствующем месяце (как при определении страховых взносов, так и соответственно при осуществлении расчета средней заработной платы).

2. Как учитывать при вычислении средней заработной платы для расчета помощи по беременности и родам поощрительные и компенсационные выплаты, которые имеют разовый характер, в месяце расчетного периода, когда застрахованное лицо часть месяца не работало по уважительным причинам?

Если застрахованное лицо часть месяца в расчетном периоде не работало по уважительным причинам (временная неработоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинским показаниям), для исчисления средней заработной платы поощрительные и компенсационные выплаты, которые имеют разовый характер, и выплаты, что не предусмотрены законодательными актами или которые осуществляются сверх установленных отмеченными актами нормы, в таком месяце учитываются, как и раньше, пропорционально отработанному времени (в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Порядка).

3. Включаются ли в состав календарных дней, за которые исчисляется средний заработок для выплаты помощи по беременности и родам, праздничные и нерабочие дни, которые приходятся на расчетный период?

Праздничные и нерабочие дни не нужно исключать из состава календарных дней, за которые вычисляется средний заработок для выплаты помощи по беременности и родам, аналогично расчету средней зарплаты для вычисления страховых выплат по страхованию на случай безработицы и от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности (пример 1 раздела "К пункта 14 Порядка" дополнения 1 к Порядку).

4. К абзацу второму пункта 6 Порядка:

1) если за расчетный период начисленная заработная плата, с которой платятся страховые взносы, была ниже размера минимальной заработной платы, должна ли помощь по беременности и родам выплачиваться исходя именно из минимальной заработной платы?

Да, в случаях, определенных абзацем вторым пункта 6, с установлением ограничения средней заработной платы (дохода) для расчета помощи по беременности и родам размером средней заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующем регионе, одновременно внедряется норма относительно повышения ее минимального уровня, который не должен быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая, если лицо работает в режиме полного рабочего дня (недели).

Минимальная заработная плата в расчете на 1 календарный день вычисляется путем деления ее размера, установленного в месяце наступления страхового случая, на количество календарных дней в этом месяце.

2) в связи с тем, что Госкомстат обнародовал информацию относительно размера средней заработной платы по всем видам экономической деятельности на своем сайте ukrstat.gov.ua за предыдущий месяц только 25 - 26-го числа следующего месяца, правильными ли будут действия страхователя, который осуществит выплату помощи по беременности и родам после опубликования отмеченной информации?

Статьей 52 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными рождением и захоронением" предусмотрено осуществлять рассмотрение документов для назначения помощи по беременности и родам не позже десяти дней со дня их поступления и выплачивать помощь в ближайший после дня назначения помощи срок, установленный для выплаты заработной платы.

С целью предотвращения нарушения норм отмеченной статьи в случае наступления у лица, которое работало меньше чем календарный месяц, страхового случая в начале месяца, рекомендуем осуществлять исчисление помощи по беременности и родам исходя из размера минимальной заработной платы, установленной в месяце, в котором наступил страховой случай, с последующим ее пересчетом после опубликования данных относительно размера средней заработной платы по всем видам экономической деятельности за соответствующий месяц.

Средняя заработная плата по всем видам экономической деятельности в соответствующем регионе по данным Госкомстата в расчете на 1 календарный день вычисляется путем деления ее размера в месяце, который предшествует месяцу, в котором наступил страховой случай, на количество календарных дней в этом месяце.

5. К абзацу третьему пункта 6 Порядка:

1) не противоречат ли нормы этого абзаца положениям пункта 3 и пункта 4 Порядка, где отмечено, что расчетным периодом, за который вычисляется средняя заработная плата (доход) для расчета страховых выплат, есть последние шесть календарных месяцев (с первого до первого числа), которые предшествуют месяцу, в котором наступил страховой случай по последнему основному месту работы?

Предусмотренные изменения к пункту 6 Порядка касаются особенностей исчисления средней заработной платы дохода для расчета помощи по беременности и родам лицам, которые работали и платили страховые взносы или за них платились страховые взносы меньше чем календарный месяц. В таком случае средняя заработная плата (доход) для расчета помощи по беременности и родах будет вычисляться из фактической заработной платы за отработанное время за последним основным местом работы, но не выше средней заработной платы, которая сложилась в соответствующем регионе в месяце, который предшествует месяцу наступления страхового случая (по данным Госкомстата) и не ниже размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая. Вычисления осуществляются в расчете на 1 календарный день.

Такое ограничение даст возможность предотвратить случаи необоснованно завышенных размеров средней заработной платы (дохода) для вычисления страховых выплат и переплаты средств Фонда социального страхования по временной потере работоспособности.

В то же время лицам, которые на протяжении года перед наступлением страхового случая имели другие места работы, где платились страховые взносы, с учетом которых средняя заработная плата (доход) будет выше, чем только с последнего места работы, предоставляется возможность взять для расчета заработную плату (доход) по этим местам работы.

Внедренный механизм расчета не противоречит другим нормам Порядка, поскольку учитывает его общие подходы и позволяет избежать злоупотребления, которые имели место в последнее время в больших размерах.

2) шесть календарных месяцев в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая должны браться подряд или застрахованным лицом могут выбираться любые?

Если лицо перед наступлением страхового случая работало на нескольких предприятиях или на одном предприятии с прерыванием трудовых отношений, средняя заработная плата вычисляется рабочими органами отделений Фонда суммарно подряд за шесть календарных месяцев (менее чем шесть календарных месяцев) в 12-месячному периоде перед наступлением страхового случая, не учитывая полные календарные месяцы (с первого до первого числа) перерыва в работе, на основании справок о средней заработной плате, начиная с последнего места работы.

Застрахованному лицу не предоставляется право выбора отдельных месяцев для таких расчетов.

3) где и кто будет насчитывать и выплачивать помощь по беременности и родам: рабочие органы Фонда или по последнему месту работы?

Согласно статьи 50 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными рождением и захоронением" наемным работникам материальное обеспечение и социальные услуги предоставляются по основному месту работы и по совместительству, а добровольно застрахованным лицам начисление и выплата материального обеспечения осуществляются исполнительной дирекцией отделений Фонда по месту осуществления их учета как страхователей.

Назначение и выплата материального обеспечения будут осуществляться по общему порядку в соответствии с нормами отмеченного Закона. Абзацем третьим пункта 6 Порядка предусмотрена норма лишь относительно исчисления рабочими органами отделений Фонда средней заработной платы (дохода) в определенных случаях.

4) поскольку пункт 17 Порядка распространяется на застрахованные лица, которые подают в органы Фонда справки о средней заработной плате (доход, денежное обеспечение) по основному месту работы, по совместительству и за выполнение работ (предоставление услуг) согласно гражданско-правовым договорам, то возникает вопрос: на какую категорию застрахованных лиц Фонда социального страхования по временной потере работоспособности распространяется норма абзаца третьего пункта 6 Порядка?

Нормы абзаца третьего пункта 6 Порядка распространяются на лица, которые являются застрахованными в Фонде социального страхования по временной потере работоспособности, работали по последнему основному месту работы меньше чем календарный месяц и избрали способ исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета помощи по беременности и родам по нескольким местам работы суммарно за шесть календарных месяцев в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая. Вычисление средней заработной платы для них осуществляется в соответствии с пунктом 17 Порядка.

5) касается ли норма абзаца третьего пункта 6 Порядка лиц, которые в 12-месячному периоде перед наступлением страхового случая были и предпринимателями (на едином налоге или добровольно застрахованными лицами) и наемными работниками?

Да, эта норма касается и отмеченных категорий лиц, если это касается основных мест работы.

6) если эта норма распространяется и на наемных работников, а в рабочем органе им будет вычислена помощь по беременности и родам, то где будет осуществляться выплата? Как должна быть оформлена справка рабочего органа?

Вычисление и выплата помощи по беременности и родам будет осуществляться в соответствии со статьей 50 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, обусловленными рождением и захоронением" по основному месту работы и по совместительству, рабочими органами отделений Фонда будет осуществлен лишь расчет средней заработной платы (дохода) по нескольким местам работы на основании справок о средней заработной плате (доходе), предоставленных (посланных) застрахованным лицом в соответствующий рабочий орган отделения Фонда.

Форма справки в случае необходимости может быть разработана Исполнительной дирекцией Фонда и утверждена правлением Фонда, исходя из форм справок, предусмотренных Порядком, и учитывая примеры, приведенные в дополнении 1 к Порядку.

7) если застрахованное лицо согласно справкам из разных мест работы работало по разным графикам работы (в днях и часах), как определять среднедневной заработок для расчета помощи по беременности и родам, если согласно абзацу третьему пункта 14 Порядка ее необходимо вычислять путем деления начисленной заработной платы на количество календарных дней за расчетный период?

Поскольку средняя заработная плата определяется в расчете на 1 календарный день, при ее вычислении не суть важно, по какому графику работы работало лицо, ведь в расчет берется начисленная в месяцах расчетного периода заработная плата, с которой платятся страховые взносы, которая делится на количество календарных дней месяцев расчетного периода за исключением календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, определенных Порядком.

6. Как следует понимать абзац первый пункта 17 Порядка относительно суммарного исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) рабочими органами отделений Фонда на основании справок о средней заработной плате (доход, денежное обеспечение) по основному месту работы, по совместительству и за выполнение работ (предоставление услуг) согласно гражданско-правовым договорам? Если застрахованное лицо является субъектом предпринимательской деятельности (плательщик единого налога или добровольно застрахованное лицо) и одновременно наемным работником, возможно ли сочетание дохода и средней заработной платы для расчета размера материального обеспечения?

Нет, эта норма такого не предусматривает.

Заместитель Министра

В. Иванкевич

 

Комментарии 

 
0 #3 Елена 20.10.2010 10:03
т.е. если в расчетных 6 месяцах для ср.дн.зп. был месяц в котором был отпуск получается берем за этот месяц и зп и отпускные, и дни календарные не исключая отпуска?
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
0 #2 ответ Леоне 02.03.2010 12:38
Поняла правильно, ещё необходимо учесть, что для расчета средней зарплаты предприниматель ский доход учитываться не будет.
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
0 #1 Леона 02.03.2010 12:33
Т.е к п.5.5, если лицо одновременно является и предприним. и наемным, то пособие ему будет платить работодатель...или я,чо не так поняла?
Цитировать | Пожаловаться модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3