Приказ Минфина N 2 от 06.01.2022 г. «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц, полученных от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 06 января 2022 года N 2

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц, полученных от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица

В соответствии с пунктом 52.6 статьи 52 главы 3 раздела II Налогового кодекса Украины и Порядком предоставления обобщающих налоговых консультаций, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27 сентября 2017 года N 811, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 октября 2017 года за N 1266/31134, приказываю:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию относительно налогообложения доходов физических лиц, полученных от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Украины от 14 мая 2021 г. N 265 "Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц, полученных от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица".

3. Департаменту налоговой политики в установленном порядке обеспечить обнародование этого приказа официальном вебсайте Министерства финансов Украины.

4. Налоговые консультации применять в части, не противоречащей этой Обобщающей налоговой консультации.

5. Председателю Государственной налоговой службы Украины довести этот приказ к сведению соответствующих подразделений Государственной налоговой службы Украины и территориальных органов Государственной налоговой службы Украины.

6. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра финансов Украины Воробей С. И и Председателя Государственной налоговой службы Украины.

И. о. Министра

Денис УЛЮТИН

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
06 января 2022 года N 2


Обобщающая налоговая консультация
относительно налогообложения доходов физических лиц, полученных от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица

Законом Украины от 16 января 2020 года N 466-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве" (далее - Закон N 466), с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Украины от 14 июля 2020 года N 786-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц - предпринимателей" (далее - Закон N 786) и от 17 декабря 2020 года N 1117-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения" (далее - Закон N 1117), Законом Украины от 15 июня 2021 года N 1539-IХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения одноразового (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты одноразового сбора в бюджет" (далее - Закон N 1539) введены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Украины (далее - Кодекс), касающиеся налогообложения доходов физических лиц, полученных от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

В соответствии с пунктом 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса, введенным Законом N 786 с 8 августа 2020 года, временно в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога на доходы физических лиц за 2020 - 2021 налоговые (отчетные) периоды не включаются доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица налогоплательщиком:

1) акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в случае соблюдения всех следующих условий:

процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица начата не ранее 1 января 2020 года и завершена не позднее 31 декабря 2021 года;

налогоплательщик подал в контролирующий орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый (отчетный) год составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества и ликвидированного (прекращенного) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, а также документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества, в соответствии с финансовой отчетностью иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, на дату принятия решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица;

иностранное юридическое лицо или иностранное образование без статуса юридического лица было создано на основании сделки или закона иностранного государства (территории) не позднее 23 мая 2020 года или было зарегистрировано не позднее 23 мая 2020 года в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) в случае, если согласно законодательству такого иностранного государства (территории), регуляторных требований и/или документов, регулирующих деятельность (особого закона) такого иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, такое лицо (образование) подлежит регистрации в соответствующем государстве (территории);

2) конечным бенефициарным владельцем (контролером) от номинального держателя (номинального владельца) в смысле пункта 103.3 статьи 103 раздела II Кодекса при условии соблюдения требований подпунктов "а" - "в" подпункта 1 пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса. При этом налогоплательщик дополнительно к сведениям и документам, предусмотренным в подпункте "б" подпункта 1 пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса, обязан предоставить документы, подтверждающие получение таких доходов от номинального держателя (номинального владельца) в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

Кроме того, с 1 января 2022 года вступит в силу пункт 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса, введенный Законом N 466 в редакции Закона N 1117, согласно которому не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога:

1) дивиденды, полученные плательщиком налога в порядке, определенном подпунктом 170.13.3 пункта 170.13 статьи 170 раздела IV Кодекса, ранее облагаемые на уровне украинской компании;

2) доходы в денежной и/или другой имущественной форме, не являющиеся распределением прибыли в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, полученные плательщиком налогв - акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) от иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в том числе при ликвидации (прекращении) такого иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в пределах стоимости денежных средств и/или имущества, ранее внесенного таким плательщиком налога (членами его семьи первой и второй степеней родства) и учтенного в качестве капитала иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в соответствии с международными стандартами финансового учета;

3) доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные при ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица плательщиком налога - акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в случае соблюдения следующих условий:

процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица начата не ранее 1 января 2020 года и завершена не позднее 31 декабря 2021 года.

В случае если решение акционеров или других уполномоченных лиц о ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица принято после 1 января 2020 года, но не позднее 31 декабря 2021 года, однако процедура ликвидации (прекращения) не может быть завершена до 31 декабря 2021 года в связи с ограничениями и/или требованиями, установленными особым законом иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, или в связи с участием иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в судебном споре, условие сроков завершения процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица считается выполненным, если процедура ликвидации (прекращения) завершена в течение 365 последовательных календарных дней после даты завершения действия таких ограничений и/или завершения судебного спора.

В случае если особым законом иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица предусмотрены требования относительно минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этого иностранного юридического лица и/или его дочерней организации, и/или иностранного образования без статуса юридического лица, при несоблюдении которых у такого налогоплательщика возникает обязанность оплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода приходится на период до 1 января 2021 года, а окончание такого периода приходится на дату после 31 декабря 2021 года, условие сроков завершения процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица выполнена, если процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица завершена в течение 365 последовательных календарных дней после даты завершения периода минимального владения акциями (долями, паями);

налогоплательщик подал в контролирующий орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества и ликвидированного (прекращенного) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, а также документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества, согласно финансовой отчетности иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, составленные в соответствии с международными стандартами финансового учета, на дату принятия решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица;

иностранное юридическое лицо или иностранное образование без статуса юридического лица было создано на основании сделки или закона иностранного государства (территории) не позднее 23 мая 2020 года или было зарегистрировано не позднее 23 мая 2020 года в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) в случае, если в соответствии с законодательством такого иностранного государства (территории), регуляторными требованиями и/или документами, регулирующими деятельность (особого закона) такого иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, такое лицо (образование) подлежит регистрации в соответствующем государстве (территории);

4) доходы, предусмотренные в пункте 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса, полученные конечным бенефициарным владельцем (контролером) от номинального держателя (номинального владельца), в смысле пункта 103.3 статьи 103 раздела II Кодекса, в связи с ликвидацией (прекращением)иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица при условии соблюдения требований подпунктов "а" - "в" пункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса. При этом налогоплательщик дополнительно к сведениям и документам, предусмотренным в подпункте "б" пункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса, обязан предоставить документы, подтверждающие получение таких доходов от номинального держателя (номинального владельца), в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

Вопрос 1

Как применяется освобождение от налогообложения в части налога на доходы физических лиц и военного сбора относительно доходов от ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, полученных физическим лицом за отчетные периоды до 31 декабря 2020 года (включительно), до 31 декабря 2021 года (включительно) и начиная с 1 января 2022 года?

1. Налогообложение доходов полученных, в периоде с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно)

Доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в периоде с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно) налогоплательщиком - физическим лицом, принадлежащим к категориям лиц, определенных пунктами 1 и 2 пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса, в порядке (на условиях) определенных этими пунктами, не включаются в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода такого плательщика налога на доходы физических лиц за 2020 отчетный (налоговый) год. В соответствии с требованиями статьи 179 раздела IV Кодекса указанные доходы должны быть отражены в Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2020 год физического лица - получателя дохода, однако не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем доходы, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, являются объектом обложения военным сбором, а физическое лицо - получатель таких доходов не освобождается от начисления на основании указанной Налоговой декларации, удержания и уплаты (перечисления) сбора в бюджет, поскольку:

1) в соответствии с пунктом 1.7 пункта 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса освобождаются от налогообложения сбором доходы, которые согласно разделу IV этого Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке);

2) однако освобождение доходов, полученных вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, предоставляется на основании нормы Кодекса, предусмотренной в разделе XX "Переходные положения", а не разделе IV "Налог на доходы физических лиц".

Положения пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса вступают в силу с 1 января 2022 года, следовательно, не применяются для целей налогообложения доходов, подлежащих отражению в Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2020 год.

2. Налогообложение доходов, полученных в период с 1 января по 31 декабря 2021 года (включительно)

Доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в периоде с 1 января по 31 декабря 2021 года (включительно) налогоплательщиком - физическим лицом, принадлежащим к категории лиц, определенных пунктами 1 и 2 пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса, в порядке (на условиях) определенных этими пунктами, не включаются в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода такого плательщика налога на доходы физических лиц за 2021 год отчетный (налоговый) год . В соответствии с требованиями статьи 179 Кодекса указанные доходы должны быть отражены в Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2021 год физического лица - получателя дохода, однако не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем доходы, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, являются объектом обложения военным сбором, а физические лица - получатели таких доходов не освобождаются от начисления на основании указанной Налоговой декларации, удержания и уплаты. (перечисления) сбора в бюджет.

Положения пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса вступают в силу только с 1 января 2022 года, следовательно, не применяются для целей налогообложения доходов, подлежащих отражению в Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2021 год.

3. Налогообложение доходов, полученных в периоде с 1 января по 31 декабря 2022 года и в последующих отчетных (налоговых) годах

В состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода таких плательщиков налога на доходы физических лиц за 2022 год отчетный (налоговый) год не включаются:

1) дивиденды, полученные в периоде, начинающемся с 1 января 2022 года, налогоплательщиками в порядке, определенном подпунктом 170.13.3 пункта 170.13 статьи 170 раздела IV Кодекса, ранее обложенные налогом на уровне украинской компании. В соответствии с указанным подпунктом, вступающим в силу с 1 января 2022 года, суммой дивидендов, полученных от украинских юридических лиц непосредственно контролирующим лицом, считается сумма прибыли контролируемой иностранной компании, полученная в виде дивидендов от юридических лиц Украины (как непосредственно, так и опосредованно через цепь подконтрольных юридических лиц) в соответствии с подпунктом 392.3.2.7 подпункта 392.3.2 пункта 392.3 статьи 392 раздела I Кодекса;

2) доходы в денежной и/или другой имущественной форме, не являющиеся распределением прибыли в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, полученные в периоде, начинающемся с 1 января 2022 года, налогоплательщиком - акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующей лицом) от иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в том числе при ликвидации (прекращении) такого иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в пределах стоимости денежных средств и/или имущества, ранее внесенного таким плательщиком налога (членами его семьи первой и второй степеней родства) и учтенного в качестве капитала иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в соответствии с международными стандартами финансового учета;

3) доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в периоде, начинающемся с 1 января 2022 года, налогоплательщиком - физическим лицом, определенным пунктами 3, 4 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса, в порядке (на условиях), установленных этими пунктами.

Законом N 1539 внесены изменения в подпункт 1.7 пункта 161 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины в соответствии с которыми абзац первый подпункта 1.7 пункта 161 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" дополнен словами и цифрами " кроме доходов, указанных в пунктах 3, 4 пункта 170.131 статьи 170 этого Кодекса. Указанные изменения вступают в силу 1 января 2022 года.

Учитывая вышеизложенное, доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в периоде, начинающемся с 1 января 2022 года, облагаются налогом военным сбором по общим правилам, установленным Кодексом.

Вопрос 2

В какой форме должны быть получены доходы в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица для целей применения положений Кодекса относительно их освобождениия от налогообложения?

Положения пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса распространяются на доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

Предполагается, что такие доходы могут быть получены в форме любого имущества, включающего гривну, иностранные валюты, банковские металлы, недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, корпоративные права, права требования, предметы искусства и любое другое движимое или недвижимое имущество.

Вопрос 3

Нужно ли проводить оценку активов или аудит отчетности иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, ликвидирующегося (прекращающегося) юридического лица для целей применения положений Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие такой ликвидации (прекращения)?

Проведение оценки активов или аудита отчетности компании иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, ликвидирующегося (прекращающегося) юридического лица для целей применения требований пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса не предусмотрено.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и подпунктом "б" пункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса налогоплательщик может подать в контролирующий орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый (отчетный) год составленное в произольной форме заявление об освобождении соответствующих доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества и ликвидированного (прекращенного) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, а также документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества, в соответствии с финансовой отчетностью иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, на дату принятия решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица. Примером такого документа с указанной информацией о стоимости полученного имущества может служить передаточный акт (см. ответ на вопрос 9).

Руководствуясь положениями подпункта 20.1.43 пункта 20.1 статьи 20 раздела I Кодекса, контролирующий орган вправе проводить в определенном законодательством порядке проверку показателей, связанных с определением объектов налогообложения и своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплатой всех предусмотренных этим Кодексом налогов и сборов, исполнением законодательства по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Исходя из этого, налоговые органы вправе проверять информацию относительно стоимости имущества, полученного плательщиком налога при ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, которую такой плательщик укажет в Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

В свою очередь, согласно положений подпункта 16.1.5 пункта 16.1 статьи 16 раздела I Кодекса плательщик налога обязан подавать на должным образом оформленное письменное требование контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговые обязательства), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. То есть, налогоплательщик обязан по письменному требованию контролирующего органа представить документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества в соответствии с требованиями пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса. В письменном требовании обязательно указываются конкретный перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик и основания для их предоставления.

Вопрос 4

Допускается ли применение положений Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в следующих случаях:

при ликвидации (прекращении) более одного иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица,

или когда физическое лицо получает указанные доходы в результате более одного события по ликвидации (прекращению)?

Пункт 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункт 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса не предусматривают ограничений в их применении в перечисленных случаях при условии соблюдения всех других требований и условий, определенных указанными нормами Кодекса (в частности, но не исключительно относительно даты начала процесса ликвидации (прекращения), даты завершения процесса ликвидации (прекращения) и т.п.).

Вопрос 5

Требуется ли от плательщика налога для целей применения положений Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, перемещения средств (имущества), полученных в результате такой ликвидации (прекращения), на территорию Украины или раскрытие информации относительно источника получения таких средств (имущества) физическим лицом при составлении налоговой декларации?

Пункт 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункт 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса не содержат требований относительно такого перемещения средств (имущества) для целей применения освобождения указанных доходов от обложения налогом на доходы физических лиц (невключения таких доходов в общий налогооблагаемый доход налогоплательщика). Также таких требований не содержат нормы Кодекса, определяющие особенности обложения военным сбором.

Вместе с тем, при приеме и проверке Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и/или на основании письменного требования контролирующие органы могут требовать от налогоплательщика - физического лица раскрытия информации что доходы в денежной и/или другой имущественной форме, получены им именно в результате ликвидации (прекращения) соответствующего иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

Также на физическое лицо - получателя дохода могут распространяться другие требования законодательства Украины, в частности, законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения.

Вопрос 6

Допускаются ли для целей применения положений Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, ситуации, когда выплата (начисление) дохода вследствие ликвидации (прекращения) и завершения ликвидации (прекращения)) происходят в разных налоговых (отчетных) периодах?

Пункт 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункт 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса не предусматривают ограничений в их применении в данной ситуации при условии, что начало и завершение ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица произошло в пределах налоговых (отчетных) периодов, предусмотренных указанными нормами Кодекса.

При этом возможны разные варианты определения полноты соблюдения условий пункта 14 раздела 1 раздела XX Кодекса и пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса в зависимости от времени и очередности наступления таких событий:

1) момента получения доходов в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица;

2) момента завершения процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, а также

3) момента подачи налогоплательщиком в контролирующий орган Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и заявления об освобождении соответствующих доходов от налогообложения.

По общему правилу, доходы вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица включаются в доход того налогового (отчетного) периода (года), в котором они был фактически получены плательщиком налога от источника выплаты.

Пример 1. Начало процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, а также получение доходов в результате ликвидации (прекращения) состоялось в 2020 году. Завершение процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица состоялось в 2021 году, но до подачи налогоплательщиком в контролирующий орган Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

При указанных условиях соответствующие доходы 2020 года не включаются в общий годовой налогооблагаемый доход на основании пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса, при соблюдении других условий, определенных этим пунктом.

Пример 2. Начало и завершение процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица состоялось в 2020 году. Доходы в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица получены в 2021 году, и на момент их предоставления (выплаты) выполнены все требования пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса относительно применения освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц.

При таких условиях в 2022 году налогоплательщик может подать в контролирующий орган Налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах за 2021 год с указанием этих доходов в составе таких, что не включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода за этот период на основании пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса.

Пример 3. Начало процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, а также получение доходов в результате ликвидации (прекращения) состоялось в 2020 году. На момент подачи налогоплательщиком в контролирующий орган Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица не была завершена.

В таких условиях налогоплательщик может указать соответствующие доходы в составе своего общего годового налогооблагаемого дохода в представленной в 2021 году Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2020 год. То есть такие доходы облагаются налогом на доходы физических лиц и военным сбором по общим правилам.

При этом если процедура ликвидации (прекращения) будет завершена в предельный срок, определенный пунктом 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса (т.е. не позднее 31 июля 2021 года), и будут соблюдены все другие условия этого пункта, налогоплательщик вправе подать в контролирующие органы уточненную Налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах за 2020 год и подать заявление о возврате излишне уплаченных денежных обязательств в порядке, определенном статьей 43 Кодекса.

Если же ликвидация (прекращение) не завершена по состоянию на 1 января 2022 года, следует определить, связано ли это с наличием обстоятельств (ограничений и/или требований), определенных подпунктом "а" пункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса. При наличии таких обстоятельств в указанном примере налогоплательщик сможет подать уточненную Налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах за 2020 год с документальным подтверждением таких обстоятельств и соответствующими пояснениями и заявить о возврате излишне уплаченных налогов, как указано выше, в периоды после 31 декабря 2021 года. Это можно сделать сразу после завершения ликвидации (прекращения), но только в случае, если не превышены предельные сроки такой ликвидации (прекращения), определенные подпунктом "а" пункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса (см. ответ на вопрос 9).

Вопрос 7

Как применяются положения Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, в случаях ликвидации (прекращения) таких лиц (образований), находящихся в собственности нерезидентов - номинальных держателей, включая трастовых управляющих?

Согласно подпункту 392.1.1 пункта 392.1 статьи 392 раздела I Кодекса, вступающему в силу с 1 января 2022 года, контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, признаваемое находящимся под контролем физического лица - резидента Украины или юридического лица - резидента Украины в соответствии с правилами, определенными этим Кодексом.

Юридическим лицом может признаваться корпоративное образование или организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности и осуществлять деятельность от собственного имени и независимо от учредителей, участников или формы собственности. Наличие у контролируемой иностранной компании статуса юридического лица признается в соответствии с законодательством ее регистрации.

В случаях, предусмотренных этой статьей, к контролируемой иностранной компании может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица.

Образованием без статуса юридического лица признается образование, созданное на основании сделки или зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без создания юридического лица, которое в соответствии с законодательством и/или документами, регулирующими его деятельность (особым законом), имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, учредителей, доверителей или других выгодополучателей.

Образования без статуса юридического лица могут включать, в частности, но не исключительно, партнерства, трасты, фонды, другие учреждения и организации, созданные на основании сделки или закона иностранного государства (территории). К образованиям без статуса юридического лица приравниваются лица - нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 раздела I Кодекса, которые согласно Закону не являются юридическими лицами.

В соответствии с подпунктом 392.1.2 пункта 392.1 статьи 392 раздела I Кодекса, с учетом положений статьи 392 раздела I Кодекса контролирующим лицом является физическое лицо или юридическое лицо - резиденты Украины, являющиеся прямыми или опосредованными собственниками (контролерами) контролируемой иностранной компании.

В частности, иностранная компания признается контролируемой иностранной компанией, если физическое лицо - резидент Украины или юридическое лицо - резидент Украины:

владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более 50 процентов, или

владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более 10 процентов, при условии что несколько физических лиц - резидентов Украины и/или юридических лиц - резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

отдельно или вместе с другими резидентами Украины - связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Физическое лицо - резидент Украины или юридическое лицо - резидент Украины не признаются контролирующими лицами, если их владение долей в контролируемой иностранной компании реализовано через прямое или опосредованное владение в другом юридическом лице - резиденте Украины, при условии, если последнее признается контролирующим лицом согласно этому пункту и на него возлагается обязательство относительно налогообложения скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании.

Таким образом, термин "контролирующее лицо" следует применять в широком смысле термина "контроллер" ("конечный бенефициарный владелец"). В частности, этот термин охватывает, среди прочего, статус учредителя или бенефициара траста, учредителя или бенефициара частного фонда, бенефициарного собственника при наличии у иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица номинального зарегистрированного собственника и т.д.

Соответственно, номинальным держателем (номинальным собственником) может быть зарегистрирован акционер или участник иностранного юридического лица (при наличии у такого акционера или участника договора номинального владения, номинальной декларации или аналогичного юридического инструмента в отношении плательщика налога), трастовый управляющий траста, совет директоров или другие органы управления частного фонда. Номинальным держателем (номинальным владельцем) может быть другое лицо, отвечающее следующим критериям:

1) такое лицо является юридическим (формальным) владельцем иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, или принадлежащего им имущества;

2) такое право собственности ограничено обязательствами перед плательщиком налога как бенефициарным собственником (в частности, но не ограничиваясь этим, отсутствие права, без согласия бенефициарного собственника, голосовать на общих сборах, отчуждать имущество, получать дивиденды или ликвидационный доход и т.д.).

Следует отметить, что пункт 2 пункта 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пункт 4 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса содержат ссылки на определение номинального держателя (номинального владельца) в смысле пункта 103.3 статьи 103 Кодекса.

Согласно абзацу второму пункта 103.3 статьи 103 раздела I Кодекса бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не является юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или выполняет только посреднические функции относительно такого дохода, о чем, в частности, могут свидетельствовать следующие признаки:

указанное лицо не имеет достаточно полномочий или в случае, подтвержденном фактами и обстоятельствами, не имеет права пользоваться и распоряжаться таким доходом и/или

указанное лицо передает полученный доход или преимущественную его часть в пользу другого лица независимо от способа оформления такой передачи и указанное лицо не выполняет существенные функции, не использует значительные активы и не несет существенных рисков в операции по такой передаче, и/или указанное лицо не имеет соответствующих ресурсов (квалифицированного персонала, основных средств во владении или пользовании, достаточного собственного капитала и т.п.), необходимых для фактического выполнения функций, использования активов и управления рисками, связанными с получением соответствующего вида дохода, которые только формально возлагаются (используются, принимаются) на указанное лицо в связи с совершением операции по такой передаче.

Следовательно, при наличии у иностранного юридического лица или у иностранного образования без статуса юридического лица номинального держателя (номинального владельца) должны применяться следующие требования положений Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица:

1) в случае получения имущества плательщиком налога непосредственно от иностранного юридического лица или у иностранного образования без статуса юридического лица - общие правила, определенные пунктом 14 подраздела 1 раздела XX Кодекса и пунктом 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса (в этом случае плательщик налога выступает в качестве "контролирующего лица"), или

2) в случае получения имущества плательщиком налога от номинального держателя (номинального владельца) - дополнительные специальные правила, в части определения категорий физических лиц, на которых распространяется такое освобождение и условия такого распространения, предусмотренные пунктом 2 пункта 14 подраздела I раздела XX Кодекса и пунктом 4 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса.

Вопрос 8

Какие документы необходимо подавать в контролирующий орган для целей применения положений Кодекса относительно освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица?

Физическое лицо, которое в отчетном (налоговом) году получило доходы вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, должно подать в сроки, определенные Кодексом:

1) Налоговую декларацию об имущественном положении и доходах;

2) заявление в произвольной форме, с указанием характеристик полученного имущества и ликвидированного (прекращенного) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица;

3) документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества, в соответствии с финансовой отчетностью иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, составленные в соответствии с международными стандартами финансового учета, на дату принятия решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

В случае получения дохода вследствие ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица через номинального держателя (номинального владельца) такого лица или образования, плательщик налога в обязательном порядке дополнительно подает документы, подтверждающие его права на получение соответствующего имущества. Такими документами могут быть, в частности, договор номинального содержания и (или) приложение к нему, трастовой договор или аналогичный документ и (или) приложение к нему, договор, регулирующий права бенефициаров в частном фонде (например, устав частного фонда и т.п.).

В случае получения ликвидационного дохода непосредственно от иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, находящегося в собственности номинального держателя (номинального владельца), подача таких дополнительных документов не требуется, поскольку физическое лицо выступает в качестве "контролирующего лица" в определении статьи 392 раздела I Кодекса.

Для доказательства фактов, являющихся условиями применения налогового особождения - по собственной инициативе плательщика налога или по требованию контролирующего органа - могут подаваться также следующие документы относительно соответствующих фактов/событий:

Регистрация (создание) иностранного юридического лица: свидетельство о регистрации юридического лица, выписка из реестра компаний (судебного реестра), устав юридического лица и т.п.;

Регистрация (создание) иностранного образования без статуса юридического лица: договор партнерства, договор трастового управления, трастовый договор, трастовая декларация, договор о создании фонда;

Начало процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица: решение (протокол) общих сборов участников, общих сборов акционеров, директора, совета директоров, других уполномоченных органов;

Начало процедуры ликвидации (прекращения) иностранного образования без статуса юридического лица: решение (протокол) трастового управляющего, бенефициаров траста, протектора траста, энфорсера траста, партнеров партнерства, директоров фонда;

Принятие решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного юридического лица: решение или ликвидационный баланс ликвидационного управляющего (ликвидационных управляющих), директора (директоров), суда и т.п.;

Принятие решения о распределении имущества в качестве выплаты дохода в связи с ликвидацией (прекращением) иностранного образования без статуса юридического лица: решение или ликвидационный баланс ликвидационного управляющего (ликвидационных управляющих), директора (директоров), партнера (партнеров), суда и т.п.;

Документы, содержащие сведения о стоимости полученного имущества; в соответствии с финансовой отчетностью иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: ликвидационный баланс, решение ликвидационного управляющего (ликвидационных управляющих) или директора (директоров);

Получение дохода в денежной форме: налоговая декларация, заявление плательщика налога в произвольной форме, выписка с банковского счета и т.п.;

Получение дохода в другой имущественной форме: налоговая декларация, заявление плательщика налога в произвольной форме, выписка с банковского счета в ценных бумагах, акт приема-передачи, документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности, и т.п.;

Статус акционера: свидетельство о владении акциями, реестр акционеров, выписка из реестра компаний (судебного реестра), устав и т.п.;

Статус участника: свидетельство о владении долями участия, реестр участников, выписка из реестра компаний (судебного реестра), устав и т.п.;

Статус партнера: партнерский договор, свидетельство партнера, выписка из реестра компаний (судебного реестра) и т.п.;

Статус пайщика: свидетельство о долевом участии, реестр пайщиков и т.п.;

Статус учредителя: договор трастового управления, трастовый договор, устав, договор, партнерский договор и т.п.;

Статус контролирующего лица: заявление плательщика налога в произвольной форме, статус плательщика налога как бенефициара в банковских формах и т.п.;

Завершение процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица: свидетельство о ликвидации, выписка из реестра компаний (судебного реестра), набор документов, совокупно означающих факт ликвидации согласно соответствующему закону (например, решение (протокол) общих сборов участников и документ об уведомлении государственного органа о принятии такого решения);

Завершение процедуры ликвидации (прекращения) иностранного образования без статуса юридического лица: решение (протокол) трастового управляющего, бенефициаров траста, протектора траста, энфорсера траста, партнеров партнерства, директоров фонда и т.д.

Вопрос 9

Как применяются нормы, определяющие основания продления сроков завершения ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица после 31 декабря 2021 года для целей предоставления освобождения от налогообложения доходов, подлежащих получению вследствие такой ликвидации (прекращения)?

Одним из условий, при соблюдении которых не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога доходы в денежной и/или другой имущественной форме, полученные при ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица плательщиком налога - акционером (участником, партнером, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица является условие относительно периода, в течение которого должна состояться такая процедура ликвидации (прекращения).

В соответствии с подпунктом "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица начата 1 января 2020 года и будет завершена не позднее 31 декабря 2021 года.

Вместе с тем абзацы второй и третий подпункта "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса определяют основания для продления сроков завершения ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица для целей применения освобождения от налогообложения к доходам, полученным от ликвидации (прекращения).

1. Ограничения и/или требования, установленные особым законом иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица (другие, чем требования относительно минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этого иностранного юридического лица и/или его дочерней организации, и/или иностранного образования без статуса юридического лица) - абзац второй подпункта "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса.

Эти ограничения и требования могут включать, в частности, сроки прохождения процедур, обязательных для добровольной ликвидации или прекращения иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица (рассмотрение уполномоченными органами решения акционеров или других уполномоченных лиц о ликвидации (прекращении), размещение публикаций относительно ликвидации (прекращения) в официальных местных изданиях (если такое размещение является необходимым условием ликвидации (прекращения), проведение налоговой проверки контролирующими органами), введенные местным законом или другим нормативным актом на территории страны регистрации иностранной контролируемой компании карантинных ограничений, если такие ограничения не позволяют завершить юридические процедуры в срок).

Условие сроков завершения процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица считается выполненным, если процедура ликвидации (прекращения) завершена в течение 365 последовательных календарных дней после даты завершения действия таких ограничений.

2. Участие иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в судебном споре - абзац второй подпункта "а" подпункта из пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса.

Под указанным спором подразумевается судебный спор в любой юрисдикции, в любом компетентном суде (суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды и т.д.), на любом этапе судебного производства (разбирательство по существу, апелляция, кассация и т.п.), по любому предмету спора (гражданские, хозяйственные, административные, уголовные дела), а также с любым оппонентом или без такового.

Вместе с тем существование указанного спора должно создавать объективное препятствие для ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица.

Условие сроков завершения процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица считается выполненным, если процедура ликвидации (прекращения) завершена в течение 365 последовательных календарных дней после даты завершения судебного спора.

Для целей применения положений подпункта "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса не установлены требования относительно конкретной даты начала процедур добровольной ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года включительно. Поэтому применение обстоятельств продления сроков завершения ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, изложенных в абзаце втором подпункта "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса, не зависит от даты начала процедур добровольной ликвидации (прекращения)), если:

эта дата находится в указанном периоде (после 1 января 2020 года, но не позднее 31 декабря 2021 года), и

в этом периоде принято решение акционеров или других уполномоченных лиц о ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, оформленное надлежащим образом и являющееся основанием для начала процедур ликвидации (прекращения).

3. Требования относительно минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями иностранного юридического лица и/или его дочерней организации и/или иностранного образования без статуса юридического лица, при несоблюдении которых у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода приходится на период до 1 января 2021 года, а окончание такого периода приходится на дату после 31 декабря 2021 года (в соответствии с особым законом иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица) - абзац третий подпункта "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса.

Примером указанной ситуации может служить норма иностранного закона, предоставляющая налоговое освобождение или снижающая ставку налога у источника (относительно дохода в виде дивидендов и/или инвестиционного дохода от продажи корпоративных прав) при условии владения корпоративными правами более 12 месяцев подряд.

Применение этого основания относительно продления сроков ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица не зависит от одновременного применения дополнительных условий для освобождения от налогообложения или снижения ставки налога у источника (например, владение определенным минимальным процентом корпоративных прав) или фактического использования такого освобождения от налогообложения или снижения ставки налога у источника выплаты в результате получения дохода плательщиком налога.

Условие сроков завершения процедуры ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица является выполненным, если процедура ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица завершена в течение 365 последовательных календарных дней с даты завершения периода минимального владения акциями (долями, паями).

Физическое лицо - получатель дохода должен подать пояснения в произвольной форме относительно существования обстоятельств, перечисленных в абзацах втором и третьем подпункта "а" подпункта 3 пункта 170.131 статьи 170 раздела IV Кодекса, при составлении Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за соответствующий отчетный (налоговый) год, в котором получены доходы при ликвидации (прекращении) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица от ликвидации (прекращения).

Вопрос 10

Каков порядок налогообложения дохода от отчуждения движимого имущества, полученного физическим лицом в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица?

Налогообложение дохода от продажи (отчуждения) имущества, полученного физическим лицом в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, осуществляется по общим правилам Кодекса для соответствующего типа дохода и источника выплаты.

В частности, факт получения такого имущества в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица не создает для плательщика налога расходы на приобретение инвестиционного актива для целей пункта 170.2 статьи 170 раздела IV Кодекса, определяющего особенности налогообложения инвестиционной прибыли.

Вопрос 11

Каков порядок налогообложения доходов от отчуждения недвижимого имущества, полученного физическим лицом в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица?

Налогообложение дохода от продажи (отчуждения) имущества, полученного физическим лицом в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, осуществляется по общим правилам Кодекса для доходов от недвижимого имущества, с учетом особенностей источника выплаты дохода.

Вопрос 12

Каков порядок налогообложения в случае совпадения в одном лице плательщика налоаг кредитора и должника по имущественным правам требования (денег, инвестиционных активов или другого имущества), полученным плательщиком налога в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица?

После получения имущественных прав требования происходит сочетание кредитора и должника в одном лице, что по требованиям статьи 606 Гражданского кодекса Украины является основанием прекращения обязательства. При этом указанное прекращение обязательства в изложенной ситуации не приводит к возникновению у плательщика налога налоговых последствий по налогу на доходы физических лиц и/или по военному сбору.

В свою очередь, обложение налогом на доходы физических лиц и военным сбором доходов в виде имущественных прав требования к физическому лицу - плательщику налога, полученных таким плательщиком налога в результате ликвидации (прекращения) иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица, происходит по правилам, изложенным в ответе на вопрос 1.

Директор Департамента
налоговой политики

Лариса МАКСИМЕНКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины N 1928-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6