Приказ Минфина N 7 от 12.01.2022 г. «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно отдельных вопросов учета налогоплательщиков»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 12 января 2022 года N 7

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации относительно отдельных вопросов учета налогоплательщиков

В соответствии с пунктом 52.6 статьи 52 главы 3 раздела II Налогового кодекса Украины и Порядком предоставления обобщающих налоговых консультаций, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27 сентября 2017 года N 811, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 октября 2017 года за N 1266/31134, приказываю:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию относительно отдельных вопросов учета налогоплательщиков, которая прилагается.

2. Департаменту налоговой политики в установленном порядке обеспечить обнародование этого приказа официальном вебсайте Министерства финансов Украины.

3. Налоговые консультации применять в части, не противоречащей этой Обобщающей налоговой консультации.

4. Председателю Государственной налоговой службы Украины довести этот приказ к сведению соответствующих подразделений Государственной налоговой службы Украины и территориальных органов Государственной налоговой службы.

5. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра финансов Украины Воробей С. И. и Председателя Государственной налоговой службы Украины.

И. о. Министра

Денис УЛЮТИН

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
12 января 2022 года N 7


Обобщающая налоговая консультация относительно отдельных вопросов учета налогоплательщиков

В пункте 63.3 статьи 63 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) установлены следующие требования относительно учета налогоплательщиков в контролирующих органах.

Налогоплательщик обязан встать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета налогоплательщиков.

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности относительно уплаты налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу этого Кодекса.

Согласно вышеприведенным нормам Кодекса, обязанности относительно учета в соответствующих контролирующих органах и их уведомления обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, плательщики выполняют согласно Порядку учета налогоплательщиков, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 09 декабря 2011 года N 1588 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 22 апреля 2014 года N 462) (далее - Порядок).

Утверждая этот Порядок, учли, что цель учета налогоплательщиков - создание условий для осуществления контролирующими органами налогового контроля, в том числе контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, как это определено в пункте 63.1 статьи 63 Кодекса и в пункте 1.2 раздела I Порядка.

С учетом изложенного, обязанности налогоплательщиков относительно взятия на учет в контролирующих органах по месту нахождения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые производится деятельность (неосновное место учета), детализированы в разделе VII Порядка.

Так, согласно пунктам 7.1 и 7.3 раздела VII Порядка предусматривается следующее.

Если в соответствии с законодательством у налогоплательщика кроме обязанностей относительно представления налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начисления, удержания или уплаты (перечисления) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по основному местонахождению возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, такой налогоплательщик обязан встать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем контролирующем органе.

В контролирующем органе по неосновному месту учета налогоплательщик уплачивает все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны уплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета, относительно таких налогов подает налоговые декларации (расчеты, отчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика, а контролирующий орган относительно налогоплательщика осуществляет администрирование таких налогов, сборов.

Также пункт 63.3 статьи 63 Кодекса обязывает налогоплательщиков уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета налогоплательщиков.

Эти обязанности детализированы в разделе VIII Порядка.

Так, в пунктах 8.1, 8.2 и 8.3 раздела VIII Порядка установлено следующее.

Налогоплательщик обязан уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета в порядке, установленном этим разделом.

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением или через которые ведется деятельность (далее - объекты налогообложения), являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности относительно уплаты налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующим разделам Налогового кодекса Украины.

Если у налогоплательщика происходит регистрация, создание или открытие объекта налогообложения на территории административно-территориальной единицы, где он не состоит на учете, то такой налогоплательщик обязан встать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению такого объекта. в порядке, определенном разделом VII этого Порядка.

Вопрос 1

Юридическое лицо открывает за пределами территорий, где оно состоит на налоговом учете, в собственном или арендованном помещении свое обособленное подразделение, в котором будут по трудовому договору работать (иметь постоянное место работы) сотрудники этого юридического лица. Должно ли такое юридическое лицо встать на налоговый учет в соответствующем контролирующем органе по неосновному месту учета, по месту создания этого подразделения и уведомить об открытии такого подразделения контролирующий орган по основному месту учета путем подачи уведомления по форме 20-ОПП?

Ответ: Согласно подпункту 168.4.3 пункта 168.4 статьи 168 раздела IV Кодекса налог на доходы, начисленный работникам обособленного подразделения, перечисляется в соответствующий бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения. В случае наличия того, что указанное обособленное подразделение ведет бухгалтерский учет своих операций, имеет обособленный баланс, регистрируется в ЕГР, и ему делегировано юридическим лицом право уплачивать налог на доходы физических лиц, юридическое лицо не обязано согласно требований статьи 63 Кодекса, разделов VII и VIII Порядка:

а) становиться на учет в соответствующем контролирующем органе по неосновному месту учета по местонахождению обособленного подразделения, в котором по трудовому договору будут работать (иметь постоянное место работы) сотрудники этого юридического лица;

б) уведомлять о создании такого подразделения контролирующий орган по основному месту учета путем подачи уведомления по форме 20-ОПП.

Такое освобождение не применяется, если юридическое лицо по местонахождению указанного обособленного подразделения имеет другие подразделения, имущество, объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением или через которые ведется деятельность, не состоящие на балансе или в составе указанного обособленного подразделения, а находящиеся на балансе юридического лица, а также если обособленное подразделение не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет налог на доходы физических лиц - работников такого обособленного подразделения.

Вопрос 2

Банковское учреждение для ведения собственной хозяйственной деятельности использует банкоматы, банковские автоматы самообслуживания (банковские автоматы), платежные терминалы. В то же время такое оборудование может быть установлено вне отделений, помещений учреждения банка, например в арендованном помещении. Должно ли такое банковское учреждение уведомить о покупке, продаже, взятии или предоставлении в аренду (лизинг) и возврате таких активов и изменении мест их размещения контролирующий орган по основному месту учета путем подачи уведомления по форме 20-ОПП?

Ответ:

Согласно требований статьи 63 Кодекса, разделов VII и VIII Порядка у такого плательщика не возникает обязанности уведомлять контролирующий орган о таких активах или изменении мест их размещения, или аренде части помещения исключительно для размещения таких активов, путем подачи уведомления по форме 20-ОПП.

Вопрос 3

Юридическое лицо использует в своей хозяйственной деятельности бытовой газовый котел для обогрева помещения в зимнее время и топливный генератор для возобновления электроснабжения в помещении в нештатных ситуациях.

Юридическое лицо состоит на учете в контролирующем органе по неосновному месту учета по местонахождению помещения (собственного или арендованного), оборудованного котлом и генератором.

Должно ли такое юридическое лицо подавать уведомление по форме 20-ОПП в контролирующий орган по основному месту учета об указанном оборудовании, находящемся в помещениях (собственных или арендованных), о которых уже подавалось уведомление по форме 20-ОПП?

Ответ:

Поскольку юридическое лицо состоит на учете в контролирующем органе по неосновному месту учета по местонахождению помещения (собственного или арендованного), о котором уже подавалось уведомление по форме 20-ОПП, применяется принцип укрупнения информации в соответствии с нормами раздела VIII Порядка.

Отдельно уведомлять контролирующий орган по основному месту учета путем подачи уведомления по форме 20-ОПП о котеле и генераторе, эксплуатируемых по адресам расположения собственных или арендованных помещений юридического лица, относительно которых подавалось уведомление по форме 20-ОПП, не требуется.

Вопрос 4

В приложении 10 к Порядку утвержден образец Уведомления по форме N 20-ОПП, в пункте 3 Памятки для заполнения раздела 3 Уведомления по форме N 20-ОПП указано следующее.

Графа 3 "Тип объекта налогообложения" заполняется в соответствии с рекомендованным справочником типов объектов налогообложения, обнародованным на официальном вебсайте ГНС и размещенном на информационных стендах в контролирующих органах. Также в пункте 8.7 раздела VII Порядка предусмотрено, что рекомендованный справочник типов объектов налогообложения публикуется на официальном вебсайте ГНС и размещается на информационных стендах в контролирующих органах.

Является ли Рекомендованный справочник типов объектов налогообложения, обнародованный на официальном вебсайте ГНС, нормативно-правовым актом, обязательным для всех налогоплательщиков?

В случае заполнения налогоплательщиком графы 3 "Тип объекта налогообложения" с другой информацией, чем в Рекомендованном справочнике, возникают ли правовые основания для применения к этому налогоплательщику штрафа согласно пункту 117.1 статьи 117 Кодекса?

Ответ:

Рекомендуемый справочник типов объектов налогообложения не является нормативно-правовым актом, имеет рекомендованный характер и в случае указания другой информации, чем в Рекомендованном справке, во время подачи уведомления по форме 20-ОПП к налогоплательщикам не могут применяться штрафы согласно Кодексу. В то же время, заполнение налогоплательщиком графы 3 "Тип объекта налогообложения" является обязательным.

Вопрос 5

Кто подает уведомление по ф. N 20-ОПП с информацией об объектах налогообложения обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств)?

Ответ: Согласно пункту 15.1 статьи 15 Кодекса налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения согласно Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно Кодексу.

Согласно подпункту 14.1.30 пункта 14.1 статьи 14 термин "обособленные подразделения" используется в значении, определенном Гражданским кодексом Украины. Для раздела IV этого Кодекса (налог на доходы физических лиц) - в определении Хозяйственного кодекса Украины.

Согласно статье 95 Гражданского кодекса Украины филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его места нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его места нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденного им положения.

Пунктом 63.3 статьи 63 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделениий юридических лиц, месту жительства лица (основное место учета), а также по месту нахождения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые производится деятельность (неосновное место учета).

Налогоплательщик обязан встать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета налогоплательщиков.

Поскольку плательщиком налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, транспортного налога, платы за землю, арендной платы за земельный участок является субъект хозяйствования (физическое и юридическое лицо), уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением, или через которые ведется деятельность, относительно движимого, недвижимого имущества и земельных участков подается по форме N 20-ОПП таким налогоплательщиком - субъектом хозяйствования.

Согласно пункту 8.2 раздела VIII Порядка обособленное подразделение юридического лица (филиал, представительство) обязано встать на учет в контролирующих органах, уведомлять обо всех находящихся на его балансе объектах налогообложения путем представления в контролирующий орган уведомления по форме N 20-ОПП, кроме объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность, где налогоплательщиком в соответствии с Кодексом определен субъект хозяйствования (юридическое лицо, которым созданы такие обособленные подразделения, филиалы, представительства), информация о которых подана таким субъектом хозяйствования.

Директор Департамента
налоговой политики

Лариса МАКСИМЕНКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины N 1928-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6