Приказ Минфина N 158 от 17.03.2021 г. «О внесении изменений в Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и Порядок опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

Опубликован: «Офіційний вісник України»  N 44 (11.06.2021)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

17.03.2021 г.

г. Киев

N 158

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
28 мая 2021 г. за N 707/36329

О внесении изменений в Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и Порядок опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования

В соответствии с абзацем третьим подпункта 39.5.1.1 подпункта 39.5.1 пункта 39.5 статьи 39 раздела I Налогового кодекса Украины, Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года N 375,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести изменения в Порядок проведения мониторинга контролируемых операций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 14 августа 2015 года N 706, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03 сентября 2015 года за N 1055/27500, путем изложения его в новой редакции, которая прилагается.

2. Внести изменения в Порядок опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 14 августа 2015 года N 706, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03 сентября 2015 года за N 1056/27501, путем изложения его в новой редакции, которая прилагается.

3. Департаменту налоговой политики Министерства финансов Украины в установленном порядке обеспечить:

предоставление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование этого приказа.

4. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра финансов Украины Воробей С. И. и Председателя Государственной налоговой службы Украины Любченко А. Н.

Министр

Сергей МАРЧЕНКО

СОГЛАСОВАНО:


Первый заместитель Министра
цифровой трансформации Украины

Алексей ВИСКУБ

Вр. и. о. Председателя Государственной
регуляторной службы Украины

Олег МИРОШНИЧЕНКО

Председатель Государственной
налоговой службы Украины

Алексей ЛЮБЧЕНКО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
14 августа 2015 года N 706
(в редакции приказа Министерства финансов Украины
от 17 марта 2021 года N 158)


Порядок
проведения мониторинга контролируемых операций

I. Общие положения

1. Данный Порядок определяет направления и особенности осуществления контролирующими органами мониторинга контролируемых операций (далее - Мониторинг), проводимого в соответствии с подпунктом 39.5.1 пункта 39.5 статьи 39 раздела I Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс).

2. Целями Мониторинга как составной части налогового контроля за трансфертным ценообразованием являются:

установление соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки";

выявление потенциальных рисков трансфертного ценообразования;

выявление рисков отсутствия разумной экономической причины (деловой цели);

проведение анализа рисков занижения налогоплательщиком налоговых обязательств;

обеспечение контроля за своевременностью и полнотой представления отчетов о контролируемых операциях (далее - отчет), документации по трансфертному ценообразованию (далее - документация), глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файла) (далее - мастер-файл), отчетов в разрезе стран международной группы компаний (далее - отчет в разрезе стран), уведомлений об участии в международной группе компаний (далее - уведомление), дополнительной информации и/или обоснованиий, предоставленных налогоплательщиком на запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, в соответствии с подпунктом 39.4.9 статьи 39 раздела I Кодекса.

3. Мониторинг осуществляется путем:

анализа отчетов, документации, мастер-файла, уведомлений, отчетов в разрезе стран, дополнительной информации и/или обоснований, предоставленных налогоплательщиками на запросы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

анализа налоговой информации, полученной в соответствии со статьей 73 главы 7 раздела II Кодекса;

анализа любых информационных источников, содержащих открытую информацию и предоставляющих информацию о сопоставимых операциях и лицах.

4. Во время осуществления Мониторинга контролирующие органы используют:

источники информации в соответствии с подпунктом 39.5.3 пункта 39.5 статьи 39 раздела I Кодекса;

программные продукты и информационные системы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику;

информацию о совершенных контролируемых операциях, отчетах, документацию, мастер-файла, отчета в разрезе стран, дополнительную информацию и/или обоснований, предоставляемых налогоплательщиками в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

информацию (материалы и сведения) контролирующих органов;

информационные базы данных, другую информацию органов государственной власти Украины;

информацию, полученную от государственных органов других стран;

любую публичную информацию о возможных рисках занижения налогоплательщиками налоговых обязательств во время осуществлении контролируемых операций.

5. С целью установления соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" должностные лица контролирующего органа во время проведения анализа отчетов, документации, мастер-файла имеют право проводить опросы уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика в соответствии с Порядком опроса уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика.

II. Первичный анализ информации о совершенных контролируемых операциях

1. Первичный анализ информации о совершенных контролируемых операциях проводится контролирующим органом путем сопоставления показателей налоговой, финансовой отчетности налогоплательщика, данных таможенных деклараций, а также сравнения уровня цен (рентабельности) и условий, применяемых налогоплательщиками в контролируемой операции, с уровнем цен (рентабельности) и условий в неконтролируемой (ых) операции (ях) с целью установления соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу "вытянутой руки" и/или выявления фактов занижения налогоплательщиком налоговых обязательств.

В рамках первичного анализа контролирующие органы могут осуществлять сравнение цен контролируемых операций с сырьевыми товарами с котировальными ценами, а также осуществлять сравнение показателей рентабельности налогоплательщиков со средними показателями по отрасли.

2. В целях проведения первичного анализа контролирующие органы могут собирать и накапливать информацию, являющуюся общедоступной, о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и создавать информационные продукты и базы данных для хранения и обобщения такой информации.

3. Во время первичного анализа учитывается информация относительно проведенной плательщиком налога самостоятельной или пропорциональной корректировки базы и сумм налога на прибыль (в случае ее проведения).

4. Первичный анализ осуществляется независимо от факта представления плательщиком налога отчета за соответствующий отчетный период.

5. Если во время первичного анализа контролирующим органом обнаружены риски несоответствия условий контролируемых операций плательщика налога принципу "вытянутой руки" и/или занижения налоговых обязательств, контролирующий орган имеет право письменно обратиться к плательщику налога с запросом о предоставлении информации в соответствии с пунктом 73.3 статьи 73 главы 7 раздела II Кодекса.

6. Запрос о предоставлении информации считается надлежащим образом врученным, если он направлен в порядке, определенном статьей 42 раздела II этого Кодекса.

7. Налогоплательщики обязаны представлять информацию, указанную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

8. В случае выявления во время первичного анализа факта применения плательщиком налога во время осуществления контролируемых операций условий, не соответствующих принципу "вытянутой руки", плательщик налога вправе самостоятельно произвести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств в соответствии с подпунктом 39.5.4.1 подпункта 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 раздела I Кодекса.

9. Результаты первичного анализа информации о совершенных контролируемых операциях учитываются контролирующим органом при принятии решения о направлении налогоплательщику запросов:

о предоставлении документации в соответствии с подпунктом 39.4.4 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

о предоставлении мастер-файла согласно подпункту 39.4.7 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

о предоставлении информации в соответствии с подпунктом 39.4.9 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса.

10. Если первичный анализ контролируемых операций свидетельствует о возможном занижении налогоплательщиком налоговых обязательств во внешнеэкономических контролируемых операциях и информация, которая может это подтвердить, может быть предоставлена компетентными органами иностранного государства, контролирующий орган инициирует письменный запрос в компетентные органы иностранного государства.

11. Результаты первичного анализа информации о совершенных контролируемых операциях используются для дальнейшего анализа отчетов, документации, уведомлений, мастер-файлов, отчетов, дополнительной информации и/или обоснований, представленных налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, и решения вопроса назначения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа "вытянутой руки".

III. Анализ отчетов о контролируемых операциях и уведомлений об участии в международной группе компаний

1. Контроль за предоставлением отчетов, уведомлений, полнотой отображения контролируемых операций в представленных отчетах и достоверностью представленной информации в уведомлениях осуществляется контролирующим органом, к полномочиям которого отнесены такие функции.

2. Контроль за предоставлением отчетов и уведомлений:

1) контролирующий орган с использованием информационных ресурсов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и общедоступной информации с учетом критериев определения хозяйственных операций контролируемыми, установленных подпунктом 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 раздела I Кодекса, и определения международной группы компаний для целей статьи 39 раздела I Кодекса, приведенного в подпункте 14.1.1133 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса, до 01 октября года, следующего за отчетным, формирует перечни налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под критерии контролируемых и/или входят в международные группы компаний;

2) по результатам сопоставления списков, сформированных в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 этого раздела, и реестра поданных налогоплательщиками отчетов и уведомлений определяются налогоплательщики, относительно которых существует риск непредоставления отчета, уведомления, невключения в предоставленный отчет всех контролируемых операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного года, или предоставления недостоверной информации в уведомлении;

3) с целью выяснения обстоятельств и установления факта непредставления налогоплательщиком отчета, уведомления, невключения в поданный отчет всех контролируемых операций или предоставления недостоверной информации в уведомлении контролирующий орган, в котором такой плательщик состоит на учете, направляет письменный запрос налогоплательщику о предоставлении информации в соответствии с пунктом 73.3 статьи 73 главы 7 раздела II Кодекса;

4) при наличии оснований, определенных подпунктами 78.1.1 и 78.1.2, 78.1.15 пункта 78.1 статьи 78 главы 8 раздела II Кодекса, контролирующий орган проводит документальную внеплановую проверку с целью фиксации нарушения налогоплательщиком требований подпункта 39.4.2 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

5) в случае установления контролирующим органом при выполнении функций налогового контроля фактов проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчеты о которых не представлены или не включенны в представленный отчета, он направляет сообщение о выявленных контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику. Сообщение направляется средствами электронной связи не позднее 5 рабочих дней со дня выявления таких операций. Днем обнаружения контролирующим органом фактов проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчеты о которых не представлены, является дата составления акта документальной проверки, в котором зафиксирован такой факт.

3. Анализ представленных отчетов и уведомлений:

1) анализ отчетов и уведомлений проводится контролирующим органом с использованием информационных источников, определенных пунктом 4 раздела I данного Порядка, и результатов первичного анализа информации о совершенных контролируемых операциях, проведенного в соответствии с разделом II данного Порядка;

2) во время проведении анализа отчетов учитываются результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе, но не исключительно:

убыточность в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов;

несоответствие финансовых результатов (показателей рентабельности) налогоплательщика средним показателям по отрасли;

значительный объем операций со связанными лицами - нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 раздела I Кодекса;

значительный объем операций со связанными лицами - нерезидентами, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 раздела I Кодекса;

значительный объем операций с нематериальными активами, такими как роялти, лицензии, плата за использование патентов, товарных знаков, ноу-хау и т.п., а также с любыми другими объектами интеллектуальной собственности;

значительный объем операций по предоставлению/получению внутригрупповых услуг, уплаченных роялти и/или процентов по финансовым заимствованиям;

отрицательные чистые активы при наличии кредитов, займов и других долговых обязательств, возникших по операциям со связанными лицами - нерезидентами;

проведение хозяйственных операций, нетипичных для текущей деятельности плательщика;

несоответствие получателей товаров по данным таможенного оформления сторонам договора (использование косвенных контрактов);

отсутствие существенных основных средств и тому подобное;

3) если анализ отчетов свидетельствует о несоответствии условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки", определенному пунктом 39.1 статьи 39 раздела I Кодекса, контролирующий орган инициирует перед центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, направление запроса налогоплательщикам относительно представления документации в соответствии с подпунктом 39.4.4 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса и/или мастер-файла в соответствии с подпунктом 39.4.7 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

4) центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, по результатам рассмотрения обращения контролирующего органа принимает решение о направлении запроса налогоплательщику относительно представления документации и/или мастер-файла или нецелесообразности его направления, о чем информирует инициатора запроса;

5) центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, по результатам анализа отчетов и с учетом результатов первичного анализа информации о совершенных контролируемых операциях может самостоятельно принять решение о направлении запроса налогоплательщику о предоставлении документации и/или мастер-файла, о чем информирует контролирующий орган, в котором плательщик состоит на учете.

IV. Анализ документации по трансфертному ценообразованию, представленной налогоплательщиком и/или глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файла)

1. Контролирующий орган после получения от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, сообщения о направлении запроса налогоплательщику о представлении документации в соответствии с подпунктом 39.4.6 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиком сроков, установленных подпунктом 39.4.4 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса.

2. Контролирующий орган, указанный в запросе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, после получения документации проводит ее анализ, в ходе которого, в частности, проверяет:

полноту раскрытия информации, приведенной налогоплательщиком в документации, и ее соответствие требованиям подпункта 39.4.6 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса;

достаточность и полноту обоснований, приведенных налогоплательщиком в документации, позволяющих исследовать соответствие условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" и наличия разумной экономической причины (деловой цели);

3. Результаты анализа вместе с документацией в течение 15 рабочих дней с даты ее получения направляются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

Результаты анализа документации должны содержать информацию о:

полноте отражения налогоплательщиком в документации объема информации, определенного подпунктом 39.4.6 пункта 39.4 пола 39 раздела I Кодекса, и предоставлении плательщиком обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки";

установленных контролирующим органом фактах несоответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" и отсутствии разумной экономической причины (деловой цели);

наличии рисков трансфертного ценообразования с выводами о целесообразности или нецелесообразности принятия решения о проведении проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки";

инициировании (в случае необходимости) направления налогоплательщику запроса о предоставлении информации в соответствии с подпунктом 39.4.9 пункта 39.4 пола 39 раздела I Кодекса с обоснованными предложениями на вопросы к плательщику и/или перечнем запрашиваемых документов.

4. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиком сроков представления мастер-файла, установленных подпунктом 39.4.7 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, и проводит его анализ, в ходе которого, в частности, проверяет полноту раскрытия информации и ее соответствие требованиям подпункта 39.4.7 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, наличие рисков трансфертного ценообразования, соответствие условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" с выводами о целесообразности или нецелесообразности принятия решения о проведении проверки.

5. В случае если поданная налогоплательщиком документация и/или мастер-файл не содержат информации в объеме, предусмотренном подпунктами 39.4.6 и 39.4.7 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, или надлежащего обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, направляет такому налогоплательщику запрос с требованием дополнительно предоставить в течение 30 календарных дней с момента его получения информации и/или обоснование соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

Контролирующий орган после получения от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, сообщения о направлении запроса с требованием дополнительного представления информации к документации и/или мастер-файлу осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиком сроков, установленных подпунктом 39.4.9 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса.

Анализ дополнительной информации к документации и/или мастер-файлу и информирование центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, осуществляются контролирующим органом в порядке, установленном пунктами 2 и 3 этого раздела.

6. Результаты анализа документации и/или мастер-файла, свидетельствующие о несоответствии условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" и/или отсутствии разумной экономической причины (деловой цели), используются во время принятия решения о проведении проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" и в соответствии с подпунктами 78.1.14 и 78.1.15 пункта 78.1 статьи 78 главы 8 раздела II Кодекса являются основанием для проведения документальной внеплановой проверки.

7. В случае непредставления (несвоевременного представления) документации и/или мастер-файла проводится документальная внеплановая проверка с целью фиксации нарушения налогоплательщиком требований пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса.

V. Анализ отчетов в разрезе стран международной группы компаний

1. Контроль за представлением налогоплательщиками - резидентами отчетов в разрезе стран, полнотой и достоверностью предоставленной информации осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, с учетом положений подпунктов 39.4.10 - 39.4.15 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса.

2. В случае выявления рисков непредставления (несвоевременного представления) налогоплательщиком в установленный срок отчета в разрезе стран с целью выяснения обстоятельств возможного нарушения требований подпункта 39.4.11 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику направляет письменный запрос налогоплательщику о предоставлении информации в соответствии с пунктом 73.3 статьи 73 главы 7 раздела II Кодекса.

3. При наличии оснований, определенных подпунктами 78.1.1 и 78.1.2 пункта 78.1 статьи 78 главы 8 раздела II Кодекса, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, инициирует проведение контролирующим органом, в котором состоит на учете налогоплательщик, документальной внеплановой проверки с целью фиксации нарушения налогоплательщиком требований подпункта 39.4.11 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса.

4. В случае представления налогоплательщиком отчетов в разрезе стран с нарушением требований пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса такие факты используются во время принятия решения о проведении проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" и в соответствии с подпунктом 39.5.2.1 подпункта 39.5 .2 пункта 39.5 статьи 39 раздела I Кодекса являются основанием для проведения документальной внеплановой проверки.

5. Информация отчета в разрезе стран, полученная центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, от налогоплательщика в соответствии с подпунктом 39.4.10 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса и/или в рамках международных соглашений относительно автоматического обмена налоговой и финансовой информацией, используется для целей оценки рисков трансфертного ценообразования во время проведения мониторинга контролируемых операций и не может быть самостоятельным основанием для проведения корректировки объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика.

6. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, после получения отчетов в разрезе стран проводит их анализ, в ходе которого, в частности, проверяет:

полноту и достоверность информации, приведенной в отчете в разрезе стран, и ее соответствие требованиям подпунктов 39.4.10 и 39.4.11 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, - в случае получения таких отчетов от компаний - резидентов Украины;

наличие рисков трансфертного ценообразования.

7. Во время проведения анализа отчетов в разрезе стран могут учитываться, в частности, но не исключительно, такие индикаторы:

существенное присутствие (общая сумма доходов (выручки)) группы в определенной юрисдикции;

деятельность группы в определенной юрисдикции ограничена деятельностью, составляющей меньший риск;

значительная общая сумма и доля доходов (выручки) по операциям со связанными лицами в определенной юрисдикции;

результаты юрисдикции отклоняются от потенциально сопоставимых показателей других юрисдикций внутри группы, группы в целом, потенциально сопоставимых предприятий вне группы или средних показателей по отрасли;

юрисдикции со значительной прибылью, но незначительной существенной деятельностью;

юрисдикции со значительной прибылью, но низким уровнем начисленных налогов;

юрисдикции со значительной деятельностью, но с низким уровнем дохода (или убытками);

группа осуществляет деятельность в юрисдикциях, создающих риск размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения;

группа осуществляет "мобильные" типы деятельности (владение или управление интеллектуальной собственностью; закупка и поставка; продажа, маркетинг или дистрибуция (сбыт); внутригрупповое финансирование, страхование), расположенные в юрисдикциях, соответствующих критериям, определенным в абзаце втором подпункта 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 раздела I Кодекса;

произошли изменения в структуре группы, в том числе в связи с расположением активов;

интеллектуальная собственность отделена от связанной деятельности внутри группы;

группа имеет торговые компании, расположенные в юрисдикциях за пределами ее основных рынков;

у группы есть закупочные компании, расположенные в юрисдикциях за пределами ее основных производственных площадок;

уплаченный налог на прибыль постоянно ниже начисленного налога на прибыль;

в группу входят компании с двойным резидентством;

в группу входят компании без налогового резидентства;

группа показывает доходы (выручку) без привязки к определенной юрисдикции (если компания в группе не является резидентом любой юрисдикции);

информация в отчете не соответствует информации, ранее предоставленной компаниями международной группы.

8. Результаты анализа отчетов в разрезе стран должны содержать информацию о:

полноте информации, приведенной в отчетах в разрезе стран;

наличии рисков трансфертного ценообразования с выводами о целесообразности или нецелесообразности принятия решения о проведении проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" и/или других мероприятий анализа информации, приведенной в отчетах в разрезе стран;

инициировании (в случае необходимости) направления налогоплательщику запроса о предоставлении информации с перечнем запрашиваемой информации, и перечнем документов, которые предлагается предоставить в соответствии с подпунктом 73.3 статьи 73 главы 7 раздела II Кодекса.

9. В случае, если представленный налогоплательщиком отчет в разрезе стран не содержит информации в объеме, предусмотренном подпунктом 39.4.11 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, направляет такому налогоплательщику запрос с требованием дополнительно предоставить информацию в соответствии с подпунктом 73.3 статьи 73 главы 7 раздела II Кодекса.

10. Запрос о предоставлении информации считается надлежащим образом врученным, если он направлен в порядке, определенном статьей 42 раздела II этого Кодекса.

11. Налогоплательщики обязаны представлять информацию, указанную в запросе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и ее документальное подтверждение в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

12. Если анализ отчетов в разрезе стран свидетельствует о возможном занижении налогоплательщиком налоговых обязательств в контролируемых операциях и информация, которая может это подтвердить, может быть предоставлена компетентными органами иностранного государства, контролирующий орган инициирует письменный запрос в компетентные органы иностранного государства.

13. Результаты анализа отчетов в разрезе стран, свидетельствующие о несоответствии условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", используются во время принятия решения о:

направлении плательщику налога запроса о предоставлении документации в соответствии с подпунктом 39.4.4 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса (если не запрашивались ранее);

направлении плательщику налога запроса о предоставлении мастер-файла согласно подпункту 39.4.7 пункта 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса (если не запрашивался ранее);

проведении проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" и в соответствии с подпунктами 78.1.14 и 78.1.15 пункта 78.1 статьи 78 главы 8 раздела II Кодекса является основанием для проведения документальной внеплановой проверки.

Директор Департамента
международного налогообложения

Людмила ПАЛАМАР

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
14 августа 2015 N 706
(в редакции приказа Министерства финансов Украины
от 17 марта 2021 N 158)

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
28 мая 2021 г. за N 708/36330


Порядок
опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования

1. Данный Порядок разработан во исполнение абзаца третьего подпункта 39.5.1.1 подпункта 39.5.1 и абзацев первого и седьмого подпункта 39.5.2.13 пункта 39.5.2 пункта 39.5 статьи 39 раздела I Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс).

2. Данный Порядок определяет последовательность действий контролирующих органов и налогоплательщиков при организации и проведении опроса для установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" (далее - опрос).

3. Контролирующий орган, проводящий анализ отчетов о контролируемых операциях, документации по трансфертному ценообразованию, глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файла), дополнительной информации и/или обоснований представленных налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, или проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", самостоятельно определяет необходимость проведения опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика, этапы опроса и объем вопросов, по которым необходимо провести такой опрос.

4. Опрос проводится с целью исследования соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" в соответствии с пунктом 39.1 статьи 39 раздела I Кодекса во время проведения им контролируемых операций, в частности, проверяется соответствие условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", объективность и полнота проведения налогоплательщиком экономического и функционального анализа контролируемой операции, достаточность и полнота обоснования налогоплательщиком экономической целесообразности и наличия деловой цели в контролируемых операциях и отражения соответствующей информации в отчете о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файле), дополнительной информации и/или обоснованиях, представленных налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 39.4.9 статьи 39 раздела I Кодекса.

5. Решение о проведении опроса принимается:

во время анализа отчетов о контролируемых операциях, документации по трансфертному ценообразованию, глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файла), дополнительной информации и/или обоснований представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, руководителем (заместителем руководителя или уполномоченным лицом) контролирующего органа;

во время проведения проверки контролируемой операции должностным лицом, проводящим проверку налогоплательщика. В случае необходимости проведения опроса налогоплательщиков, являющихся сторонами контролируемой операции, которая проверяется, решение о проведении опроса такого плательщика принимается руководителем (заместителем руководителя или уполномоченным лицом) контролирующего органа, проводящего проверку.

6. Контролирующим органом определяются перечень вопросов для опроса и уполномоченное или должностное лицо, и/или работник налогоплательщика, которые были ответственными за принятие решений по соответствующим направлениям его хозяйственной деятельности и/или готовили (оформляли), подписывали соответствующие документы (контракты, договоры, соглашения, финансовую, техническую и другую документацию), связанную с контролируемой операцией и/или готовили отчет о контролируемых операциях и/или документацию по трансфертному ценообразованию.

7. Уведомление о проведении опроса:

1) уведомление о принятых контролирующим органом решениях о проведении опроса направляются налогоплательщикам в порядке, определенном статьей 42 раздела II Кодекса.

2) в уведомлении о проведении опроса указываются уполномоченное должностное лицо и/или работник налогоплательщика, которого приглашают для опроса; дата, время и место проведения опроса и контактные данные должностного лица контролирующего органа, ответственного за организацию и/или проведение опроса;

3) вместе с уведомлением о проведении опроса контролирующим органом налогоплательщику может направляться (вручаться) ориентировочный перечень вопросов для опроса;

4) уведомление о проведении опроса направляется налогоплательщику не менее чем за 7 календарных дней до даты проведения опроса или вручается не менее чем за 2 рабочих дня до даты проведения опроса в порядке.

8. Опрос проводится путем очной встречи должностного лица контролирующего органа и соответствующего уполномоченного, должностного лица или работника налогоплательщика.

9. Место проведения опроса:

опрос, решение о проведении которого принято во время анализа отчетов о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файла), дополнительной информации и/или обоснованиях, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 раздела I Кодекса, проводится в помещении контролирующего органа;

опрос, решение о проведении которого принято во время проведения проверки налогоплательщика, проводится в помещении налогоплательщика по месту проведения проверки и/или в помещении контролирующего органа (последнее - при согласии налогоплательщика);

опрос уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика, являющихся стороной контролируемой операции, которая проверяется, проводится в помещении контролирующего органа, в котором такой плательщик состоит на учете.

10. Налогоплательщик обязан способствовать контролирующему органу в проведении опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика.

11. Налогоплательщик в случае невозможности присутствия на опросе любого из определенных налоговым органом уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика информирует об этом контактное лицо контролирующего органа не менее чем за один рабочий день до даты проведения опроса, письменно уведомляет о причинах такой невозможности и принимает меры относительно согласования места, даты и времени проведения опроса таких лиц.

12. Результаты опроса оформляются протоколом опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования, составляемым в двух экземплярах и подписываемых должностным (ими) лицом (ами) контролирующего органа, (которые) проводила (и) опрос, и опрашиваемым (и). Протокол составляется на бумажном носителе на государственном языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц.

Второй экземпляр протокола опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования вручается опрашиваемому (им), о чем в первом экземпляре делается соответствующая запись.

13. В случае отказа уполномоченного, должностного лица или работника налогоплательщика от предоставления пояснений в ходе опроса и/или подписания протокола опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования, должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Такой акт регистрируется в журнале регистрации актов контролирующего органа.

Директор Департамента
международного налогообложения

Людмила ПАЛАМАР

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Июнь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4