logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 22.06.2010 г. N 7906

(Извлечение) 

2. Относительно возможности реорганизации акционерного общества в общество с дополнительной ответственностью и подписания устава общества

В соответствии со статьей 56 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ) субъект хозяйствования может быть образован по решению владельца (владельцев) имущества или уполномоченного им (ими) органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путем учреждения нового, реорганизации (слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования) действующего (действующих) субъекта хозяйствования с соблюдением требований законодательства.

Следовательно, преобразование - это один из путей образования юридического лица в результате реорганизации действующего юридического лица.

Действующим законодательством Украины предусмотрена последовательность действий, предпринимаемых обществом при проведении реорганизации путем преобразования. К этим действиям, в частности, принадлежит принятие высшим органом общества решения о реорганизации путем преобразования, а далее после осуществления ряда мероприятий, предусмотренных действующим законодательством - принятие учредительными собраниями общества, которое создается путем преобразования, решения о создании общества, об утверждении устава общества, об избрании органов управления, а также решение других вопросов, связанных с реорганизацией.

В соответствии со статьей 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах" к обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы статей 4, 11, 52 - 64 данного Закона.

То есть к обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы статей, касающихся общества с ограниченной ответственностью, кроме, в частности, нормы, касающейся ограничения количества участников общества, и, таким образом, создания общества с дополнительной ответственностью с количеством учредителей более десяти лиц разрешается.

Согласно части пятой статьи 8 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним излагаются письменно, прошиваются, пронумеровываются и подписываются учредителями (участниками) или уполномоченными лицами, если Законом не установлен иной порядок их утверждения. Подлинность подписей учредителей (участников) или уполномоченных лиц на учредительных документах должны быть нотариально заверены, а учредительные договоры - нотариально удостоверены.

Следовательно, устав общества с дополнительной ответственностью должен подписываться учредителями (участниками) этого общества или уполномоченными на это лицами.

Статьями 244, 245 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) предусмотрено представительство по доверенности. Согласно части первой статьи 238 ГКУ представитель может быть уполномочен на совершение лишь тех действий, право на совершение которых имеет лицо, которого он представляет.

В соответствии со статьей 244 ГКУ представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица.

Из определения доверенности как письменного документа, который выдается одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, выплывает ряд требований к доверенности, приведенных в разъяснениях Научно-практического комментария к ГКУ, среди которых отмечается, что в доверенности должен быть указан объем полномочий, предоставленных представителю тем, кого представляют.

Учитывая то, что утверждение устава общества с дополнительной ответственностью, которое создается в результате реорганизации путем преобразования, принадлежит к компетенции полномочных учредительных собраний общества, а норма Закона о регистрации устанавливает возможность подписания устава уполномоченными лицами Госкомпредпринимательства считает, что в данном случае устав общества с дополнительной ответственностью может подписываться отдельными участниками общества при условии предоставления им от имени учредительных собраний участников права подписи устава и наличия доверенности, оформленной соответствующим образом на основании решения учредительных собраний. Подписи этих участников заверяются нотариально.

3. Относительно процедуры реорганизации путем преобразования

В соответствии с статьей 104 ГКУ и статьей 59 ХКУ юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации.

Согласно статье 106 ГКУ слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

Учитывая нормы ХКУ и ГКУ, Законом о регистрации предусмотрено прохождение процедуры преобразования в два этапа: первый - государственная регистрация прекращения действующего юридического лица и второй - государственная регистрация вновь созданного юридического лица (правопреемника).

Преобразование считается завершенным с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица и государственной регистрации прекращения юридического лица, которое прекращается.

Порядок проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате преобразования и пакет документов, который подается государственному регистратору, установлен статьей 37 Закона о регистрации.

Государственная регистрация юридического лица, которое образовано в результате преобразования, осуществляется в порядке, который установлен статьями 24 - 27 данного Закона.

При образовании юридического лица путем реорганизации следует учитывать, что в соответствии со статьей 107 ГКУ по окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или распределительный баланс (в случае разделения). Нотариально удостоверенные копии передаточного акта и распределительного баланса передаются в орган, который осуществляет государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, а также в орган, который осуществляет государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица правопреемника.

Учитывая отмеченное выше, документом, который подтверждает размер уставного фонда (капитала) субъекта хозяйствования, созданного в результате реорганизации путем преобразования, может быть передаточный акт.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 144 ГКУ размер уставного капитала общества на момент его создания не может быть меньшим размера, установленного Законом.

Размер уставного фонда для общества с ограниченной ответственностью установлен статьей 52 Закона Украины "О хозяйственных обществах", согласно которой его размер должен составлять не меньше суммы, эквивалентной одной минимальной заработной плате, действующей на момент создания общества с ограниченной ответственностью.

Согласно статье 57 ХКУ в уставе субъекта хозяйствования кроме других сведений должны отмечаться условия реорганизации и ликвидации, а также порядок образования уставного и других фондов.

При реорганизации акционерных обществ следует также руководствоваться нормами Положения о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 декабря 1998 г N 221, которым предусмотрена последовательность действий, к которым прибегает общество при проведении реорганизации путем преобразования. К этим действиям, в частности, принадлежит принятие высшим органом общества решения о реорганизации путем преобразования, а дальше, после осуществления ряда мероприятий, предусмотренных действующим законодательством - принятие учредительными собраниями общества, которое создается путем преобразования, решения о создании общества, об утверждении устава общества, об избрании органов управления, а также решение других вопросов,связанных с реорганизацией.

Заместитель Председателя

С. Третьяков

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3