logo
Украинский (UA)Русский (RU)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 12.02.2018 г. N 35220-07-10/3980

О рассмотрении обращений

Министерство финансов рассмотрело письма относительно некоторых вопросов бухгалтерского учета в государственном секторе и в пределах компетенции сообщает.

Министерство финансов Украины в соответствии с полномочиями, установленными Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 г. N 375, осуществляет рассмотрение обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью Минфина, предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере его управления, а также относительно актов, которые им издаются.

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации об основных средствах, других необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы определены Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 г. N 1202 (далее - Стандарт 121), и раскрыты в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 г. N 11 (далее - Методрекомендации).

В соответствии с пунктом 1 раздела II Стандарта 121 единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

В соответствии с требованиями пунктов 3 и 5 раздела II Методрекомендаций каждому объекту основного средства (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов длительного использования) присваивается инвентарный номер.

Инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ними на весь период пребывания у этого субъекта государственного сектора. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных, не должны присваиваться другим объектам, заново поступившим в течение трех лет.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Предприятие самостоятельно разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов.

В соответствии со статьей 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Вместе с тем, с целью обеспечения единого подхода к аналитическому учету каждого отдельного объекта или группы необоротных активов с учетом Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2013 г. N 1203, руководитель субъекта государственного сектора может принять решение о присвоении инвентарных (номенклатурных) номеров для всех объектов основных средств и других необоротных материальных активов с учетом требований законодательства.

Согласно 8 раздела II Стандарта 121 первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, которые их передал, с учетом расходов, предусмотренных пунктом 5 этого раздела, с указанием начисленной суммы износа.

В случае если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости основных средств, первоначальная стоимость определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством.

Согласно классификации основных средств, приведенной в пункте 3 раздела II Стандарта 121, предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 6000 гривен, и срок использования которых превышает один год, зачисляются к малоценным необоротным материальным активам.

Пунктом 3 раздела III Стандарта 121 предусмотрено, что не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости осуществляется по методу, изложенному в пункте 7 раздела IV этого Национального положения (стандарта).

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах и ее раскрытие в финансовой отчетности определены Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 "Расходы", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 18.05.2012 г. N 568 (далее - Стандарт 135).

В соответствии со Стандартом 135 стоимость сырья и основных материалов, образующих основу объекта расходов и других производственных затрат, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в частности амортизация, включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг), что является составляющей себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2015 г. N 1219 (далее - Порядок применения Плана счетов), для учета сумм начисленной амортизации основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов, используемых субъектом государственного сектора в процессе обычной деятельности и выполнения программ, не связанных с основной деятельностью, предназначен субсчет 8014 "Амортизация" счета 80 "Расходы на исполнение бюджетных программ", а для учета сумм начисленной амортизации основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов, используемых в процессе организации и предоставления услуг, производства продукции, выполнения работ, предназначен субсчет 8114 "Амортизация" счета 81 "Расходы на изготовление продукции (оказание услуг, выполнение работ)".

Информация относительно сумм начисленной амортизации накапливается в мемориальных ордерах и карточках аналитического учета фактических расходов с последующим отображением на субсчетах 8014 и 8114.

Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Вопрос использования основных средств в процессе обычной деятельности или в процессе организации и предоставления услуг, производства продукции, выполнения работ к полномочиям Министерства финансов Украины, определенных Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 г. N 375, не принадлежит.

Механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), другими необоротными материальными активами, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. N 1314 (далее - Порядок 1314).

В соответствии с пунктом 5 Порядка 1314 списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), других необоротных материальных активов предприятия, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. гривен, осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с этим Порядком (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации).

В соответствии с пунктом 3 раздела VI Стандарта 121 в случае выбытия объекта основных средств с баланса списываются его первоначальная (переоцененная), балансовая стоимость и сумма накопленного износа.

В соответствии с пунктом 3 раздела VIII Методрекомендаций (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2017 г. N 1169) основные средства, выявленные в результате инвентаризации как недостача, списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии законодательством, а в случае если виновные лица не установлены, зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или прекращения производства дела согласно законодательству.

В соответствии с Методикой оценки имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2003 г. N 1891, определение размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству в лице государственных органов, государственных предприятий; территориальной общине в лице органов местного самоуправления, коммунальных предприятий или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале (далее - лицо, которому нанесен ущерб), в случае необходимости обоснования наличия или установления факта хищения, недостачи, уничтожения, порчи имущества осуществляется путем проведения независимой оценки.

Пунктом 10 Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. N 116, предусмотрено, что с сумм, взысканных в соответствии с этим Порядком, осуществляется возмещение убытков, причиненных предприятию, учреждению и организации с учетом фактических расходов предприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению. Остаток средств перечисляется в государственный бюджет.

Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию объектов основных средств вследствие недостачи и возмещения причиненных убытков в случае установления виновных лиц за недостачу осуществляется в соответствии с пунктами 1.27 и 1.29 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2015 г. N 1219 (далее - Типовая корреспонденция).

В соответствии с Типовой корреспонденцией субъекты государственного сектора в случае необходимости могут применять корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, не предусмотренные Типичной корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами с сохранением единых методологических основ, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе, которая определяется в распорядительном документе об учетной политике.

Согласно пунктам 1, 2 раздела IX Методрекомендаций затраты на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов основных средств с начала и до окончания указанных работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями. Все затраты на строительство, изготовление, создание и улучшение объектов группируются по следующим направлениям работ (расходов): проектно-изыскательские работы, строительные работы, работы по монтажу оборудования, приобретение оборудования, требующего монтажа, приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря, прочие капитальные работы и затраты.

Расходы по изготовлению проектно-сметной документации, то есть проектирование на строительство, капитальный ремонт (улучшение основных средств (модернизация, достройка, реконструкция и т.п.)), являются одной из составляющих формирования стоимости указанных работ в сметах на их выполнение.

В соответствии с Порядком применения Плана счетов учет расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами и улучшение основных средств, а также расходов по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств ведется на субсчете 1311 "Капитальные инвестиции в основные средства".

Порядок раскрытия информации по статьям финансовой отчетности распорядителями бюджетных средств, Государственной казначейской службой Украины и государственными целевыми фондами определяется Порядком заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28.02.2017 г. N 307 (далее - Порядок 307).

В соответствии с Порядком 307 в статье "Обеспечение" Баланса отражаются средства, которые по решению субъекта государственного сектора резервируются для обеспечения будущих расходов и платежей.

В строках форм финансовой отчетности, где не отмечены показатели, ставится прочерк.

В статьях 2530 - 2790 Отчета о финансовых результатах органами Казначейства и государственными целевыми фондами отображается информация о выполнении бюджета (сметы) в разрезе классификации доходов бюджета и экономической классификации расходов и кредитования бюджета по сравнению с утвержденными показателями плана на отчетный год и окончательно скорректированным показателям плана на отчетный период с учетом изменений (по общему фонду) и плана на отчетный год с учетом изменений (по специальному фонду).

В графах 7, 8 статьи 2544 "Собственные поступления бюджетных учреждений" Отчета о финансовых результатах приводятся показатели плана на отчетный год и плана на отчетный год с учетом изменений.

Таким образом, вопросы, поднятые в обращениях общественной организации "Центр поддержки реформ", на сегодня законодательством урегулированы, в том числе нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, в которых противоречивые нормы отсутствуют.

В то же время сообщается, что письма Министерства финансов Украины имеют только информационно-разъяснительный характер и не устанавливают норм права.

Директор Департамента
прогнозирования доходов бюджета
и методологии бухгалтерского учета

Ю. П. Романюк

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2