logo
Украинский (UA)Русский (RU)

Председателю Верховной Рады Украины

В. М. Литвину

 

О ходе подготовки проекта

Налогового кодекса Украины

ко второму чтению

 

Уважаемый Владимир Михайлович!

 

Исходя из чрезвычайного общественного интереса к содержанию проекта Налогового кодекса Украины, информирую Вас о ходе его подготовки ко второму чтению.

После принятия Верховной Радой Украины 17 июня 2010 года проекта Налогового Кодекса Украины (рег. № 6509) за основу, мной, как Председателем Комитета, был предпринят ряд мер по организационному обеспечению его подготовки ко второму чтению, а именно:

- Отправлено обращение главам фракций и комитетов Верховной Рады Украины с просьбой довести до ведома  народных депутатов Украины, что предложения и правки субъектов права законодательной инициативы к проекту Налогового Кодекса Украины вносятся согласно статье 116 Регламента Верховной Рады Украины (до 1 июля 2010 года включительно);

- Отправлено обращение Председателю Верховной Рады Украины и Руководителю Аппарата Верховной Рады Украины с просьбой дать поручение Управлению компьютеризированных систем Аппарата Верховной Рады Украины принять участие в формировании сравнительной таблицы по разделам. Попутно позвольте выразить благодарность за быстрое реагирование - на прошлой неделе были проведены совместные совещания секретариата Комитета и работников Управления компьютеризованных систем по согласованию действий по подготовке сравнительной таблицы и работа началась;

- Утвержден график обработки предложений субъектов законодательной инициативы работниками аппарата Комитета по отдельным разделам законопроекта совместно с представителями Кабинета Министров Украины и общественности;

- Направлено письмо Председателю Верховной Рады Украины и Руководителю Аппарата Верховной Рады Украины относительно необходимости срочного увеличения штатной численности секретариата на четыре единицы, но, к сожалению, в настоящее время вопрос не урегулирован;

- Предварительно определены сроки подготовки и рассмотрения на заседаниях Комитета отдельных разделов проекта Налогового кодекса.

Технический аспект

Информирую Вас, что по состоянию на 18 часов 25 июня 2010 года в Комитет поступило письменно и/или по электронной почте более 1600 замечаний от народных депутатов Украины. К концу 1 июля с.г. ожидается принятие не меньшего количества замечаний, в том числе от Президента Украины и Кабинета Министров Украины, исходя из содержания заявлений заместителя Администрации Президента И. Акимовой и вице-премьер министра Украины С. Тигипко.

Представляя проект Налогового кодекса, Кабинет Министров Украины подал сравнительную таблицу только к законам неналогового характера (например, Гражданского, Хозяйственного, Уголовного кодексов и т.п.). Вместо этого на первое чтение Кабинет Министров Украины не подал сравнительную таблицу по налоговым законам. По моему поручению такая таблица была сделана, поскольку без ее существования невозможно оценить эффект предлагаемых изменений в существующее налоговое право. Такая таблица насчитывает 670 страниц.

По прогнозу сотрудников Управления компьютеризованных систем после внесения всех предложений народных депутатов Украины, полученных по состоянию на 25 июня 2010 года, сравнительная таблица будет составлять не менее 2000 страниц.

Учитывая, что большинство замечаний обычно подается в последние дни, оптимистично можно ожидать их общее количество не менее, чем 3000, а общее число страниц сравнительной таблицы, - не менее 4000.

Кроме того, вопреки правилам оформления законодательной инициативы, от народных депутатов Украины продолжают поступать предложения, которые носят общий характер, без определения разделов или статей, к которым вносятся изменения. Таких предложений есть подавляющее большинство. Вот несколько одиозных примеров: «В налоге с доходов физических лиц запретить использование наемного труда для субъектов предпринимательства, которые не могут обеспечить его оплаты на минимальном уровне» или «Оставить налогообложение роялти на действующем уровне». Включение в сравнительную таблицу таких предложений требует много времени и затрудняет работу с ней.

Даже если после 25 июня 2010 года никаких новых предложений не поступит, то Комитет должен потратить минимум 134 часа непрерывной работы для голосования по уже поданным предложениям (в расчете до 5 минут на обсуждение каждой поправки), а Верховная Рада Украины должна потратить минимум 54 часа непрерывной работы (в расчете до 1 минуты от субъекта законодательной инициативы и до 1 минуты от представителя Комитета по каждой правке).

Если же до 1 июля 2010 года поступят новые предложения, то указанные сроки должны быть увеличенны минимум в полтора раза. Следовательно, при поступлении всех предложений от субъектов законодательной инициативы, Верховная Рада Украины должна посвятить рассмотрению этого законопроекта минимум 80 текущих часов рабочего времени, ввиду того, что ежедневно рабочее время сессионного заседания составляет 7,5 рабочих часов, то для рассмотрения проекта Налогового кодекса потребуется 11 дополнительных сессионных дней или 3 сессионные недели.

Общественный аспект

Проект Налогового кодекса не был обсужден в обществе. Недавно Президент Украины заявил о необходимости проведения общественных слушаний начиная с 25 июня с.г., но они до сих пор не начаты.

Экономический аспект

Наиболее проблемными в проекте являются раздел I "Общие положения" (глоссарий) и раздел II "Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)", которые являются фундаментом Налогового кодекса. Над подобными разделами парламент Казахстана, который первым принял Налоговый кодекс в СНГ, а после Российской Федерации, работали по несколько лет.

Нуждаются в глобальном пересмотре предложенные подходы к налогообложению прибыли предприятий, поскольку проект не использует Международных стандартов финансового учета, переход на которые является предпосылкой создания зоны свободной торговли с ЕС; порядка предоставления возмещений по НДС и его гармонизации с 6 и 112 Директивами ЕС; правил администрирования акцизного сбора и введение акцизных складов; предоставление налоговых кредитов гражданам по налогу на доходы физических лиц; расчета ресурсных платежей (ренты) и т.д.

Кроме того, предложенный неоправданно жесткий подход к самозанятым лицам (малому и среднему бизнесу) может привести к резкому увеличению официальной и скрытой безработицы граждан и общественных протестов.

Более детальный обзор положений проекта Налогового кодекса предоставляется в приложении к письму (на 25 страницах).

Бюджетный аспект

Принятие проекта Налогового кодекса в предложенной редакции незначительно повлияет на изменение налоговой базы для формирования бюджета на 2011 год, поскольку по расчетам Министерства финансов Украины основой дополнительных 2,4 млрд. гривен доходов является экологический налог, а именно 1,4 млрд. грн. Это составляет менее 0,2% от дохода сводного бюджета Украины. Именно поэтому принятие Налогового кодекса не может считаться как предпосылка принятия изменений в Бюджетный кодекс Украины или наоборот.

Предложения:

1. Отсрочить начало рассмотрения проекта Налогового кодекса во втором чтении до осенней сессии 2010 года.

2. Рассматривать проект Налогового кодекса по разделам (главам) с предварительным обязательным проведением общественных обсуждений предложенных редакций. Для этого принять постановление Верховной Рады Украины об особом порядке рассмотрения проекта. Комитет будет рад разработать проект такого постановления и график рассмотрения составных частей Налогового кодекса.

3. С целью внедрения новой редакции Бюджетного кодекса (в сфере межбюджетных отношений) разработать и принять на этой сессии Корреспондирующие изменения в Закон Украины «О системе налогообложения» (относительно местных налогов и сборов). Комитет будет рад разработать такой проект в сжатые сроки.

4. Согласно пункту 3 статьи 92 Регламента Верховной Рады Украины, предложения, поправки, выводы к проекту Налогового кодекса, которые подаются в Аппарат Верховной Рады или непосредственно в комитет, должны соответствовать требованиям, предъявляемым для подачи законодательных предложений, определенных Регламентом Верховной Рады.

5. Срочно решить вопрос об увеличении количества штатных работников секретариата Комитета на 4 единицы.

Предоставляется в порядке информации и для принятия решений.

Приложение: на 25 страницах.

 

С уважением,

Председатель Комитета

С. А. Терехин

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Погода в Украине

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3