logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 08.07.2010 г. N 8668/0/2-10

О рассмотрении обращения

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо от 07.06.2010 г. N 18 относительно некоторых вопросов проведения проверок и, в пределах компетенции, сообщает следующее.

Относительно моратория на проверки

Вопрос. Имеет ли право Госгорпромнадзор в вопросах проверок субъектов хозяйствования, которые проводят учебу по охране труда, не выполнять требования пп. 1 п. 1 постановления Кабмина от 21 мая в 2009 г. N 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года"?

Ответ. 21 мая 2009 года Кабинетом Министров Украины была принято постановление N 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года", которое вступило в силу 29 мая 2009 года (далее - Постановление N 502).

Абзацем первым пункта первого Постановления N 502 предусматривается органам государственного надзора (контроля) до 31 декабря 2010 года:

- временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министрами Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного и налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

Кроме того, мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности установлен и на законодательном уровне.

Так, 15 декабря 2009 года Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине" (далее - Закон N 1759), который вступил в силу 30.12.2009 г.

Заключительными положениями Закона N 1759 определено до 1 января 2011 года установить мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами субъектов малого предпринимательства.

Однако Законом N 1759 устанавливаются исключения, а именно: мораторий не распространяется, в частности, на проведение проверок субъектов малого предпринимательства, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска, критерии определения которых утверждены Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора {контроля} в сфере хозяйственной деятельности".

Для установления периодичности осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) Законом о контроле был внедрен риско-ориентированный подход к осуществляемой субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности.

Так, с целью внедрения риско-ориентированного подхода к субъектам хозяйствования, орган государственного надзора (контроля), в соответствии со статьей 5 Закона о контроле, определяет в отнесенной к его полномочиям сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

С учетом значения приемлемого риска для жизнедеятельности все субъекты хозяйствования, которые подлежат надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска: с высоким, средним и незначительным.

В зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по предоставлению органа государственного надзора (контроля).

Учитывая наиболее значительную общественную опасность от осуществления хозяйственной деятельности с высокой степенью риска, приостановки проведения проверок субъектов, которые осуществляют такую деятельность Постановлением N 502 и Законом N 1759 не предусмотрено.

В то же время, для всех других субъектов хозяйствования, хозяйственная деятельность которых отнесена к средней и низкой степени риска, внедрена временная приостановка проведения проверок органами государственного надзора (контроля).

Учтя требования Закона о контроле, Государственным комитетом Украины по промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора было разработано, а Кабинетом Министров Украины утверждено постановление от 28.04.2009 года N 413 "Об утверждениях критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере промышленной безопасности и охраны труда и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)" (далее - Постановление N 413).

Постановлением N 413 определено, что к субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся такие, которые осуществляют деятельность, связанную с выполнением работ по обеспечению учебного процесса.

Относительно перечня вопросов для осуществления плановых мероприятий

Вопрос. Имеет ли право Госгорпромнадзор проводить плановые проверки субъектов хозяйствования по перечню вопросов, которые утверждены разово под определенную проверку?

Ответ. Согласно статье 5 Закона о контроле в зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяются перечни вопросов для осуществления плановых мероприятий, которые утверждаются его приказом.

В пределах перечня вопросов каждый орган государственного надзора (контроля) в зависимости от целей мероприятия должен определить те вопросы, относительно которых будет осуществляться государственный надзор (контроль).

Следует отметить, что Госгорпромнадзором были разработаны Методические рекомендации относительно разработки перечней вопросов для осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) с учетом степеней риска от осуществления хозяйственной деятельности, а также типичных форм актов, которые составляются по результатам соответствующих проверок, которые утверждены приказом от 9 апреля 2010 года N 88 (далее - методические рекомендации). С отмеченными методическими рекомендациями можно ознакомиться на официальном сайте Комитета.

В то же время, соответствующие проекты приказов с перечнем вопросов для осуществления плановых проверок, подпадают под понятие "регуляторный акт", в понимании Закона Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон о регуляторной политике).

Таким образом, такие проекты должны разрабатываться с учетом положений методических рекомендаций и направляться в Госкомпредпринимательства на согласование с соблюдением процедуры, предусмотренной Законом о регуляторной политике.

Относительно плановости и внеплановости

Вопрос. Согласно с п. 1.3 Приказа N 75 планирование проверок должно быть осуществлено до 14 мая 2010 года. Начаться проверки должны согласно п. 1.4 Приказа N 75 с 17 мая 2010 г (то есть через три дня).

Если проверки плановые, то имеет ли право Госгорпромнадзор осуществлять плановые мероприятия, которые не утверждены до 1 декабря года, который предшествует плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, который предшествует плановому (п. 1 ст. 5 Закона о контроле)?

Если проверки внеплановые, то имеет ли право Госгорпромнадзор проводить проверки предварительно неопределенного круга субъектов хозяйствования без наличия оснований, предусмотренных Законом о контроле (п. 1 ст. 6)?

Ответ. В соответствии со статьей 5 Закона о контроле плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля) до 1 декабря года, который предшествует плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, который предшествует плановому.

Внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются при наличии оснований, определенных статьей 6 Закона о контроле.

Согласно статье 4 Закона о контроле государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его отдельных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных Законом.

Плановое или внеплановое мероприятие должно осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Учитывая приведенное, и, четко определенную Законом о контроле процедуру осуществления государственного надзора (контроля), должностные лица контролирующих органов, в частности, Госгорпромнадзора,должны неуклонно придерживаться требований отмеченного Закона.

Председатель

М. Ю. Бродский

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2