logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 25.02.2010 г. N 2357

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо о предоставлении разъяснений относительно особенностей применения Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора {контроля} в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон о контроле) в ходе осуществления органами местного самоуправления мероприятий государственного надзора (контроля) за субъектами хозяйствования, осуществляющими торговую деятельность на рынках города, и в пределах компетенции сообщает следующее.

Статьей 7 Закона о контроле установлено, что для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора (контроля) (с указанием фамилии, имени и отчества) и заверяется печатью.

В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия, в частности, указываются: название органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие; наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие; местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие; номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется мероприятие.

Также следует отметить, что согласно статье 7 Закона о контроле на основании акта, составленного по результатам осуществления планового мероприятия, в ходе которого выявлено нарушение требований законодательства, в течение пяти рабочих дней со дня завершения мероприятия составляется предписание, распоряжение или другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия.

Учитывая приведенное, мероприятие государственного надзора (контроля) проводится в отношении конкретного субъекта хозяйствования по процедуре, определенной Законом о контроле. Следовательно, о проведении плановой проверки лично уведомляется каждый из субъектов хозяйствования, который осуществляет торговую деятельность на территории рынка и в отношении которого осуществляется плановое мероприятие государственного надзора (контроля).

Относительно проблемных вопросов соблюдения процедуры уведомления физического лица - предпринимателя о проведении плановой проверки сообщаем в нижеприведенном.

В соответствии со статьей 5 Закона о контроле уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств органа государственного надзора (контроля) или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

Статьей 17 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" предусмотрено, что в Едином государственном реестре должны содержаться, в частности, следующие сведения относительно физического лица - предпринимателя:

- имя физического лица;

- идентификационный номер физического лица - плательщика налогов или номер и серия паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера, официально уведомили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте);

- местожительство;

- виды деятельности.

Кроме того, Правилами торговли на рынках, утвержденными приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 N 57/188/84/105, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 22.03.2002 за N 288/6576, предусмотрено, что на торговом месте продавца (физического лица - субъекта предпринимательской деятельности) устанавливается табличка с указанием, в частности, его фамилии, имени и отчества, номера свидетельства о государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и названия органа, осуществившего данную регистрацию, фамилии.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с Законом о контроле государственный надзор (контроль) - это деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, других органов в пределах полномочий, предусмотренных законом, относительно выявления и предупреждения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.

Мероприятия государственного надзора (контроля) - это плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые путем проведения проверок, ревизий, осмотров, обследований и других действий.

Плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля).

Орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа государственного надзора (контроля).

Специальные положения относительно принятия актов Кабинетом Министров Украины содержит Закон Украины "О Кабинете Министров Украины" (далее - Закон о КМУ). В соответствии с частью 1 статьи 52 указанного Закона Кабинет Министров Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины издает обязательные для исполнения акты - постановления и распоряжения.

Статьей 53 Закона о КМУ предусмотрено, что право инициативы в принятии актов Кабинета Министров Украины имеют члены Кабинета Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Инициировать подготовку и принятие актов Кабинета Министров Украины может Президент Украины. Проекты актов Кабинета Министров Украины готовятся министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Следует отметить, что органы местного самоуправления в указанном перечне отсутствуют.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 N 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" органам и должностным лицам, уполномоченным законами осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, предусмотрено до 31 декабря 2010 года, в частности, временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного и налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

В то же время норма относительно установления моратория на проведение проверок субъектов малого предпринимательства была закреплена еще и на законодательном уровне.

30 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине" (далее - Закон N 1759).

Пунктом 2 "Заключительных положений" данного Закона установлен до 1 января 2011 года мораторий:

- на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами относительно субъектов малого предпринимательства, кроме:

проведения проверок субъектов малого предпринимательства, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска, критерии определения которой утверждены Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями Закона о контроле;

проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок (кроме проверок, которые проводятся согласно пунктам 4 и 8 части шестой статьи 111 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");

проведения органами Пенсионного фонда Украины плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования с высокой или средней степенью риска;

проведения органами защиты прав потребителей внеплановых проверок по жалобам потребителей.

С учетом того что в соответствии с Законом о контроле мероприятия государственного надзора (контроля) - это плановые и внеплановые мероприятия, считается, что мораторий установлен как на плановые, так и на внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля).

Следует отметить, что норма Закона N 1759 относительно установления моратория на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами субъектов малого предпринимательства имеет императивный характер, то есть четко определены правила поведения, категоричные предписания, запрет иных, нежели предусмотренных, действий.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Закона о контроле одним из основных принципов государственного надзора (контроля) является принцип недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля).

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия по государственному надзору (контролю) за соблюдением законодательства в сфере торговли, дублируют полномочия других органов государственного надзора (контроля).

Принимая во внимание указанное и учитывая требования Закона о контроле, Закона N 1759 и Постановления N 502, по мнению Госкомпредпринимательства, органы местного самоуправления на данный момент не должны осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства в сфере торговли.

Председатель

А. Кужель

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3