Информационное уведомление Минфина от 15.02.2021 г. «Относительно критериев для определения стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ

Относительно критериев для определения стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов

Статьей 56 Бюджетного кодекса Украины предусмотрено, что бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами относительно ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном Министерством финансов Украины.

Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственном секторе на период до 2025 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 20.06.2018 N 437-р, предусмотрено внедрение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, разработанных на основе международных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе.

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и раскрытие соответствующей информации в финансовой отчетности определены Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 N 1202 (далее - Стандарт 121).

В соответствии со Стандартом 121 основные средства - материальные активы, предназначенные для использования в производстве/деятельности или при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта государственного сектора или сдачи в аренду другим лицам и используемые, как ожидается, более одного года.

Объект основных средств признается активом, когда существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества; и стоимость объекта основных средств может быть определена.

Потенциалом полезности активов является имеющиеся и потенциальные возможности, которые получит субъект государственного сектора от использования активов, непосредственно не генерирующих поступления денежных средств, для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей.

Классификация основных средств в целях бухгалтерского учета приведена в пункте 3 раздела II Стандарта 121.

Классификация основных средств в разрезе групп для целей бухгалтерского учета осуществлена с использованием Государственного классификатора Украины "Классификация основных фондов", утвержденного приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.08.1997 N 507.

Приказом Министерства финансов Украины от 20.07.2020 N 432 "О внесении изменения в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства" исключена норма, устанавливающая стоимостные признаки для признания активов основными средствами, вступившим в силу с 1 января 2021 года с целью упорядочения учета подобных активов, имеющих одинаковое функциональное назначение, но учитываемых в различных группах в зависимости от стоимостного критерия (основные средства или малоценные необоротные материальные активы).

Следует отметить, что Международный стандарт финансовой отчетности для государственного сектора 17 "Основные средства" не определяет единицу оценки для признания актива основным средством.

Налоговый кодекс Украины содержит стоимостный критерий признания актива основным средством для плательщиков налога на прибыль для целей начисления амортизации в налоговом учете. В то же время, для целей бухгалтерского учета в соответствии с Методическими рекомендациями относительно учетной политики предприятия, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 27.06.2013 N 635, стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, устанавливаются предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, самостоятельно.

Согласно Методических рекомендаций относительно учетной политики субъекта государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 N 11 (с изменениями) (далее - Методические рекомендации), стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, субъект государственного сектора определяет в распорядительном документе об учетной политике с обоснованием критериев относительно определения таких признаков.

В соответствии с требованиями Стандарта 121 стоимость объекта основных средств распределяется на протяжении срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса.

Типичные сроки полезного использования основных средств субъектов государственного сектора приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Амортизация прочих необоротных материальных активов (кроме необоротных материальных активов специального назначения) начисляется в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов в размере 50 процентов его первоначальной стоимости и остальные 50 процентов первоначальной стоимости - в месяце их изъятия из активов (списания с баланса).

Согласно пункту 1 раздела III Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 "Расходы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 18.05.2012 N 568, расходы признаются при условии, что оценка расходов может быть достоверно определена, в случае уменьшения экономических выгод и/или потенциала полезности, в частности в виде выбытия актива или увеличения обязательства, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются путем систематического распределения его стоимости (например, в виде амортизации) между соответствующими отчетными периодами.

Амортизация основных средств, включается в состав общепроизводственных расходов, являющихся составной производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Таким образом, для обоснования критериев при определении стоимостных признаков малоценных необоротных материальных активов субъектами государственного сектора может использоваться такая информация, но неисключительная:

- обеспечение достоверного представления информации об активах в части признания, ожидаемого срока полезного использования, переоценки, способа переноса стоимости актива на стоимость работ/услуг и тому подобное;

- особенности деятельности субъекта государственного сектора (административные функции, хозяйственная деятельность, оказание платных работ/услуг и т.д.);

- анализ наличия, особенностей использования и потенциала полезности активов в разрезе групп;

- проведение переоценки основных средств в целях соблюдения требований пункта 3 раздела III Стандарта 121;

- назначение приобретаемых активов (содержание с целью использования их в процессе производства, поставки товаров, оказания услуг или для осуществления административных или социально-культурных функций);

- сроки полезного использования активов с учетом технических характеристик, объема продукции или других доходов, которые ожидается получить с использованием таких активов, их мощности, возможного физического и морального износа, интенсивности и других условий эксплуатации и других факторов, влияющих на основные средства в течение их функционирования;

- рыночная информация о приобретаемых активах субъектом государственного сектора и планируемых использоваться как основные средства;

- способность актива постепенно переносить свою стоимость на результат деятельности субъекта государственного сектора в процессе эксплуатации для предоставления платных работ/услуг и тому подобное.

Для разграничения в бухгалтерском учете основных средств и малоценных необоротных материальных активов субъекты государственного сектора могут применять стоимостные признаки не выше, чем приведенные в Налоговом кодексе Украины.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Предприятие самостоятельно определяет по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами учетную политику предприятия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4