logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 05.02.2010 г. N 1300

Относительно рассмотрения обращения

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел обращение от 16.01.2010 б/н и по сути затронутых в нем вопросов в соответствии с компетенцией сообщает.

Относительно отказа в приеме заявления о праве применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на 2010 год.

В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99 N 599, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 за N 752/4045 (далее - Порядок), основанием для выдачи Свидетельства является представление субъектом предпринимательской деятельности - физическим лицом - письменного заявления согласно дополнению 1 к этому Порядку и платежного документа (квитанция, копия платежного поручения с отметкой банковского учреждения), об уплате (перечислении) единого налога за период не меньше чем календарный месяц. Заявление должно быть подано не позднее 15 дней до начала квартала, с которого он избирает способ налогообложения доходов по единому налогу при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату представления заявления.

Орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица при наличии платежного документа об уплате единого налога обязанн в течение десяти рабочих дней по получении заявления безвозмездно выдать Свидетельство или предоставить письменный мотивированный отказ.

Следовательно, одним из обязательных условий для выдачи Свидетельства является уплата всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату представления заявления.

В соответствии с Законом Украины от 25.06.91 N 1251-XII "О системе налогообложения", который является основным законом Украины о налогообложении, под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и условиях, которые определяются законами Украины о налогообложении.

Закон Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения, обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", который является специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами налогов и сборов (обязательных платежей), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисление и уплаты пени и штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

Относительно ведения Книги учета доходов и расходов.

Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности плательщики единого налога - физические лица в соответствии с положениями Указа Президента Украины от 03.07.98 N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ) обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, порядок ведения которой утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99 N 599.

В Книге учета доходов и расходов, какую ведет физическое лицо - предприниматель, должны быть отмечены его фамилия, имя, отчество, а также номер свидетельства об уплате единого налога. Если Книгу учета доходов и расходов ведет наемный работник, тогда в Книге следует отметить фамилию, имя, отчество физического лица - предпринимателя и фамилию, имя, отчество данного работника, а также серию и номер выданной ему справки о трудовых отношениях с физическим лицом - плательщиком единого налога.

В соответствии с пунктом 8 Порядка плательщики единого налога - физические лица, для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отображения осуществленных хозяйственных и финансовых операций, ведут Книгу учета доходов и расходов согласно дополнению N 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 N 12. При этом обязательному заполнению подлежат лишь графы "период учета", "расходы на производство продукции", "сумма выручки (дохода)", "чистый доход".

В графе "Сумма выручки (дохода)" отображается фактически полученная сумма выручки (как при наличии первичных документов, так и при их отсутствии). Согласно статье 1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В графе "Расходы на производство продукции" отображаются документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода.

Следует отметить, что по согласованию с государственной налоговой инспекцией, физическое лицо - предприниматель может внести в Книгу учета доходов и расходов по форме N 10 соответствующие изменения и дополнения, связанные со спецификой его деятельности.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 N 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 03.07.98 N 727" книги учета доходов и расходов дополнительно получаются субъектом малого предпринимательства - физическим лицом на каждого наемного работника.

Относительно проведения плановой проверки и действий должностных лиц налоговой службы во время ее проведения.

Общий порядок организации и условия проведения проверок налогоплательщиков должностными лицами налоговой службы регулируется положениями Закона Украины от 04.12.90 N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (статьи 6, 7, 8, 9, 11, 11 1, 11 2) (далее - Закон N 509), который, является основным законом, что устанавливает полномочия и правовые основы деятельности налоговых органов.

Согласно статье 11 данного Закона органы государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право осуществлять плановые и внеплановые выездные проверки, в частности, физических лиц, на которых согласно законам Украины возложена обязанность удерживать и/или платить налоги и сборы (обязательные платежи), а также осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, торговых патентов и лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности в соответствии с законом.

Требования к осуществлению контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) определенные в Законе Украины от 06.07.95 N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265), в частности статьях 15 и 16, и статье 11 2 Закона N 509 в части соблюдения условий допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению проверок.

Контроль осуществляют органы государственной налоговой службы Украины путем проведения плановых или внеплановых проверок.

Вопрос относительно проведения таких проверок был рассмотрен Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письме от 24.07.2006 N 5382.

Отдельно отмечаем, что в соответствии со статьей 11 2 Закона N 509 должностные лица органа государственной налоговой службы имеют право приступить к проведению вышеуказанных проверок при наличии оснований для их проведения, определенных этим и другими законами Украины, и при условии предоставления налогоплательщику под расписку:

1) направления на проверку, в котором отмечаются дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы;

2) копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором отмечаются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Непредоставление этих документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением требований, установленных частью первой этой статьи, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

В соответствии со статьей 13 Закона N 509 органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать лишь в пределах полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, соблюдать другие нормативные акты, права и о охраняемых интересов граждан, предприятий, организаций.

Согласно статье 14 данного Закона решение, действия или бездеятельность органов государственной налоговой службы могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Процедуру обжалования действий органов взыскания относительно решений о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение требований Закона N 265 определяет Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11.12.96 N 29 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с пунктом 16 этого Положения решение о применении штрафных (финансовых) санкций органа государственной налоговой службы может быть обжаловано в государственной налоговой администрации (инспекции) более высокого уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со дня отправки решения о применении штрафных (финансовых) санкций налогоплательщику. В случае несогласия лица с решением государственной налоговой администрации (инспекции), принятым по результатам рассмотрения поданной жалобы, указанное решение может быть обжаловано в государственной налоговой администрации более высокого уровня в течение установленного законом срока.

Следует отметить, что в случае несогласия с решением о применении штрафных (финансовых) санкций налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок (административный или судебный) обжалования такого решения.

Следовательно, если Вы считаете, что при проведении проверки предпринимательской деятельности Ваши права и интересы были нарушены, то согласно действующему законодательству Украины, в частности частью первой статьи 55 Конституции Украины, частью первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Украины, статьей 6 Кодекса административного судопроизводства, статьей 1 Хозяйственного процессуального кодекса, Вы имеете право в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законодательством интересов.

Обращаем Ваше внимание на то, что Госкомпредпринимательства в своей деятельности руководствуется Положением о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2007 N 667, согласно которому ему не предоставлены права непосредственно вмешиваться в деятельность органов государственной налоговой службы или других органов исполнительной власти.

Отдельно сообщаем, что для получения помощи или консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности, Вы можете обратиться в Представительство Госкомпредпринимательства в Ивано-Франковской области по адресу: г. Ивано-Франковск, ул. Грушевского 31, т. 55-20-03.

Заместитель Председателя

М. Приступа

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3